Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 14 марта 2006

АПОСТРОФ

№11 (643) от 15 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Смирнов
АПОСТРОФ

Легс Макнил, Джиллиан Маккейн "Прошу, убей меня!". М.: — АСТ, 2005.— 512 с. — (серия "Альтернатива").
Кажется, Егор Летов назвал "Прошу, убей меня" лучшей книгой о панк-роке, которую он когда-либо читал. Также среди откликов был такой парадоксально-восторженный отзыв — "лучшая рок-н-ролльная книга, с учетом того, что в ней нет ни слова о музыке".
Так творился рок-н-ролл как жанр, как жизнь, как судьба. "Честная, детально выписанная история без цензуры, полная мерзостей — но и своеобразного очарования", — писал журнал "Rolling Stone".
В оптике авторов — зарождение панка в Америке. Собственно, сами авторы достаточно условны. В основу документального романа легли несколько сот часов интервью с рок-героями и их окружающими — от продюсеров до друзей.
Текст "Прошу, убей меня" талантливо и убедительно сплетен из высказываний музыкантов "The Velvet Underground", "The Stooges", "Ramones", "Television", "МС5". Объемны физиономии Лу Рида, Игги Попа, Ди Ди Рамоне, Патти Смит, Малькольма Макларена.
Ознакомиться с этой книгой необходимо всем, кто хоть как-то вошел в обозначенное пространство. И сделать соответствующие выводы.
Александр Дугин "Поп-культура и знаки времени". — СПб.: Амфора, 2005. — 495 с. — (серия "Личное мнение").
Книга вполне может претендовать на культовый статус сродни "Тамплиерам пролетариата" и, несомненно, является одной из наиболее ценных из обширного и неоднозначного корпуса текстов лидера неоевразийцев. За основу взят излюбленный метод:"Поп-культура" — это сборник статей, интервью, выступлений на круглых столах. Некоторым текстам уже лет по двенадцать, однако актуальности и адекватности от этого они совсем не потеряли.
Сам Дугин вовсе не далек от "поп-культуры". Начиная от дружбы и общения с музыкантами и художниками (книга посвящена памяти Сергея Курехина) до непосредственного отношения к альбому Ганса Зиверса "Кровавый навет", лет семь назад произведшего фурор в кругах полусвета. Всё очень серьезно, несмотря на кажущуюся легковесность темы. Думаю, неслучайно название напоминает центральную работу Рене Генона "Царство Количества и знамения времен".
Главы книги разбиты тематически — эстрада; театр; телевидение; программные работы о постмодерне; манифест "Новых магов" и "Богема против НАТО"; блестящие тексты о Курехине, Летове.
Широкой публике наиболее известны статьи — вроде "Зилинаглазаэ такси" (о Боярском) или "Непрерывный холизм Тани Булановой" — остроумные интерпретации феномена российской эстрады. Здесь Александр Гельевич разворачивается на полную катушку, включая могучие знания, поэтическое вдохновение и восторженный юмор мизантропа.
Оказывается, что дугинский дискурс куда лучше улавливает суть явлений, чем вымученные попытки современных социальных философов приручить шоу-бизнес через марксистский инструментарий.
Смех автора в данном случае далеко однозначен. И это уж точно не стеб в дегенеративно-попсовом понимании. Сам Дугин, наверное, сказал бы что-то вроде: "Это всё, конечно, смешно, но на самом деле не всё не так просто". Скорее всего, мы имеем дело с особой формой разоблачения, дискриминации големов, со своеобразным ритуалом экзорцизма.
Нет в книге (или я не нашел) ответа на один принципиальный момент. Разрушительная (очень мягко говоря) роль российской попсы, пугачевского клана и разнообразных аншлагов очевидна. Следовательно, нейтрализация ее влияния дело принципиальное.
С другой стороны, в ситуации грандиозного разлома на одной шестой части эта самая жуткая попса выполняет роль чуть ли не единственной геополитической скрепы, будучи понятной на всем пространстве РФ и бывшего СССР. Так безо всяких нефти-газа в сфере влияния России еще остаются целые регионы и страны. Что важнее?
АКТроицкий "Я введу вас в мир …Поп"— М.: Время, 2006.— 408 с.
Дурацкое название книги порождает аллюзии на редактирование Артемием Троицким российской версии журнала "Playboy". Однако "мир поп" — о музыке. Текст — стенограмма спецкурса по музыкальной журналистике на журфаке МГУ, успешно проведенного Троицким. Краткая история мировой и отечественной поп-музыки; бытие музыкальных СМИ; продюсирование исполнителей; проведение концертов; пиар-кампании по раскрутке артистов; авторское право и пиратство; музыка и политика. Всё зафиксировано в живой атмосфере семинара, с участием разнообразных, уважаемых и не очень, экспертов. На выходе получилась полезная (совсем не только будущим "акулам пера") книжица, набитая сведениями о законах, структуре, ключевых субъектах шоу-бизнеса. Собственно от музыки многие проблемы весьма далеки, но время у нас такое. Свидетельство одного из экспертов: "Выдам вам тайну. Алла Пугачева приезжала к Иосифу Пригожину и устроила ему скандал по поводу того, что главная певица теперь в стране Валерия, а не Орбакайте… "
1.0x