Авторский блог Сергей Ерзунов 03:00 14 марта 2006

ПОЛИТ-СКА

№11 (643) от 15 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Ерзунов
ПОЛИТ-СКА

Музыка ска — это позитив, ответят вам многие. Огромный заряд бодрости и положительных эмоций. Это стиль жизни, это своя среда, концерты, коллекционирование раритетных изданий, — ответят другие. Все это так. Однако имеет смысл рассмотреть "музыку слабой доли" как еще одну составляющую социально-политической жизни в нашей стране.
Если возникнет желание познакомиться поподробнее с корнями, истоками, генезисом, направлениями и школами феномена ска, могу вам посоветовать обратиться к специализированным интернет-ресурсам, где подобной информации немало. В первую очередь это старейший онлайн-ска-проект SKA.RU, где можно найти немало полезного и интересного, на TIPA-SKA.NAROD.RU вы обнаружите огромное количество самой музыки ска как зарубежной, так и отечественной. Можно посетить и OIOIOI.RU. Сейчас ска очень популярен, большое количество коллективов, огромный выбор музыки (посетите магазин "ЗигЗаг" на Арбатской, "точку Моджахеда" на Горбушке — вы будете удивлены), появилась особая мода для тех, кто увлекается музыкой ска ("СКАшная клетка"), в неделю только в Москве проводится по три-четыре ска-концерта того или иного уровня.
Меня ска (и сопредельная ей музыка — ска-панк, ска-кор и др.) интересует прежде всего как социальный феномен, как активный игрок на политическом поле. Поговорить об этом даже в рамках небольшого обзора необходимо еще и потому, что музыка ска сегодня — ультрамодное культурное явление, далеко вышедшее за рамки просто музыкальной культуры, получившее в России очень специфическое развитие.
Подавляющее большинство русских команд официально никак не позиционируют себя на политическом поле. Даже наоборот, заявляют о своей аполитичности, просто "рубят ска", говорят, что они музыканты, а не политики. Однако на самом деле это не совсем так. Здесь большую роль играют два момента: тексты песен и ярлыки, навешиваемые слушателями на те или иные коллективы.
Остановлюсь еще на следующем моменте. Музыка ска — музыка веселая задорная, созданная для выброса энергии и танцев. В интервью журналу "Русский Образ" один из участников московского коллектива "Male Factors" заявил, что "… ска-музыка, несмотря на то, что пришла к белому человеку с Ямайки, все равно какая-то наша, славянская по духу. Недаром зачастую ска-мотивы можно услышать и в отечественной попсе и в блатняке… Просто музыка с ударением на слабую долю очень подходит русскому человеку: хулиганский такой, раздольный танцевальный стиль. Верка Сердючка и все такое…" Поэтому у нас, в России, помимо известной политизации ска-сцены, данную музыку слушают поклонники фолка и тяжелой музыки, любители шансона и блатняка, бритоголовые и футбольные хулиганы (зачастую видя и слыша в ней некое подобие аутентичной народной музыке). Именно для последних музыка ска стала визитной карточкой. "Ты что, ска не слышал? Это все нормальные хулиганы слушают!" — из подслушанного разговора на футбольном секторе.
Музыканты это видят, поэтому-то в текстах песен ска-коллективов можно усмотреть немало тем, связанных так или иначе с футбольным хулиганизмом. Пальму первенства здесь держит московская группа "ClockWork Times" ( то есть "Заводные Времена"), чей дебютный альбом "Бойцовский Клуб" стал в известной степени гимном молодых хулиганов. Отчетливо фанатская тема прослеживается и в творчестве коллектива из Орла "ЯйцЫ Фаберже". Вышеупомянутые группы можно смело причислять к правому "националистическому" лагерю.
Фанатские темы затрагиваются практически у всех ска-коллективов. Футбольный хулиганизм в России значительно подвержен влияниям правых идей, поэтому группам вольно или невольно приходится подстраиваться под слушателя.
В своем радикальном "антифашизме" (в кавычках, так как, по меткому замечанию Константина Крылова, "антифашизм" в России — "специально выработанный дискурс, который заранее блокировал все проявления русского национализма (и шире любых проявлений русских национальных чувств в какой бы то ни было форме) путем атрибуции русским националистам и русскому народу в целом "фашизма" и "антисемитизма" — и тем самым оправдывал разворачивающийся "русоцид" как превентивную меру") официально признавалась московская группа "Шлюз". Отцы-основатели российского ска-панка группа "Distemper" также занимает отчетливо антифашистскую позицию (песня "Нет расизма — нет проблем". Действительно, какой простой рецепт!), за что участники коллектива подвергались неоднократно силовому воздействию со стороны правых бритоголовых (кстати говоря, обратное воздействие также имеет место, стоит лишь вспомнить недавнее нападение на лидера группы "ClockWork Times"). В качестве антифашистской заявляла себя и питерская команда "Spitfire".
Откровенно правые тексты встретить довольно сложно. Во многом это связано с тем, что наличие жестких текстов может привести к тому, что группе будут отказывать в проведении концертов в различных клубах, с ней уже не будут выступать определенные коллективы, усматривающие в совместных выступлениях с "ксенофобскими" командами угрозу собственному имиджу. Данный пример, как нельзя кстати, подходит к малоизвестной (наверное, еще и по этой причине) московской ска-банде "Ex.T.R.A." (характерна песня "Третья Мировая"), участники которой в начале своей деятельности позиционировали себя как правые, и впоследствии столкнулись с проблемами, связанными с проведением концертной деятельности.
Гораздо большую роль играет второй фактор, а именно навешивание слушателями определенных ярлыков на различные ска-команды, которые (ярлыки) обусловлены очень разными вещами. Самый показательный пример, пожалуй, с московской группой "Male Factors", которые на сегодняшний день, пожалуй, являются лидерами русской ска-сцены, играющие отличную красивую музыку, в полной мере использующие возможности духовых инструментов, не говоря уже о стильном имидже и потрясающих сценических способностях участников коллектива. Один из участников коллектива в прошлом играл в правой банде, поэтому в умах многих за "Male Factors" закрепился устойчивый имидж группы, играющей для правых. На концертах не протолкнуться — все забито молодыми людьми с короткой стрижкой, в одеждах определенных марок. Безобидные строчки из песни "Москва" с последнего альбома группы "Нормальный полный парень": "Не нужно мне солнце Карибов и райские острова, когда на этой планете есть город Москва!" воспринимаются слушателями как актуальный политический лозунг. Другим признаком, по которому слушатели судят о направленности групп, служат информация о круге общения музыкантов; "обойма", то есть круг коллективов, которые обычно играют вместе на концертах. Если, например, команда отыграла сет на концерте, в котором также принимают участие такие группы, как "ClockWork Times", "Реактор Москва", "ЯйцЫ Фаберже", то нет никаких сомнений, что чуткий зритель тут же определит группу как правую, и в скором времени на нее будут ходить люди с вполне определенной идеологией.
Однако стоит отметить, что, несмотря на определенные категории слушателей, посещающих ска-концерты (футбольные хулиганы, бритоголовые), подавляющее большинство топовых ска-коллективов, среди которых можно отметить такие команды, как "Shootki", "Skaльпель", "Private Radio", "Ландыши", "Cabernet Deneuve", "Chattanooga Ska Orchestra", "Marksheider Kunst", "OFFSET", никак не позиционируют себя в политике, просто играя веселую солнечную музыку ска.
В России развитие ска-сцены получило изрядное своеобразие. В мире сам стиль никогда и нигде не касался вопросов политики. Только у нас ска стал визитной карточкой крайне политизированных футбольных хулиганов. Когда готовился материал, прозвучала информация о разгоне ОМОНом зрителей, пришедших на презентацию второго альбома группы "Clockwork Times" в клуб "Black&White". Руководство клуба не устроили слова "Слава России!", звучавшие от зрителя.
В правой среде время от времени поднимаются разговоры о том, может ли русский человек слушать "эту негритянскую музыку"? Характерно недавнее официальное заявление русского отделения движения "Blood & Honour" ("Кровь и Честь"), в котором недвусмысленно было заявлено, что "музыка слабой доли" профанирует ценности белого человека и слушать ее белым людям настойчиво не рекомендуется. Подобные курьезные реакции говорят, помимо всего прочего, о том, что ска в России — заметный игрок на политическом поле.
Ска — культурное явление, оцененное и признанное радикальной молодежью. Концерты некоторых команд — реальное место сбора различных сообществ. В каком-то смысле стиль ска оказывает формирующее влияние на новый позитивный образ националиста взамен привычного депрессивно-агрессивного.
В России ска-музыка бросила вызов реалиям современного общества.
Ты враг для общества №1,
Подонок и хулиган.
Герой футбольных баталий.
Где ты — там всегда скандал!
Ты видишь мир — какой он есть,
Не строишь замки из песка,
Твоя установка — гордость и честь
С тобою в душе до конца.
По жизни с тобой футбол и SKA,
Попробуй что отними!
Футбол, веселая драка,
А SKA — это отдых души!
Ты стойко держишь удары судьбы,
Рассчитываешь на себя,
А в случае серьезной беды
С тобой будут рядом друзья!

("Male Factors")
1.0x