Авторский блог Владимир Васильев 03:00 14 марта 2006

ПРИСЯГА ЗА НАЛИЧНЫЕ

№11 (643) от 15 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Васильев
ПРИСЯГА ЗА НАЛИЧНЫЕ
Служба «по контракту» и по зову сердца: ощутите разницу...
В газете "Известия" (№31 за 21.02.2006) было опубликовано интервью вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова под бравурным заголовком: "К 2008 году наша армия будет контрактной на 70%". Прежде чем перейти непосредственно к содержанию этого интервью, полагаю уместным отметить следующее. На мой взгляд, странно, почему министр обороны в преддверии Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота, или, как переименовали этот праздник наши госдумовские депутаты-"единороссы", Дня защитника Отечества, выступил именно в "Известиях", а не в "Красной Звезде"? Ведь "Звездочка" при всей ее, по понятным причинам, ангажированности и официозе, пока все же остается наиболее массовым военным печатным изданием (именно Минобороны РФ), читаемым большинством "военного люда" всех воинских званий и служебных уровней. Напротив, газета "Известия" весьма специфическая, мягко говоря, по своей тематической и идеологической направленности, не особо почитается военными. Давайте рассмотрим отдельные фрагменты этого интервью.
Читаем: "За последние годы…в армию и на флот все в большем количестве стали поступать современное вооружение и военная техника…Так, если в 2001 году до 70% военного бюджета уходило на содержании армии и флота и только 30 — на их развитие, то в 2005 году это соотношение составило уже 60 к 40 процентам. К 2011 планируется выйти на показатель 50 на 50". Как говорится — прекрасно!
Но на самом деле это "большее количество" выглядит следующим образом: за пять лет пребывания в должности министра обороны Сергея Иванова "в войска поступило 15 танков Т-90, 40 бронетранспортеров БТР-80, 24 самолета Су-27, 2 ударных ночных вертолета Ми-28Н, 2 ударных вертолета Ка-50, несколько ЗРК С-300 (В. Шурыгин. "Национальная безопасность и геополитика России" № 1-2, 2005; В. Илюхин. Доклад на всероссийском сборе офицеров 11.02.2006).
Это, конечно, "мощное" пополнение арсенала наших ВС! Но ведь просто смешно — даже как-то стыдно за страну и ее "оборонный щит", — когда такие количественные показатели его пополнения вооружением за пятилетку (!) исходят, как величайшие достижения, от вице-премьера, министра обороны РФ. Увы, все это лишь какие-то жалкие крохи от действительных потребностей ВС, и как говорится, "рожки да ножки" от былого военного и промышленного могущества ВПК, что, в свою очередь, является последствиями ничтожного финансирования и ВС в целом, и государственного оборонного заказа (ГОЗ) в частности.
Ранее президент и министр обороны обещали, "что 2006 год будет переломным, оборонный заказ обеспечит существенное обновление Вооруженных Сил" (В. Илюхин. "Доклад…"). Но это "существенное обновление" опять выглядит как штучные поставки В и ВТ, — к примеру, шесть МБР, 31 танк Т-90 (один батальонный комплект), 125 бронетранспортеров и небольшое количество прочего вооружения (там же). Скорее всего, и эти поставки, судя по прежним годам, будут выполнены не полностью.
Конечно, при ничтожности квоты на оборонные расходы и в прежние годы, и в 2006 году (около S 23-24 млрд., из них на содержание ВС около S 17 млрд.), выделенной из госбюджета правительством и послушно проштампованной "единоросским" большинством Госдумы и Совета Федерации в принятом "Законе о госбюджете на 2006 год" (при согласии, или аморфности и безразличии соответствующих комитетов по обороне обеих палат парламента?), никакого "существенного обновления" армии и флота ожидать не приходится, как и дальнейшего развития ВС. Это военный бюджет "средней" европейской страны, а не громадной России, окруженной почти со всех направлений далеко не дружелюбными соседями (для сравнения, военный бюджет США на 2006 год около S 440 млрд.). И можно сказать, что считать виновным именно министра обороны в недостаточности поставок В и ВТ в подведомственные ему ВС вроде бы и не с руки, — ведь именно по одежке приходится протягивать наши военные "ножки". Но вполне правомочным и обоснованным было бы предъявить претензии к Иванову в том, что за пять лет он не добился кардинального, а именно в разы, увеличения военного бюджета. Хотя ему как "штатскому" министру обороны (в прошлом по образованию филолог, далее генерал-лейтенант спецслужб, но не военный профессионал) в первую очередь по функциональным обязанностям как раз и следовало бы обеспокоится увеличением финансирования военного ведомства, а также решением всего комплекса вопросов обустройства и социальных проблем ВС. Но "победы" в борьбе за военный бюджет в деятельности нашего уважаемого "гражданского" министра обороны пока не достигнуто. Будем надеяться, что эту проблему уже в ранге вице-премьера он все же решит хотя бы в 2007 году.
Что касается радостного заявления Иванова о достижениях по "раскладке" военного бюджет на расходы по содержанию и развитию армии и флота, как выше указано, — это всего лишь латание пресловутого "тришкиного кафтана". При существующем военном бюджете от перекладывания его крох из "корзины содержания" в 2001 году (70%) в "кастрюлю развития" к 2011 году (50%) никакого развития и повышения боевого могущества наших ВС не будет.
Можно возразить: какие могут быть претензии по поставкам вооружения для ВС — в стране нет денег. Ерунда, в стране деньги есть и немалые (об этом ниже), и даже те же покупки за границей Абрамовичем поместий, яхт, футбольных клубов и прочего "барахла", а также скандальный, правильнее, видимо, антигосударственный факт получения им в свой карман 13 млрд. долл. государственных (то есть кровных наших) "отступных" за "Сибнефть" — всего лишь мелкие семечки в гигантских денежных потоках, циркулирующих в стране вне государственных закромов и "утекающих" за рубеж. По данным известного фонда "Индем", общая сумма взяток, выплачиваемых чиновникам РФ и разным захребетникам, достигла астрономической величины в 319 млрд. долл. в год! (А. Головенко, "Завтра", №8, 2006). Не говоря уже о гигантском "стабфонде", вложенном в ценные бумаги и авуары иностранные компаний, что хранятся в тех же иностранных банках (в любой момент эти авуары могут превратиться в прах!). Я не финансист, но уже многие наши видные экономисты и знатоки финансов надоели, кажется, всем, выступая в СМИ по этим вопиющим решениям Кудрина, Грефа и их компании. Но президент Путин и наши компетентные органы (и Генпрокуратура, и ФСБ) спокойны, — а воз и ныне там.
Небольшой фрагмент в интервью Сергея Иванова отведен проблема "контрактной армии", цитирую: "Переход на контрактный способ комплектования частей и подразделений — еще одно качественное изменение…Сегодня в них проходят службу более 42 тысяч солдат и сержантов-контрактников…Уже к 2008 году мы рассчитываем, что численность военнослужащих по контракту, включая офицерский состав, возрастет до 70%" (так и хочется воскликнуть "Ура"!). Далее Иванов сообщает, что это позволит "существенно повысить боеспособность соединений и частей постоянной готовности и перейти к службе по призыву сроком на 12 месяцев". Правда, в интервью умалчивается, какой контингент солдат и сержантов поступает сегодня на контрактную службу, и каково соотношение подписавших и разорвавших контракты по нежеланию дальнейшей службы, выгнанных за недисциплинированность или по несоответствию морально-нравственных качеств таких пришлых "абитуриентов" для службы в армии. По проскальзывающим в СМИ сведениям, такой отсев достигает до половины заключивших контракты. Но это же крупные материальные потери и выброшенные на ветер финансовые средства из скудного бюджета Минобороны.
Как неоднократно заявлял в СМИ Сергей Иванов, руководством Минобороны по контрактным вопросам была выработана в принципе вполне приемлемая позиция: комплектование ВС рядовым и сержантским (старшинским для ВМФ) составом будет осуществляться на "смешанной" основе, а именно по контракту и по призыву на действительную военную службу. При этом, исходя из необходимости возрождения сержантского корпуса ВС, предусматривалось, что контрактниками, помимо офицеров и прапорщиков (мичманов), должен быть только сержантский состав с определенного уровня сержантской иерархии. Однако в цитируемом выше отрывке интервью Иванова настораживает фраза о "42 тысячах солдат и сержантов-контрактников" — то есть можно понять, что соединения и части постоянной готовности комплектуются и будут комплектоваться полностью рядовым и сержантским составом на контрактной основе (то есть наемниками).
Только нужна ли такая полностью наемная армия "солдат удачи"? Какого уровня денежное содержание должно быть предусмотрено таким наемникам (здоровым и морально-нравственно нормальным мужикам, а не бомжам, деградирующим и асоциальным типам) и прочие материальные условия и льготы (к примеру, то же жилье), чтобы их заманить на "контрактную" службу, и чтобы они потом не разбежались, как это пока происходит среди наших контрактников. И по силам ли и возможностям, прежде всего финансовым и материальным, содержать такую армию стране, где даже большинство офицеров низведено в разряд одного из самых низкооплачиваемых за свою "государеву службу" сословий. К тому же бесквартирных семей кадровых офицеров уже набирается до 160 тыс, и просвета в решении этого острейшего в ВС "жилищного вопроса" пока не просматривается.
Поскольку остальные воинские части ВС будут комплектоваться рядовыми и сержантами на смешанной основе — контракт и призыв — такое разделение российского воинства по структуре комплектования (наверное, и по уровню денежного содержания и материальных "благ"?) на "белую и черную кость" приведет к ненужному разнобою в структуре ВС и ряду негативных явлений во взаимоотношениях внутри военной организации страны. Полагаю, разных типов комплектования воинских частей по контракту и призыву рядовым и сержантским составом в ВС быть не должно.
В главном научно-проблемном публицистическом журнале Минобороны "Военная мысль" ("ВМ") еще в 2003 году прошла дискуссия по вопросам комплектования ВС, совершенствовании их структуры, организации службы и социальным проблемам военнослужащих ("ВМ" № 4 и № 10, 2003). Видимо, помощники Иванова, готовившие ему интервью, не читают этот журнал, — иначе бы они внесли ясность в рассмотренный фрагмент интервью, не позволяющую двойственности толкования его содержания. В обобщенном виде результаты и выводы этой дискуссии по вопросам комплектования ВС сформулированы авторами в следующем виде (видимо, это будет интересно читателям)
Во-первых. Отменить "никогда ранее не имевшие место в России "контракты офицеров на службу в армии и на флоте. Офицер — не наемный работник, а лицо-фигурант государственной военной службы "("ВМ" № 10, с. 52). Контракт низводит суть отношения офицера к этой службе на известный рыночный уровень "купи — продай", что позорит офицерский корпус. Более того, с получением офицерских погон "офицер уже входит в договорные отношения с государством… Он, выбрав своей судьбою служение Родине на воинском поприще, должен делать свою карьеру и строить свою жизнь в рамках армии как государственной военной профессиональной корпорации, т.е. отдавать службе всего себя" ("ВМ" № 4, с 63). Порядок прохождения этой службы регламентирован соответствующим действующим положением.
Во-вторых. В "смешанной" системе комплектования ВС ее контрактная (т.е. по найму) часть должна касаться только прапорщиков (мичманов) и сержантского (старшинского) состава, как это было в старой, апробированной системе, функционирующей в послевоенные годы в ВС СССР. Суть ее — в восстановлении "института сержантов (старшин)-сверхсрочников, или "контрактников" по современной терминологии" ("ВМ", № 10, 2003, с. 54). "Профессионально подготовленный и материально заинтересованный сержант — именно тот "золотой ключик"…высокой воинской дисциплины и боевой выучки солдата и воинских частей…" ("ВМ" № 4. 2003, с. 68). Как говорил Г.К. Жуков, будучи министром обороны: "Армией командую я и сержанты" (там же).
В-третьих. В условиях складывающейся сложной демографической обстановки в России все отсрочки от призыва (кроме по здоровью и некоторых социальных) должны быть отменены… По тем же демографическим причинам планируемое сокращение срока действительной военной службы до одного года следует признать преждевременным ("ВМ" № 10, с. 550.
В-четвертых. В целях упорядочения организации призыва молодежи на действительную срочную службу следовало бы призыв производить не два, а один раз в год (осенью), как это было до начала 60-х годов прошлого столетия. Это позволит формирование и отработку организации воинских подразделений проводить один раз в год (конец года), а не каждые полгода, что существенно повысит их боеготовность. Кроме того, в два раза сократятся расходы на организацию и функционирование призывных комиссий (там же).
В-пятых. Призывной возраст молодежи целесообразно повысить до 19 лет, или, как недавно предложил уполномоченный по правам человека Лукин, — до 20 лет. Такой возраст более благоприятен для начала воинской службы, что обуславливается рядом факторов, в том числе чисто физиологическими.
Полагаю, было бы полезным учитывать вышеприведенные выводы и результаты дискуссии в журнале "Военная Мысль" при дальнейшем принятии решений по совершенствованию системы комплектовании личным составом и организации службы в ВС.
В своем интервью Сергей Иванов совершенно справедливо констатирует, что "на сегодняшний день социальное положение военнослужащих еще не в полной мере соответствует государственной значимости воинского труда". Далее читаем следующее: "Проведенные в 2005 году увеличение денежного довольствия и монетаризация (?!) отдельных льгот военнослужащих позволили лишь отчасти улучшить их материальное положение". Стоп! Затем в интервью следуют громогласные обещания вице-премьера, министра обороны дальнейшего повышения материального положения военных, цитирую: "…денежное довольствие военнослужащих и соответственно пенсий граждан, уволенных с военной службы, будет повышено с 1января 2007 года — на 10%, с 1 ноября 2007 года — на 15% и с 1 сентября 2008 года — на 15%. Это даст возможность увеличить денежное довольствие военнослужащих…в течение трех лет (с учетом повышения денежного содержания военных на 15% с начала 2006 года) на 67%". Далее следует завершающий "аккорд" заявления Иванова о грядущем "кардинальном" повышении благосостояния кадровых военных и пенсионеров: "С учетом прогнозируемой (?) инфляции эти меры позволят в полтора раза (?) повысить уровень жизни военнослужащих и их семей".
Извините, но это выглядит минимум смешным, если не является открытым издевательством над ними. Интересно, если сам Иванов не вникал в текст интервью, подсунутого ему его спич-райтерами (так, может быть, — министр обороны очень занятый человек), то неужели эти деятели не понимают, какую, извините, "лапшу" они нагло вешают на уши всем военным и пенсионерам? Какую "прогнозируемую" инфляцию они предусматривают в своем "опусе"? По арифметике Маленина-Буренина получается, что почти нулевую. Но так никогда не было и не будет в "рыночной" ипостаси нынешней кудрино-грефовской России. Уровень повышения цен на все и вся за все последние годы оставался не ниже 15-20%. в год. Только на днях Фрадков распекал своих "гениев экономики" Грефа и Кудрина за то, что только за два месяца 2006 года инфляция составила почти пять процентов. Так что получается повышение "уровня жизни военнослужащих" со знаком "минус". Или "помощнички" Иванова специально, как бы невзначай, компрометируют своего "шефа" такими глупостями в глазах военных? Вобщем-то, такое тоже может быть.
Ну, да Бог с этими "помощничками" и инфляцией, — пусть она будет даже нулевой. Но субсидируемый в этом случае очень любящим военных министром финансов Кудриным размах "глобального" повышения, аж в полтора раза в течение трех (!) лет финансового благополучия военных, — поистине впечатляет! Хвала таким министрам финансов и обороны, которые так ценят, как сказано в интервью, "государственную значимость воинского труда".
Давайте все же посмотрим, как соотносится сегодня денежное содержание военных в сравнении с другими российскими трудящимися так называемого "среднего класса", Так, принятым президентом Путиным решением с 1 января 2006 года повышена зарплат медсестрам на 5 тысяч, врачам и учителям на 10 тыс., ученым — до 30 тыс. рублей (здесь и далее имеется в виду в месяц). И это, безусловно, правильно. По располагаемым сведениям, повышены зарплаты рядовым научным сотрудникам в некоторых НИУ до 15-18 тыс. рублей, а руководителям отделов и выше до 35-50 тыс. Это тоже правильно. Зарплата сварщика средней квалификации АО "Адмиралтейские верфи" С-Петербурга — 30-35 тыс. Водителей московского метро и автобусов — в пределах 25-30 тыс. Московский дворник, работая на полторы ставки, имеет зарплату до 13 тыс. руб. ("Завтра" № 52, 2005). И это все тоже обоснованно и правильно. Следует приветствовать проявляемую, наконец, нашими властями заботу о "трудящихся".
Ну а как же обстоят дела с денежным содержанием военных? Может, они зря жалуются на свою "военную судьбу" — ведь всегда в Советском Союзе профессия военного была престижной и неплохо оплачиваемой? А вот как они обстоят.
У командира взвода денежное содержание после всех повышений в пределах 5-6 тыс. руб. Но у него еще неработающая жена (негде работать в местах дислокации воинских частей) с ребенком, и хорошо еще, если есть жилье для семьи хотя бы где-нибудь в офицерском общежитии или в переоборудованной солдатской казарме. И этот лейтенант к тому же с утра и до ночи (и ночью) пропадает с вверенным ему личным составом, поскольку настоящих сержантов у него нет, дабы поддерживать порядок в подразделении и не допустить той самой пресловутой "дедовщины".
Командир полка постоянной готовности в звании полковника получает денежное содержание в размере 10-12 тыс. руб., — то есть на уровне московского дворника(!). Это дико воспринимается, но никогда в истории России полковник по материальному положению не приравнивался и тем более уступал дворнику (!). Как говорится, приехали — зато ждите повышения денежного содержания через три года аж в полтора (!) раза!
Ну а как обстоит дело с "зарплатами" наших депутатов Госдумы, министров и прочих ВИП-персон системы государственного управления ("олигархов" и всяких нуворишей касаться не будем — с ними все ясно). Очень даже неплохо обстоит. Вот свежие сведения. Как сообщалось в прессе, за 2004 год у министра транспорта И. Левитина эта "зарплата" составила 4 млн. 850 тыс. долл. (примерно 135 млн. рублей). Министр природных ресурсов Ю.Трутнев (бывший глава Пермской области) "зарабатывал" в среднем 8 миллионов 880 тыс. руб. в месяц. Министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов (бывший строитель-такелажник и адепт "монетаризации" льгот) "получал" ежемесячно в среднем 3 миллионов 300 тыс. рублей.
Давайте посчитаем, скольким ежемесячным полковничьим "жалованьям" в 12 тыс. рублей эквивалентны зарплаты наших "трудяг-министров". Несложные расчеты дают такие результаты: Левитин "равен" примерно 940 полковникам (почти полк полковников!); Трутнев — 740 (два батальона); Зурабов — 275 (батальон). Так какие же могут быть сравнения "благосостояния" этих министров с повышением материального благополучия российского полковника в "полтора раза" за три года? Ну, и разве мы не в "зазеркалье" живем? А говорят, в стране нет денег на детские пособия, повышение пенсий гражданским пенсионерам, на беспризорников-детей, на строительство жилья военным и гражданскому населению, в конце концов на значительное увеличение военного бюджета, поставок вооружения Армии, Флоту и кардинальное повышение денежного содержания военных. Как говорится, — без дальнейших комментариев! Кроме одного: как долго такие вопиющие безобразия и финансовый бандитизм высокопоставленных персон будут продолжаться в стране?
Кстати, еще одна новость — оказывается, существует разительное отличие размеров денежного содержания офицеров ФСБ от офицеров ВС, не в пользу последних. Например, должностной оклад старшего оперуполномоченного ФСБ (майора) в размере 3446 рублей примерно соответствует разряду командира мотострелкового корпуса ("НВО" № 6, 2006). А это несоответствие как понимать? Как разделение "воинства" силовых структур РФ на "черных и белых"? Вице-премьер Сергей Иванов курирует все силовые ведомства, почему же он допускает такое неравенство в денежном содержании офицеров этих ведомств? Или не знает, или еще руки не дошли? Пора бы и этим вопросом озаботиться.
Интересно также узнать, как ко всей этой "денежной" вакханалии в отношении военных и принижения их в этих вопросах относится наш президент Владимир Путин как Верховный Главнокомандующий?
Честь имею!
Автор — капитан 1 ранга в отставке
1.0x