Авторский блог Алексей Коленский 03:00 14 марта 2006

ДЯДЮШКИНЫ СЛЁЗЫ

№11 (643) от 15 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Коленский
ДЯДЮШКИНЫ СЛЁЗЫ
К итогам кинопремии «Оскар» 2006 года
78 лет — возраст почтенный, прединсультный, диктующий сдержанный формат чествования новорожденного и его любимцев. Прежде всего хочется сказать о самом популярном киноидоле несколько теплых слов. Гражданский долг превыше всего: вопреки расхожему мнению, олицетворяемые "Оскаром" киноакадемики выбирают не самый лучший, а примерно политически зрелый и граждански ответственный фильм. Промахнуться — как и в случае с президентскими выборами — им не дадут, поскольку выбор осуществляется между заранее назначенными и принципиально сопоставимыми картинами — хорошим, "как республиканец" и лучшим, "как демократ". Увы, как и на политическом небосклоне, эта святая, но суровая простота все явственней оборачивается самопародией. В претендентах на основные награды, очевидно, снятых для эксклюзивного удовольствия "дядюшки", просиял собирательный кандидат — мужественный терпила, готовый рискнуть жизнью за те самые ценности, которые не способен разделить в силу своей бесконечно малой величины. Этот потрепанный, но сознательный среднестатистический мужичок (традиционный персонаж американского политического кино) был представлен в качестве "коллективного героя", терпящего житейский крах. Ковбои-гомосексуалисты ("Горбатая гора"), жертвы нефтяных магнатов ("Сириана") и участники дорожных конфликтов ("Крушение") недолюбили, недубивали и недоумирали в посредственных сюжетах, кажется, лишь затем, чтоб процвести в основных номинациях. Скромность и безликость претендентов подчеркивал ведущий церемонии — модный тележурналист тоскливого образа — Белый клоун на чужом празднике жизни. Рыжим был назначен обаяшка Джордж Клуни; посредственный актер и режиссер, экс-хирург телесериала "Скорая помощь", претендовал на трех Оскаров в качестве режиссера, драматурга ("Доброй ночи и удачи", аж 5 проигрышных номинаций) и актера второго плана ("Сириана": немедленно получил, все осознал, горько шутил). Статуэтку за лучший фильм, по мнению критиков полагавшуюся самым скромным, трудолюбивым и несчастным геям на свете ("Горбатая гора", 8 номинаций — 3 статуэтки, почти провал), передоверили альманаху, осветившему всевозможные конфликты на социальной почве (автодорожное "Столкновение": Три Оскара за лучший фильм, сценарий и монтаж — абсолютный рекорд года). Два фильма, воплотивших всё лучшее, что есть в американском авторском и жанровом кино ("История насилия" Дэвида Кроненберга и "Кинг-Конг" Питера Джексона), были помечены второстепенными номинациями — исключительно из соображений тематической близости фаворитам; "Кинг-Конг" откусил три технических премии, кажется, лишь в силу идеологического соответствия канону простого парня "готового на всё во имя всего несмотря ни на что". Три более престижных статуэтки (за художественную, операторскую и костюмную работу) достались "Мемуарам гейши", доказавшим, что эротика может быть утонченной, чинной, вызывающе пресной и притом вульгарной. Все прочие картины (за исключением дерзких анимационных шедевров — "Шагающего замка" Миядзаки, "Кролика-оборотня" Паркса, "Трупа невесты" и примкнувшим к ней "Чарли и шоколадной фабрики" Бартона) не стоят упоминаний. Мораль: Америка свято чтит даже неизвестных и неудачливых героев — была донесена до правящей администрации, дрожащих в Ираке солдат и прочих граждан, которым, очевидно, светят нелегкие времена! Американцам предстоит затянуть пояса, но Оскар их не забудет!
1.0x