Авторский блог Сергей Шаргунов 03:00 7 марта 2006

ШАРГУНОВОСТИ

№10 (642) от 08 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Шаргунов
ШАРГУНОВОСТИ

Только что вернулся из Гатчины, где был на фестивале "Литература и кино". В этом году фестиваль учредил специальное жюри "Сверстники", которое оценивало фильмы, сделанные совсем новыми режиссерами. В основном это были фильмы молодых. Хотя одному режиссеру неожиданно оказалось 50 лет, просто попал он под прицел жюри исключительно как дебютант.
В общем, я это жюри возглавил, и судили мы разнообразные свежие ленты. Утром собирались в кинозале и отсматривали фильм за фильмом. Так целую неделю…
Жалко, что не удалось наградить многих достойных, но количество наград строго ограничено. Да и дело не в наградах. Главное — то впечатление, которое я получил, зорко взирая на кинокартинки из темного зала. Каким было это впечатление?
Впечатлен! Новое кино народилось. Оно здраво, талантливо, энергично.
Некоторые фильмы (например, "Случай на фабрике № 6" Андрея Цветкова) было бы правильно прямо сейчас запустить по телевизору вместо тупой юморильни и кровавой жвачки.
Или — "Оставленные без присмотра" Дмитрия Тюрина. Новый реализм. Нет, никакой не неореализм по-итальянски, а настоящий отечественный реализм, только обновленный динамикой и приметами современности. Соединение глубинной народности, чувства Большого Стиля с индивидуальным, мучительно и вдохновенно обретаемым авторским почерком. Такой новый реалист, кстати, Александр Велединский, автор нашумевшего фильма "Русское" и совсем недавно закончивший работу под названием "Живой".
Последние десять лет у нас было очень плохо с кино. "Кина" не было.
Отсутствие собственного кинематографа рифмовалось с той пустотой, которая зияла и гудела на месте общей идеи. Прежнее государство капитулировало, пропало, и важнейшее из искусств (важнейшее своим социальным значением) подменили американские боевики и латиноамериканские мыльные оперы. Русский человек лежал недвижим — обманутый вкладчик, отравленный пропойца, подстреленный предприниматель, и верхом отечественного киноискусства мельтешили задорные рекламные ролики АО МММ или Банка "Империал"…
Сегодня, похоже, в истории кино начинается новый период, открывается иная тенденция. Можно говорить уже не о истории болезни, а о трудном, но верном выздоровлении. Одно то обстоятельство, что все чаще мы видим экранизацию литературных произведений — даже неважно каких и как исполненную — уже отрадно.
Почти всегда уровень фильма определяют не операторские приемы, не закадровая музыка, и даже не подбор актеров — уровень фильма определяет рассказанная в нем история. Важнее всего текст, положенный в основу картины. Да, автор фильма должен знать, ЧТО и ЗАЧЕМ он снимает, и пускай получится всё иначе, чем задумывалось, но этот подростковый отчаянный импульс ВОЛИ, по-моему, очень важен для любого произведения, будь это пьеса, акварель или скульптура в парке…
Надеюсь, что вслед за обращением режиссеров к писателям последует обратная реакция, и в серьезные книги вернется та сюжетная плотность, которая, увы, подрастерялась.
Когда Ленин называл кино важнейшим из искусств, мир еще не знал телевизора. Для пропаганды картинка экрана пригоднее, чем язык книги — вот что подразумевал Ильич. Удачная социальная книга — редкость, пускай она даже о войне. Так, по-моему, фильм "Молодая гвардия" местами пронзительнее, чем предшествовавшая ему книга… Всё дело в зрительном образе, в наглядности. И если политическая ангажированность затруднительна для настоящей литературы, то кинематограф значительно ближе к плакатности и призывности.
"Будь у меня телевизор в 17-м, я не отдал бы власть", — признавался на закате жизни Керенский. Телевидение и кино, как были, так и остались, точнейшими средствами воздействия на сердца и умы.
Почему бы не возродить партийное кино? Броское, жадное до борьбы, царапающее глаз, захватывающее зрителя…
Например, недавно молодой режиссер Всеволод Фурцев приступил к съемкам картины про Союз молодежи "За Родину!". В этом фильме будет все: крепкие акции, походные шествия, веселые вечера, серьезные круглые столы, бодрые собрания, отдельные портреты активистов.
Не надо стесняться "эстетики пропаганды". Крупные планы… Зажигай!
1.0x