Авторский блог Шамиль Султанов 03:00 28 февраля 2006

ХАМАС: НАУКА ПОБЕЖДАТЬ


Шамиль Султанов:
ХАМАС: НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
Депутат Государственной думы от фракции «Родина» беседует с заместителем главного редактора «Завтра»
Владислав ШУРЫГИН. Шамиль, ты один из немногих российских наблюдателей, присутствовавших на выборах в Палестине. Что ты там увидел? Каков был политический расклад?
Шамиль СУЛТАНОВ. Почти сразу бросилось в глаза жёсткое политическое противостояние двух главных политических сил Палестины — ФАТХа и ХАМАСа. На улицах, на избирательных участках, на телевидении, в газетах — везде шла ожесточённая борьба. И уже накануне выборов было видно, как поляризовано палестинское общество. С одной стороны, ФАТХ, с другой— ХАМАС. Очень активны были группы поддержки. У каждого движения своя стилистика: зеленые знамена, женщины в хиджабах, мужчины в традиционных одеждах — это ХАМАС. Желтые знамена, портреты Арафата — ФАТХ.
Второе впечатление — жёсткий контроль за ходом выборов обеих сторон. На каждом избирательном участке не меньше пятнадцати-двадцати наблюдателей. Все внимательно следят за урнами. Характерная деталь. Мы, международные наблюдатели, заехали на один из участков и встали в центре, обсуждая какой-то вопрос. При этом загородили обзор одному из наблюдателей. И он, совершенно не стесняясь, потребовал от нас отойти в сторону, чтобы мы не закрывалиему вид на избирательную урну. Это показатель накала. Большинство западных аналитиков прогнозировали, что с небольшим преимуществом победит ФАТХ. Считалось, что он получит пятьдесят процентов плюс какое-то количество голосов сверху и сформирует свое правительство. А дальше должен был быть приведён в действие сценарий, который разрабатывался американцами и израильтянами. Во главе списка ФАТХа было несколько человек, один из них — Марван Баргути, который на момент выборов находился в тюрьме и был чисто номинальным лидером. На самом деле список ФАТХ реально возглавляли второй и третьи номера: Мохаммед Дахлан и Джибрил Раджуб. Один — бывший министр по гражданским вопросам, второй — советник по безопасности Абу Мазена. Оба все последние годы плотно сотрудничали с американцами и израильтянами и фактически стали их агентами влияния в автономии. План, который они должны были воплотить в жизнь, был таков: они формируют новое правительство и под предлогом "омоложения" ФАТХа объявляют войну старым кадрам, убирают Абу Мазена и проводят досрочные выборы осенью. На них при содействии американцев и израильтян должна была победить "новая волна", которая якобы противостоит коррупции — главному бичу палестинского общества сегодня. И далее, установив полный контроль над Палестиной, эта группа должна была заняться вытеснением ХАМАСа с территории Палестины, окончательным "перевариванием" ФАТХа из революционной протестной организации в коллаборационистскую прозападную партию и налаживанием максимального диалога с Израилем на основе выдвинутого им плана "умиротворения" Палестины.
Но этим планам не дано было сбыться — на выборах убедительную победу одержал ХАМАС.
В.Ш. В чём секрет победы ХАМАСа? Что случилось с ФАТХом? Ведь ещё совсем недавно именно с этой партией связывались основные надежды палестинцев. Самый известный в мире палестинец Ясир Арафат много лет возглавлял именно ФАТХ.
Ш.С. Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять один очень важный момент. Одной из основных проблем сегодняшнего палестинского общества является глубокий его раскол. Палестинское общество расколото на две неравные части. И это не политический раскол, а социальный. Есть бедные палестинцы, которых большинство. Они живут в очень трудных, почти невыносимых условиях, фактически в резервациях, из которых они без разрешения израильтян не могут выехать даже в соседний палестинский посёлок. Многие семьи годами живут только за счёт милостыни и гуманитарной помощи. И есть другая часть палестинцев, которые удачно включились в обслуживание гуманитарных поставок, распределение финансовой помощи, посредничают на крайне сложных переговорах с Израилем, Западом и США. Их уровень жизни вполне благополучен. Их семьи живут за границей, и они фактически заинтересованы в продолжении палестинской драмы, потому что за счёт неё они фактически кормятся и живут. Эта социальная группа страшно коррумпирована и погрязла в воровстве и роскоши. Вот такой был социальный расклад перед выборами.
Для Запада в нём не было ничего удивительного. Поэтому что Запад сам страшно погряз в коррупции. Коррупция — вообще глобальная проблема сегодняшнего мира. Коррупционные скандалы сотрясают все современные страны от Китая и Японии до Германия, Франции и США. И Запад привык делать политику в этой мутной коррупционной воде. Но Запад не учёл уровня расслоения палестинского общества и степени его раскола. На Западе действуют гибкая система противовесов, которая компенсирует простому избирателю коррупционные издержки через систему социальной поддержки. В Палестине всего этого не было, и потому социальный раскол стал главной движущей силой выборов.
Первыми, где-то за месяц до выборов, в конце декабря, забили тревогу израильтяне. Потому что по анализу общественных настроений автономии, проведённому израильской разведкой в середине декабря, получалось, что больше половины палестинцев готовы проголосовать за ХАМАС.
Американцы отмахнулись от этих предупреждений. Они считали, что в руках ФАТХа есть главный инструмент — административный ресурс, с помощью которого он всегда обеспечит себе свои пятьдесят процентов плюс один голос. Возможно, израильтяне смогли бы достучаться до Буша — будь жив и здоров Ариель Шарон, но он к этому моменту находился при смерти. В этот критический момент у Израиля не оказалось сильного лидера, который мог бы вмешаться в ситуацию. А вскоре и сам Израиль оказался в состоянии выборов, так что его политической верхушке было не до Палестины.
А в Палестине произошло следующее.
После довольно таинственной смерти Ясира Арафата на пост президента палестинской автономии был выбран Махмуд Аббас — Абу Мазен. Человек известный, уважаемый, но осторожный и нерешительный. Фактически воспользовавшись симпатиями палестинцев к памяти Арафата, его протащило руководство ФАТХа как временную переходную фигуру перед грядущими выборами, в ходе которых, как я уже говорил, и должно была пройти к власти ревизионистское крыло ФАТХа. Он должен был дать время "раскрутиться" новым лидерам ФАТХа и обеспечить легитимную передачу им власти. Таков был замысел. Но случилось совершенно другое. Со смертью Арафата и приходом слабого Абу Мазена в руководстве автономии, состоявшей почти полностью из "фатховцев", резко увеличился уровень коррупции. Коррупция была и раньше, более того, она всё время росла, но пока был жив Арафат — живая икона сопротивления, лидер мирового масштаба, с которым считались все мировые центры силы, палестинцы были готовы терпеть его погрязшее в воровстве окружение. Но когда Арафата не стало, палестинцы остались один на один с прогнившим, погрязшим в коррупции чиновничьим аппаратом, фактически наживавшемся на беде народа.
И вот тут многие палестинцы, которые все предыдущие годы шел за ФАТХом, устали нести бремя коррупционного давления. И выбрали тех, кто все эти годы противостоял коррупции. Выбрали ХАМАС.
Здесь есть очень важный момент, который сегодня старательно замалчивают. Ведь ХАМАС на выборах поддержали не только мусульмане, но и христиане. Они в соотношении девять к одному поддержали ХАМАС. А это почти 10% палестинцев. Потому что они тоже нуждались в порядке и устали от разгула беспредела в автономии.
Оценивая масштаб победы ХАМАСа, нужно учитывать и то, что на стороне ФАТХа всё это время был тот самый пресловутый "административный ресурс". Огромный бюджет. "Фатховцы" завезли в автономию кучу специалистов по избирательным кампаниям. Всякого рода "пиарщиков" и консультантов. Постоянно пользовались помощью американцев и израильтян, их политическими и финансовыми ресурсами.
В.Ш. Но разве ХАМАС и ФАТХ — это не две близких по духу и целям палестинских партии? Почему же одна столь оглушительно проиграла, а вторая одержала такую громкую победу?
Ш.С. Благодаря многолетней кампании дискредитации в мире сложился образ ХАМАСа как некой террористической организации, состоящей сплошь из бородачей с автоматами и шахидов с "поясами смертников". Но это совершенно ущербный и неправильный взгляд на ХАМАС. ХАМАС — это прежде всего социальная организация. Организация, которая помогает простым людям. ХАМАС все годы своего существования строил в автономии поликлиники, школы, приюты для сирот. Распределял и выплачивал пенсии. "Хамасовцы" следят за тем, чтобы школьные учителя получали зарплату. И, конечно, ХАМАС опекает семьи своих погибших бойцов. Оплачивают детям погибших учёбу за границей, выплачивают пособия родителям. Даже помогают вдовам снова выйти замуж. Да-да! И это на самом деле важный момент. В арабском обществе одинокая женщина уязвима и во многом бесправна. Поэтому ХАМАС занимался и занимается помощью вдовам. Проходит время траура, и когда женщина приходит в себя после потери, через родных и знакомых начинают выяснять, кто ей нравится, кто, может быть, у нее на примете. Потом с этими мужчинами встречаются, разговаривают и, если те не против, то посредничают при знакомстве и сватовстве. Она может стать первой женой, она может стать второй женой. Но самое главное, что она — жена, что у нее есть защита мужа, что ее дети — это не сироты, у них уже есть отец. Помимо того, что она получает пожизненную пенсию. То есть вот эта забота, действительно та забота, которая называется заботой о конкретном человеке.
Второй момент. Почему люди верят в честность ХАМАСа? Потому что все эти годы ХАМАС ни доллара не получил от Запада. Всё, что строил и создавал ХАМАС, строилось и создавалось на его собственные деньги. Фактически это альтернативная финансовая организация. Альтернативная коррупционной палестинской администрации. ХАМАС существует за счёт пожертвования от мусульманского мира, прежде всего от богатых арабских стран. Когда в 1998 году израильтяне освободили шейха Ясина, он в течение трех месяцев объехал крупнейшие арабские города Персидского залива. Ему дали, потому что были уверены в его порядочности. Он все эти деньги передал организации.
ХАМАС — один из самых главных врагов Израиля. И Израиль много лет ведёт беспощадную войну с ХАМАСом. У Израиля есть МОССАД — одна из самых эффективных разведок, которая много лет занимается противодействием ХАМАСу, и уж если бы израильтяне имели хоть какой-то компромат на руководство ХАМАСа, то обязательно бы обнародовали его. Для них дискредитация ХАМАСа — вопрос вопросов. Но нет у них ничего на его лидеров. Нечего предъявить.
ХАМАС внутри — абсолютно прозрачная организация. Никто из её членов не имеет права жить не по средствам. Любого могут спросить: откуда у тебя деньги на новый дом? Где ты их взял? И воров, казнокрадов там наказывают настолько строго, что только узнав о победе ХАМАСа, шесть министров предыдущего правительства тут же сбежали из страны, боясь уголовного преследования.
Поэтому именно социальный момент вышел на первый план на выборах. И именно он стал решающим. ХАМАС победил своей честностью и некоррумпированностью. Своей реальной, а не фальшивой заботой о палестинском народе.
В.Ш. Безусловно победа ХАМАСа качественно меняет расклад сил в этом ключевом регионе. Но с другой стороны, разве палестинцы не понимают, что, проголосовав за ХАМАС, они тем самым рискуют оказаться под огромным давлением США, не признающих ХАМАС, что усилится противостояние с Израилем, что некоторые арабские прозападные лидеры свернут помощь Палестине? Почему полестинцы пошли на такой риск?
Ш.С. Здесь нужно знать очень важные моменты. Те, о которых помалкивает наша пресса. Все уже как-то давно свыклись с тем, что есть где-то Палестина, которая вечно чем-то недовольна и конфликтует с Израилем. Такое пытаются создавать общественное мнение. На самом деле ситуация в Палестине не только не улучшается, а наоборот, с каждым годом обостряется всё сильнее. Уровень унижения палестинцев там все время возрастает. Палестинские города и поселения живут фактически в резервациях. Они лишены воды, отрезаны от дорог, окружены постами и колючей проволокой. Причем унижение палестинцев становятся всё более изощренным. Я приведу один пример. Например, я — палестинец, гражданин Израиля. То есть, моя деревня или посёлок находятся на территории Израиля или я живу в Иерусалиме. Таковых сегодня больше миллиона. Ты — мой брат, живешь за стеной, потому что ты житель Западного берега — автономии. Ты хочешь увидеть меня. Минимум два часа ты будешь проходить израильский чек-пойнт. Я обязан быть здесь же, встречать тебя. Но когда ты, наконец, перешёл через границу, я даже не могу посадить тебя в свою машину. Потому что, если я тебя посажу и повезу к себе домой, а меня по дороге остановят, сначала я буду оштрафован на три тысячи шекелей, второй раз оштрафуют на шесть тысяч и отнимут права, а в третий раз отнимут машину и оштрафуют на десять тысяч. Поэтому после того как я тебя встретил, я должен посадить тебя в автобус и ехать следом.
В.Ш. С чем это связано?
Ш.С. Якобы так борются с терроризмом. Если бы в России по отношению к чеченцам ввели хотя бы часть тех ограничений, которые наложены на палестинцев, Россию уже давно выгнали бы из ООН. А вот на унижения палестинцев ООН и прочие международные организации смотрят сквозь пальцы. Палестинцам просто нечего терять. Нищета, разделённость, безысходность — вот бичи палестинского общества. И единственное, что они могут на это ответить, — это выбрать честных людей в своё правительство. Именно это они и сделали. Это их ответ миру, который не желает заняться их проблемами.
В.Ш. Но каковы уроки этой победы? Например, для России?
Ш.С. Их несколько. Главный урок — это сама победа. Что бы там сегодня ни говорили про всемогущество административного ресурса и избирательных технологий, на выборах можно победить, несмотря ни на что. Для этого просто нужна партия нового типа. Партия честных людей, живущая по принципам морали и чести. Партия героев, своими жизнями доказавших верность идеалам.
Ведь что показала победа ХАМАСа? Что в современном торгашеском мире, где всё продается и покупается, народ всегда поддержит тех, в чьей честности он уверен. Этот момент очень важный, показатель того, что в любой ситуации остается надежда. Надежда и вера в себя, в свой героизм, в своих героев, верность тем жертвам, которые понесла твоя организация, твой народ в предыдущие годы. Верность тем высоким принципам, которые тебе дал Всевышний. За последние семь лет Израиль уничтожил больше двадцати лидеров ХАМАСа. Фактически за это время погибло несколько "составов" руководства, но верность принципам оказалась сильнее репрессий и принесла победу.
Второй момент. Упаднические настроения, соглашательство, коллаборационизм никогда не приведут партию к власти.
Значительная часть арабского мира — так же, как и наша страна, — оккупирована западной цивилизацией. Казалось бы, всё, безнадега, конец. Есть богатые арабские страны, которые входят в "золотой миллиард". Всё под контролем. И вдруг в маленькой, оккупированной стране к власти приходят люди, которые готовы пожертвовать жизнью. За свою веру, за свою родину, за свои принципы, за свои убеждения. Это пример для всех, кто ноет и стонет: что делать, мы уже под оккупацией, мы уже проиграли.
Третий урок. Отказ от строжайшей дисциплины, размывание морали, бюрократия и коррупция способны убить любую партию, любое движение. В чем была драма ФАТХА? Ведь ФАТХ много лет был знаменем палестинского сопротивления.
ФАТХ возник как радикальное националистическое движение. Его целями было создание Палестинского государства, возвращение незаконно захваченных земель, освобождение и воссоединение палестинского народа. Но история ФАТХа — это история постепенного отхода от этих принципов, история коррупции, история возникновения пропасти между народными массами и элитой. Единственное, что в этих условиях скрепляло палестинское общество, — это Арафат. Но когда Арафат умер, ФАТХ фактически перестал существовать. Хотя вроде остались структуры, осталась поддержка Запада, поддержка Израиля, поддержка Египта, международное политическое признание. Но внутреннего стержня уже нет. Не в виде принципов, не в виде идеологии, ни в виде личности. Политическое угасание ФАТХа вызвано тем, что он отошел от своих принципов, отошел от своих целей, предал свой народ. Это судьба всех организаций, которые предают свой народ.
В.Ш. Нам очень горько смотреться в политическое зеркало. Ведь в России нет ни одной партии, которая была бы своей честностью и верностью идеалам похожа на ХАМАС. И все попытки создать партию "честных людей" заканчивались в России полным провалом.
Ш.С. На мой взгляд, главная проблема, которая стоит на пути создания такой партии, — это отсутствие религиозности в российском общественном сознании. Сегодняшнее российское общество — не христианское, не мусульманское, не иудейское и даже не атеистическое. Атеистическим оно было несколько десятилетий при Сталине. Наше общество правильнее назвать языческим.
А ведь вопрос веры — это ключевой вопрос при формировании нации. У нас в сознании держат что? Работу, деньги, удовольствия, семью, тщеславие — массу каких-то вещей, которые характерны для языческого общества. И в этом смысле Россия интегрирована в Запад, в глобальную языческую культуру потребительского Запада. Другое дело, что в российском обществе сохранились некие силовые элементы духовности. Народ, как единое понятие, можно разложить на три компонента. Выразителем его являются лидеры, вожди. Без ярких лидеров, способных принимать решения и ответственность за них, любой народ стремительно деградирует. Сегодня, при всех недостатках Путина, его можно назвать лидером. Как бы кто к нему ни относился — но для многих людей он является надеждой на выход из кризиса. Второй компонент — элита. Люди, формирующие и выражающие национальную идею. С элитой в России сегодня большая проблема. Сегодня лишь идёт слабая кристаллизация элиты, нащупывание новой идеологии, новой национальной идеи. Третий компонент — "рабочий движок" нации. Социально активные люди, включённые в материальное производство, обладающие ключевыми современными социальными, производственными и научными технологиями. "Рабочий движок" нации, хотя и сократился, но по-прежнему является одним из самых эффективных в мире.
Всё остальное — биомасса, которую нельзя считать "народом". Это просто население, готовое жить при любом режиме и любом правительстве.
Задача лидера и элиты — это выдавить из общества разрушающее его эгоистичное языческое сознание и объединить все компоненты народа в единое целое. Вернуть в душу народа Бога, дать ему высшую цель.
В.Ш. Недавно Путин сделал заявление о том, что приглашает руководство ХАМАСа в Россию. И почти сразу возникло множество комментариев на эту тему. Одни говорят, что через Путина США хотят прощупать ХАМАС. Другие, наоборот, резко критикуют Путина за готовность встретиться с террористами. Что стоит за этим приглашением?
Ш.С. Прощупывание ХАМАСа через Путина — это полная чепуха. С одной стороны, американцы под давлением израильтян признали ХАМАС террористической организацией. Но при этом все последние годы американцы видели как усиливается ХАМАС. И в последние полтора года американцы на разных уровнях резко активизировали контакты с ХАМАСом. И на уровне руководства, и на уровне среднего звена. Поэтому для зондажа ХАМАСа американцам совершенно не нужен Путин. И здесь мы можем только поучиться у них политической прагматичности.
Я думаю, что смысл приглашения совершенно в ином. У России среди международных субъектов есть только один по-настоящему верный союзник. Это исламский мир. При том, что исламский мир очень неоднороден, что часть его уже поглощена Западом и США, — тем не менее, исламский мир крайне заинтересован в том, чтобы Россия была великой державой. Исламский мир очень хорошо осознаёт опасность однополярного мира по американским лекалам. Исламские лидеры видят, что США фактически начали войну против исламского мира, что слова Буша о том, что мы должны "переделать" исламский мир — это не громкая фраза, а директива на десятилетия. И в усилении России исламский мир видит надежду на сохранение своей духовной и политической независимости и идентичности.
Поэтому, когда Путин говорит, что ХАМАС — это выбор палестинского народа, это важный знак. Знак того, что Россия признаёт ХАМАС как законное правительство Палестины. И это своего рода предупреждение тем же американцам от искушения расправиться с Палестиной и ХАМАСом, как в 1992 году расправились с Алжиром, где точно так же в результате выборов к власти пришли исламские силы. Тогда Россия как политическая сила отсутствовала, и Запад мог творить всё, что угодно.
Путин подчеркнул, что мы никогда не считали ХАМАС враждебным. Это была принципиальная политика нашего МИДА, наших силовиков, наших спецслужб. Поэтому смысл приглашения ХАМАС заключается в том, что Россия признаёт в нём серьёзного партнёра и важного политического игрока, у которого очень хорошие отношения с сирийцами, у него хорошие отношения с "Братьями-мусульманами", у него прекрасные отношения с иранцами. ХАМАС — это игрок, которого уважают и поддерживают в исламском мире. Поэтому в лице ХАМАСа Россия фактически приглашает организацию, которую поддерживает полуторамиллиардный исламский мир.
Когда мы говорим о ХАМАСе, есть еще один момент. Сразу после победы ХАМАСа были проведены опросы общественного мнения в Израиле. И оказалось, что 48% израильтян говорят, что в любом случае с ХАМАСом нужно вести переговоры. 43% говорят, нет, ни в коем случае. Израильское общество расколото. У меня есть ощущение, что с уходом Шарона обострится борьба между двумя частями Израиля. И это может серьёзно изменить сам Израиль.
1.0x