Авторский блог Владимир Винников 03:00 21 февраля 2006

УБЕРИТЕ ГРАБЛИ!

| | | |
Владимир Винников
УБЕРИТЕ ГРАБЛИ!

Как известно, Россия намерена сделать основным пунктом повестки дня на встрече "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге вопросы "энергетической безопасности". Подготовленный по данному поводу официальный документ трижды называет нашу страну "надежным" и еще раз — "стабильным" поставщиком энергоресурсов, прежде всего нефти и газа.
Такой подход, конечно, более чем вписывается в уникальную и не имеющую аналогов в истории концепцию "сырьевой империи", но изначально ставит жирный крест на мечтах ряда наших "продвинутых" чиновников и специалистов на равных поучаствовать с западными коллегами в составлении неких "мировых энергетических балансов", "глобального ГОЭЛРО" и т.п. Ничего, кроме нефти и газа, "глобальной экономике" от России не нужно. Куда печальнее, что ничего, кроме нефти и газа, не нужно от России и путинской "властной вертикали".
Но и здесь, будь проблема "энергетической безопасности" актуальна, Российская Федерация в ее современном виде, как "первый в мире экспортер газа и второй — нефти", могла бы претендовать на нечто подобное. Однако при ближайшем рассмотрении реальную ситуацию, особенно на рынке энергоносителей, вряд ли можно назвать проблемной, а тем более — острой.
Казалось бы, данное утверждение прямо противоречит наблюдаемым фактам. Рост мировых цен на нефть и другие энергоносители, как правило, объясняется растущим спросом на них, с одной стороны, и исчерпанием разведанных запасов, с другой. Как заявил еще в июле 2004 года президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо (Purnomo Yusgiantoro): "В экономике есть закономерность, что если запасы чего-либо истощаются, то продукт дорожает. А нефть истощается…"
К сожалению, подобные утверждения не соответствуют действительности. Рынок нефти и энергоносителей — "прозрачный" и хорошо просчитанный рынок. В нем существует зона потребления, которая действительно расширяется, однако рост ежедневного потребления с 80,6 млн. баррелей в 2003 году до 81,7 млн. баррелей в 2004 году и 83,3 млн. баррелей в 2005 году трудно назвать "взрывным". К тому же, он постоянно перекрывается зоной гарантированного предложения, т.е. объемами нефти, которые поставляются на рынки в рамках квоты ОПЕК, а также независимыми производителями "черного золота" и могут быть доставлены потребителям через наличествующую транспортную инфраструктуру. В 2003 году поставки осуществлялись на уровне 81,5 млн. баррелей, в 2004 году — 82 млн. баррелей и в 2005 году — 84 млн. баррелей. Разница уходила в зону отложенного потребления (государственные и корпоративные резервы).
Разумеется, определенные инфраструктурные диспропорции на этом рынке существуют и даже нарастают, что ведет к общему увеличению издержек обращения и соответственному росту "цены предложения", однако данным обстоятельством объяснить взлет мировых цен на нефть почти в 3 раза за последние пять лет совершенно невозможно.
Вряд ли существенный дисбаланс по данному виду энергоносителей ожидает мировую экономику и в сколько-нибудь обозримом будущем. Разведанные извлекаемые запасы нефти, которые могут быть введены в эксплуатацию в той или иной временной и ценовой перспективе, так называемая зона резервного предложения, гарантирует отсутствие "нефтяного голода" на перспективу 50-70 лет. В исследовании ЦИПР РФ 2004 года говорится: "Оценка запасов в 1 млрд. баррелей держится уже около 20 лет при интенсивной добыче, то есть пока разведка новых месторождений с лихвой покрывает добычу… Чем выше уровень равновесных цен, тем больше месторождений становятся рентабельными для разработки. В самое начало кривой предложения попадают "арабские" месторождения с себестоимостью меньше доллара за баррель. Дальше идут мелководные морские в простых районах вроде Мексиканского залива, потом Каспий, Сибирь, Северное море, глубоководные месторождения, Арктика, и, наконец, нефтяные пески Венесуэлы и Атабаски. Начиная с $25 за баррель становятся выгодны схемы синтеза жидких углеводородов из газа… В общем, нефти с издержками менее 15 долларов — море, а с большими издержками — хоть залейся".
По словам Вернона Смита (Vernon L. Smith) лауреата Нобелевской премии по экономике 2002 года, "никаких объективных рыночных механизмов для объяснения цены нефти выше $15-20 за баррель не существует и существовать не может". Остаются механизмы субъективные, то есть биржевые манипуляции. Доли США на рынке (24 млн. баррелей в сутки, причем три четверти этого объема импортируются) вполне достаточно, чтобы управлять мировым рынком нефти в режиме реального времени.
Наиболее волатильным и всё расширяющимся сегментом спроса на современном рынке нефти и нефтепродуктов выступают фьючерсы и другие финансовые дериваты, с помощью которых осуществляется "привязка" валют (и прежде всего доллара) к определенному "товарному стандарту". Отсюда можно сделать вывод, что нынешние высокие цены на энергоносители обусловлены тем, что данный сектор с 2001 года, после схлопывания "мыльного пузыря" на фондовом рынке high-teck, избран Федеральной резервной системой США в качестве главного "стерилизатора" долларовой эмиссии, объемы которой в 2002-2005 годах, по ряду оценок, превысили $5 трлн.
Важнейшим условием действия данного валютно-финансового механизма, напоминающего водоструйный насос, является обязательный возврат "нефтедолларов" странами-экспортерами нефти в американские банки (что мы можем видеть на примере "золотовалютного" и "стабилизационного" фондов России), а главным эффектом — принудительное закачивание на территорию США сырья, товаров и финансов.
Впрочем, помимо этого главного эффекта существует еще и побочный, который заключается в том, что вследствие роста стоимости энергоносителей длина "плеча" недолларового экспорта и даже внутренней торговли третьих стран резко сокращается, а долларового — растет. Данный эффект проявляется в хорошо известном феномене "глокализации", когда торговать с Америкой и ее ТНК становится "выгоднее", чем с близлежащими регионами своей собственной страны. Применительно к Российской Федерации с ее грандиозными расстояниями и транспортными издержками политика "дорогой нефти—дорогого доллара", в настоящее время проводимая ФРС и международными финансовыми институтами, грозит объективной фрагментацией страны на отдельные анклавы, никак не связанные друг с другом, и, более того, не заинтересованные в осуществлении подобных связей. Той же цели служит и привязка внутренних цен на энергоносители к "мировым" как главное условие приема России в ВТО.
Сама постановка вопроса об "энергетической безопасности" в официально предложенном правительством РФ ключе свидетельствует о том, что наша "властная вертикаль" банально "купилась" на пиар нефтяных транснациональных корпораций и ОПЕК. Её предложения по данной проблеме неадекватны реальной ситуации. Во-первых, в плане обеспечения "глобальной энергобезопасности" может быть осуществлена ускоренная передача российских месторождений энергоносителей под контроль зарубежных ТНК. А во-вторых, в случае вполне вероятных уже в ближайшее время смены курса ФРС США и падения мировых цен на энергоносители Российская Федерация наступит на те же грабли, на которые наступил Советский Союз во второй половине 80-х годов прошлого века. Но, как говорится, семь бед — один ответ: "Уберите грабли!"

19 декабря 2024
19 декабря 2024
1.0x