| | | |
Елена Антонова
ГОРДОСТЬ И ОТЧАЯНИЕ
О Первом Всероссийском конгрессе фольклористов
В Москве завершился Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Среди 500 участников этого авторитетного форума — представители народов, населяющих Россию, стран ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Украины, Казахстана, Грузии, Эстонии, Сербии, Италии. Тем, кто муссирует слухи о "русском фашизме", не вредно было бы побывать на заседаниях и "круглых столах" конгресса и воочию убедиться в органическом дружелюбии русских людей, чье становление произошло под влиянием традиционной народной культуры. Да и число докладов (самой престижной формы участия) по русской тематике явно не коррелирует ни с величиной русского народа (~80% от числа граждан России), ни с влиянием его творений на культуру других народов.
Конгресс открылся в первый день февраля в величавом и светлом Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Метко замечено: "зачин дело красит". Таким зачином, украсившим и задавшим нужный тон конгрессу, стал "Древний сказ о земле русской", исполненный ансамблем народной музыки "Купина". Под перезвон гуслей мужи, жены и юные девы, одетые в светлые льняные одежды, пропели сохраненную народной памятью старину. А вот начало официальных приветствий конгрессу немало удивило. Речь Майи Бадриевны Кобахидзе, начальника Управления современного (!) искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии, изобилующая оговорками и общими местами, в конце которой она зачитала послание конгрессу своего шефа Михаила Ефимовича Швыдкого, участники и гости форума — философы, лингвисты, филологи, искусствоведы — слушали, пряча смущенную улыбку. Лишь после этого настал черед приветствиям от министра культуры и массовых коммуникаций Соколова Александра Сергеевича, Президиума Российской Академии наук, Института мировой литературы, Института русской литературы (Пушкинского дома), Института славяноведения, Научно-методического центра Российского института культурологии, фольклористов МГУ, Союза композиторов России, Союза писателей России. Вывернутое понятие табели о рангах в довольно-таки рутинной процедуре приветствий явно не случайно, но ведь не вечно же! Завершил торжественную часть ансамбль гусляров "Купина", все время приветствий простоявший на сцене как бы почетным караулом фольклора. Дай Бог, чтобы перезвон его гуслей был приглашением не только к началу работы конгресса, но и к возврату к коренным ценностям нашей культуры, основой которых всегда были народность и классика.
Пленарное заседание открыл доклад профессора Каргина Анатолия Степановича, генерального директора Государственного республиканского центра русского фольклора, организатора конгресса, который сделал попытку оценить место фольклора среди элитарной, массовой и китчевой культур современности. Слова "шагреневый синдром" и "продвижение на рынок услуг" прозвучали по отношению к фольклору слишком уж тревожно.
Содержательным и живым был доклад профессора Виктора Гавриловича Захарченко, художественного руководителя "Кубанского казачьего хора". На поставленный в начале речи вопрос, быть или не быть традиционным народным культурам, он в конце ответил: "При общем соборном творчестве — быть!" Потому что у коренных народов России нет другой Родины; духовное не имеет адекватного материального воплощения; без традиционной культуры не могла вырасти великая культура русского народа. Докладчик подчеркнул, что главная задача сегодня — спасти русский народ от вымирания. Негоже, когда в наше время русский вслед за Есениным может снова повторить: "В своей стране я словно иностранец".
Доклад Владимира Владимировича Личутина, самобытного русского писателя, сохранившего свежесть и колорит языка поморского севера, по сути, посвящен сакрализации фольклора, восприятию его, как небесных книг. Былины продлили древо русского рода в вечность. Но сейчас традиционная культура переживает две непоправимые потери: закат былины и крестьянства — основной субстанции, рождающей фольклор. Однако тот факт, что хранители русской памяти собрались под охранной сенью храма Христа Спасителя, вселяет в писателя надежду, что русская культура будет жить.
В докладах Байбурина Альберта Кашфулловича, профессора, главного редактора журнала "Антропологический форум" (Санкт-Петербург), Кондакова Игоря Вадимовича, профессора (Москва), Каскабасова Сеита Аскаровича, академика Национальной академии наук Республики Казахстан, директора Института литературы и искусства имени М. Ауэзова (Алматы), Раденковича Любинко, профессора, председателя Комиссии по славянскому фольклору Международного комитета славистов (Белград), Гацака Виктора Михайловича, чл.-корр. РАН, заведующего отделом фольклора Института мировой литературы (Москва) анализируются специальные вопросы фольклористики. Байбурин рассмотрел связь традиционной культуры и этнографии. В последнее время прослеживается тенденция переноса акцента с объяснительных стратегий на описательные, с архаичных форм на современные, внимание смещается с деревенской культуры на городскую. Кондаков с позиции философа рассмотрел проблему глобалитета российской культуры. По его мнению, глобализация ведет не к унификации культур, а к началу некоего вторичного возрождения национальных культур. Россия — это мир миров, где культуры не подавляют, а взаимно дополняют друг друга. "Всемирная отзывчивость" русской культуры приводит к тому, что идет процесс приспособления глобалистских тенденций к народной культуре. Профессор Раденкович на примерах новейшего славянского фольклора рубежа XX—XXI веков проследил связи текста и контекста.
Работа секций и "круглых столов" продолжалась в Подмосковье, в доме отдыха "Снегири". В течение 4-х дней на семнадцати секциях были рассмотрены актуальные вопросы фольклористики: от поэтики и текстологии до этнолингвистики и культуры письменной традиции, от связи фольклора с мифологией, народными верованиями и религией до его граней в искусстве и культуре: от новых технологий в проблемах архивации фольклора до традиций и новаций в декоративно-прикладном искусстве, народной хореографии и музыкальном фольклоре. На пяти "круглых столах" шли дискуссии по насущным вопросам — таким, как отношения фольклора с массовой культурой и средствами масс-медиа. По охвату затронутых проблем и возможных путей их решения конгресс состоялся. Приведет ли это к изменению отношения властных структур к разным граням традиционной культуры, покажет время.
В заключение нельзя не сказать нескольких слов о художественной программе "Фольклорные фрески", завершившей день открытия конгресса. Показанные перлы истинно народного творчества одновременно вызвали радость и грусть, гордость и отчаяние. Радость и гордость за безмерность талантов нашей многонациональной страны. Грусть и отчаяние оттого, что мы практически лишены возможности наслаждаться глубинными родниками народных искусств, вместо чего нам предлагают вторичную жвачку мелкой и пошлой имитации фольклора, либо апробированной на Западе "попсы".
Кто только не был представлен в этом небольшом, но емком концерте. Это — представители Тулы, голосистая и озорная девица Алена Романова, исполнительница традиционных песен Тульской, Смоленской и Московской областей, и детский фольклорный ансамбль "Ладушка". Это — фольклорный ансамбль "Красная горка" (Брянская область), состоящий из старых жительниц села, чье исполнение вполне аутентично, а также из молодых девок и парней, поющих и водящих не только старинные песни и хороводы, но и новые, сочиненные в стиле местных традиций. Это — краса и гордость русских посиделок 19-летний гармонист-виртуоз Павел Уханов (Орел). Это — алтайские жительницы, Чейнеш Байтушкина и Тандалай Модорова, играющие на национальных инструментах и горловым пением умеющие вызывать духов гор, земли, воды; и Виктор Жалсанов (Бурятия), поющий под аккомпанемент народных инструментов песни и также владеющий горловым пением. Все они — лауреаты российских и международных премий. Им нет цены в прямом и переносном смысле. Дай Бог, чтобы их высокое искусство не было "выброшено" на "рынок услуг" и не стало объектом коммерции.
1.0x