| | | |
Александр Ефремов
ВЕРТОЛЕТ
Вне всяких сомнений, самая справная телеработа последних лет — экранизация "В круге первом". "Живой классик" за кадром начитывает текст. Стараются, как только могут, актеры. Натуралистично простроены сцены. По автору воспринято время. Шебуршащиеся в лабораториях "шарашки" Нержин (Миронов) и его соузники призваны, очевидно, своим видом, разговорами, скомканными линиями личной жизни вызвать сочувствие к жертвам сталинизма. Но как-то у них не получается. Единственный страдающий получился у Смирнова, сыгравшего инженера Бобынина. Школа.
Однако причина кроется не в отсутствии актерского мастерства. Ведь Миронов или, например, Скляр — не вовсе уж посконные фигляры. Слишком много двойственности заложено в первоисточнике. Помню, как поразили меня размышления заключенного Нержина, когда читал роман. Отчаявшийся, он возмечтал об американской атомной бомбардировке, чтобы раз и навсегда были уничтожены страдания угнетенных в СССР — "Архипелаге ГУЛага". Не отрицая и не умаляя страданий народа ни на миг, тогда я засомневался во внутренней самоидентичности автора чудовищных по своему смыслу строк. Представляю, какое удовольствие вызвали эти откровения у западных русофобов и идеологов "холодной войны". Вот он, сам русский правдолюбец, призывает бросить на них атомную бомбу!
Мучимый внутренним же отторжением "ненавистного режима" (герой актера Певцова) успешный и жирующий советский дипломат бежит в телефонную будку. Судорожно набирает номер американского посольства и выдает нашего разведчика. Цель — предотвратить создание Советской Россией атомного оружия. "Героя" ничуть не волнует, что перед угрозой ядерного шантажа и более чем вероятных бомбардировок окажется его собственная страна, Россия. Даром, что советская.
Исступленное это предательство (не за деньги ведь, но по спонтанному движению души) — воистину "поэзия предательства"! — и стала канвой книги и соответственно телеэкранизации. Ну а уж такие штрихи, как терзания персонажей по поводу необходимости слушать государственный гимн, душевную тяжесть при вывешивании флага, мука от соседства с ненавистным пролетариатом и брезгливость к советским вещам вообще — всего лишь побочные порождения глубинной, как ни печально признавать, предательской ментальности.
Извращенные душевные движения жертв сталинизма можно не оправдать, но отстраненно помыслить. Не то с ужасными порывами и деяниями ельцинского погрома. Тем более удивительна "осанна", пропетая глаными телеканалами Ельцину в связи с его 75-и летием. Пальма первенства здесь за Сванидзе — главным апологетом кровавого расстрела Верховного Совета, так и неродившейся российской демократии. Бес-страшный сварганил-таки противный и слюнявый фильм-апологию на канале "Россия". Воспевание Ельцина и несусветного предательства, совершенного в годы его правления. Мерзко. В очередной раз Сванидзе стал славить танковую стрельбу по "Белому дому", стрельбу из пулеметов по безоружным у телецентра. Страшно и смешно было слушать отзывы о "Борисе Николаевиче". Шаймиев: "Положил свою жизнь на алтарь перестройки нашего общества". Ширак: "Истинный патриот". Коль: "Он пользовался большим уважением на Западе". Мыскина: "В этот раз Бориса Николаевича не было на Кубке Кремля и я не выиграла". Жванецкий: "Я его встречал тысячу раз внизу, в мужском туалете".
А вот и слова самого "положившего жизнь" юбиляра: "Много на меня лили грязи за октябрь 1993-го, но многие стали осознавать(?!), чтобы было, если не принять меры против этого зарвавшегося(!) коммунистического(!) парламента. Позволять им в открытую призывать к прежнему нельзя было". После в кадре появился совершенно восторженный действиями Ельцина Чубайс. Ну действительно, как же можно было "им" позволять "прежнее". Тогда бы не случилось ни ваучерной приватизации, ни детской проституции и беспризорности, ни гибели народонаселения по миллону в год.
Остается только гадать, почему не транслировался торжественный юбилей, устроенный в Георгиевском зале(!) Кремля. Наверное, посчитали, что зашкалит, что уж этого не вынесут даже зазомбированные "россияне". И напрасно. Все должны были увидеть, как патриарх Алексий вешал орден Дмитрия Донского (!!!) на иудину шею. А Ельцин такой молодой, надо полагать, по особому случаю встал ненадолго с "алтаря перестройки".
На подобном фоне не вычурен и Жириновский, пришедший объясняться "К барьеру!" по поводу своего голосования в ПАСЕ. Там вместе с другими маргиналами от европейской политики он заклеймил позором "преступную коммунистическую идеологию и коммунистические режимы". Политический клоун, похоже, утомился быть просто дурнопахнущим средством для борьбы с оппозицией. Ему захотелось на старости лет в Европу. А за просто так в Европарламенте посидеть не дадут. Значит, надо еще раз что-нибудь предать, от чего-нибудь с легкостью отречься. Как, к слову, по ходу передачи сальный политик отрекся радостно и походя от Ирака, от своего благодетеля Саддама Хусейна. На сей раз Жириновский предал советскую государственность, давшую ему возможность пойти дальше местечкового балаганщика.
И сколько ни размахивал руками, сколько ни кричал, сколько ни хамил, ничего противопоставить правде оппонента Проханова не смог. Поняв поражение, Жирик вдруг истерично выпалил: "КГБ в 1991 году сдал Союз, чтобы избавиться от коммунистов!". Не правда ли изумительное, необычное и сенсационное заявление. Все-таки моржевать на тридцатиградусном морозе не полезно людям. Страх теряют. Вон как разболтался: и "антикоммунистом" матерым стал, и вещи какие-то странные говорит.
Хотя столь мелкого эпизода среди вала художественной, идеологической и политической апологии предательства могут и не заметить.
1.0x