Авторский блог Иван Макушок 03:00 7 февраля 2006

СТРАННАЯ ДИКТАТУРА

| | | |
Иван Макушок
СТРАННАЯ ДИКТАТУРА
К информационной войне Запада против Белоруссии
Чем ближе президентские выборы в Белоруссии, тем больше в западной прессе появляется статей с воплями о том, что действующий президент республики Александр Лукашенко — "последний диктатор Европы".
Ах, как это ужасно! Ах, как Беларусь при диктаторе несчастна! Но почему же республика терпит Лукашенко и почему его популярность у народа всё выше и выше? Более-менее вразумительно, даже подтасовывая факты, ответить на этот вопрос СМИ на Западе не могут. Потому не могут, что "диктатура Лукашенко" необычайна и странна, что ее суть не определить через общепринятые в самых умных книгах понятия.
В политологии термин "диктатура" — это "политическая власть, не ограниченная никакими законами и использующая любые средства для достижения своих целей". Есть еще целый ряд определений подобного порядка, достаточно четко фиксирующих основные черты "диктатуры". В частности, это "ничем не ограниченная власть, опирающаяся на насилие", и "осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим".
Диктатура, как следует из определения, равно, как и из известных исторических примеров, представляет собой, прежде всего, такую систему власти, где фактически отсутствует законодательная ветвь, и решения в государстве принимаются либо одним человеком, либо группой лиц, осуществляющих диктаторские функции.
В Белоруссии, как можно легко увидеть, законодательная власть присутствует в полном объеме и на всех уровнях и действительно является движущей силой принятия ключевых решений в сфере законодательства, равно как и в сфере экономики и социальной жизни.
Только за 2005 год Верховный Совет Белоруссии рассмотрел и принял более ста законов и поправок к действующему законодательству. Подобной эффективности законодательного творчества, причем качественного, могут позавидовать многие парламенты на постсоветском пространстве. И при этом хотелось бы обратить внимание: его деятельность носит максимально открытый характер, ход обсуждения той или иной проблемы не скрывается от населения, и уж о таком явлении, как драки в парламенте в Белоруссии, речи и быть не может.
Прежде всего потому, что действительно, после многих трудностей и проблем, сформировалась реальная культура парламентаризма и есть эффективный механизм взаимодействия как с правительством, так и с президентом.
Многие западные журналисты говорят, что президент навязывает свои законы парламенту. Но если это "навязывание" направлено, как это было не так давно, на повышение пенсий и улучшение социального обеспечения, то, думается, такие действия можно только приветствовать.
Ведь нужно объективно понимать, что президенту в силу его положения и реального знакомства с нуждами народа порой действительно лучше видно, как и какие шаги можно предпринять. Никто не может назвать хотя бы одно решение А.Лукашенко за последние годы, которое привело бы к ухудшению положения населения и снижению качества жизни. Эффективное использование президентом права законодательной инициативы отнюдь не феномен Белоруссии. В Российской Федерации это право используется в гораздо большем объеме и позволяет в целом ряде случаев оперативно расшивать, в частности, имеющиеся нестыковки в законодательстве.
Диктатура — это невозможность политическим силам, не согласным с режимом, осуществлять в полном объеме свою деятельность и информировать население о своих позициях и подходах.
Посмотрим на Белоруссию — оппозиция действует полностью легально, имеет своих представителей в органах власти, включая Верховный Совет, издает и свободно распространяет свои печатные издания, без каких-либо проблем дает постоянно интервью зарубежным средствам массовой информации (только за 2005 год таких материалов было более шестисот), ездит за рубеж свободно, в том числе достаточно часто посещает и Москву, и Вашингтон.
Более того, на нее прямо работают ряд информационных структур Запада, и совсем недавно с территории Польши начато вещание радиостанции на Белоруссию, которая, как говорится, льет воду именно на мельницу оппозиции. И никто в республике не пытается вернуться к известным временам в СССР, когда "глушили голос из-за бугра".
Президент Белоруссии не раз подчеркивал, что политическая система страны настолько устойчива, что можно и 24 часа в сутки давать негатив, но на население это не действует.
На предстоящих президентских выборах оппозиция выдвигает своего согласованного кандидата, и никто этому кандидату палки в колеса не ставит, он имеет все возможности высказаться, в том числе и весьма критически в отношении положения в стране и деятельности власти.
Диктатура — это применение физического насилия против населения, в том числе казни и расстрелы (вспомните Чили времен Пиночета). Есть ли что-то подобное в Белоруссии?
Конечно, нет! И стадионы, как известно, в республике используются в полном объеме по своему прямому назначению.
Говорят, что в Белоруссии всё контролирует КГБ. Действительно, это серьезная структура и во многом благодаря тому, что она была сохранена, в отличие от других бывших советских республик, где органы защиты страны постоянно переименовывались и перетряхивались, в Белоруссии нет разгула организованной преступности, нет актов терроризма и граждане спят гораздо более спокойно, чем многие соседи.
И нет того, что, например, есть сегодня в США — тотальная система прослушивания телефонных разговоров граждан, в том числе по мобильной связи. КГБ в Белоруссии выполняет отнюдь не карательные функции, а достаточно эффективно устраняет те угрозы государству, которые появляются или в результате действий политических сил из-за рубежа, или в результате прямого нарушения закона гражданами Белоруссии.
Абсолютное большинство дел, которые рассматривались судами по материалам, собранным КГБ и другими правоохранительными органами, носило прямо криминальный характер и в основном было связано со стремлением отдельных лиц поживиться за счет государства.
Диктатура — это закрытость общества, удержание людей под контролем в своих национальных границах. О какой диктатуре можно говорить в ситуации, когда более полутора миллионов белорусов спокойно работают в Российской Федерации и на Украине и никто не отбирает у них паспорта и не требует докладывать о "контактах с неприятелем".
Диктатура — это запрет на информацию извне. Но в Белоруссии никто не мешает гражданам смотреть телевидение и России, и Польши, и Украины, и Литвы. Во многих районах республики без всяких "тарелок" граждане могут выбирать, по крайней мере, между десятью каналами. В республике сегодня не только издается более ста газет и журналов, но можно совершенно спокойно купить зарубежную прессу. Вообще, на наш взгляд, в нынешний информационный век просто глупо говорить, что может существовать диктатура, ограничивающая доступ людей к информации.
Диктатура в подавляющем большинстве случаев — это экономическая неустойчивость, масштабная коррупция и т.д., что мы можем и сегодня наблюдать, например, в ряде африканских государств.
А что мы видим в Белоруссии? Рост ВВП за последний год более чем на 9% (это реально самые высокие темпы роста в странах СНГ), повышение уровня жизни населения и его реальных доходов более чем на 20%, и, что особенно важно, отсутствие гигантского разрыва в доходах граждан, которое, в частности, наблюдается и в России, и на Украине. Также в Белоруссии не стоит вопрос о характере взаимоотношений власти и "олигархов".
Власть не "гребет под себя", а старается проводить продуманную экономическую политику, обеспечивающую населению возможности нормально жить и получать доступ к социальной помощи в полном объеме.
Белоруссия сегодня — это во многом уникальное государство на постсоветском пространстве, которое не только сохранилось как государство после декабря 1991 года без особых внутренних проблем, но и которое функционирует как эффективное государство, обеспечивающее политическую и социальную защиту всем без исключения категориям населения.
Именно стабильность Белоруссии в течение последнего десятилетия является тем ключевым фактором, который окажет свое влияние на предстоящих выборах, где выбор сделает белорусский народ. И можно с полным основанием уже сегодня говорить о том, что это будет выбор не в пользу диктатуры, а в пользу справедливого, социально ориентированного общества.
1.0x