| | | |
Елена Антонова
АНТОНИМЫ
Альтруизм — редкое, но весьма притягательное свойство, присущее, как и творчество, лишь человеку, повсеместно предается остракизму. Пытаются внушить, что альтруист (антоним эгоиста, alter — другой, вместо ego — я), совершающий бескорыстные действия во благо других, — это какой-то малахольный, по сути, просто дурак. Между тем альтруизм — характерная национальная черта народа русского. Этому свойству первопроходцев обязаны мы досель невиданным в истории расширением своих земель до Аляски — на северо-востоке, Камчатки и Курил — на востоке, Тибета и Средней Азии — на юго-востоке и юге. Эта же черта лежит в основе парадоксальной на взгляд иноземца легкости расставания со своими трудом добытыми владениями. Братские связи, помощь малым и отсталым народам, населяющим империю, корни поражающего иноплеменников героизма в отечественных войнах, как и скромность в признании своих заслуг — все это производные альтруизма. Даже всплеск русской культуры XIX—XX веков в науке, литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, каких не знали со времен Эллады, в основе восходят к тому же качеству. Творчество и альтруизм одной природы, они — от Бога. И потому талант творит только в атмосфере бессребреничества и приятия: корысть, зависть, расчет убивают творчество, оставляя лишь ремесло. А ремесло даже самой высокой пробы и творчество это, как говорится, две большие разницы.
Однако в обществе, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а талант финансиста — основополагающим, альтруизм, мозолящий всем глаза, вреден. Отсюда — все потуги осмеяния Ивана-дурака, неспособного измыслить какой-либо выгоды для себя лично. Но забывают, что, искореняя альтруизм, рубят сук, на котором сидят. В год 250-летия со дня рождения Моцарта нейдет с ума история о Моцарте и Сальери. Притча о Творце и Ремесленнике, достигших высших в своем амплуа высот, намеренно заостренная Пушкиным в одной из его Маленьких трагедий. Сейчас, всей планетой отмечая юбилей Моцарта, видишь, что время, этот самый беспристрастный судия, вынесло победный вердикт Творчеству над Ремеслом, Любви над Завистью, Бескорыстию над Расчетом. По всем статьям Гений одержал верх над Злодейством. И это независимо от того, было ли совершено на самом ли деле физическое убийство Моцарта, о чем в горячке безумия маниакально твердил Сальери. Это тем выше поднимает в наших глазах прозрение другого гения — Пушкина, который отнюдь не устарел, как мечтается некоторым.
Сальеризм, ставший с легкого пера Пушкина нарицательным, будет существовать "доколь в подлунном мире жив будет хоть один" творец. Творцы милостью Божию на земле не переводятся, значит пребывает в здравии и антагонизм сальери к моцартам. Творчеству нужны покой и тишина, их противникам — поклонение и шум. А для этого все средства хороши. Назойливая реклама, скандальные репортажи, даже подглядывание в замочную скважину. Жизнь современных сальери труднее жизни их заглавного героя. Они вынуждены вертеться как белка в колесе. К примеру, интересная мысль приглашать мировых звезд на свои музыкальные вечера. Тогда можно и зал заполнить, и билеты дороже продать. Так возникает цикл концертов "NN приглашает…", где в большом зале хороший симфонический оркестр, по существу, играет роль коллективного тапера. Реклама — двигатель искусства! И вот — "мероприятия" по случаю юбилеев, рождества, нового года, старого нового года…. А с музыкой что? Ее выплеснули с водой, с разного рода шумихой, как когда-то ребенка.
В то же время тихая жизнь творцов посвящена любимому искусству. Удивительно, но плоды этого творчества, получившего известность еще в прежний, не такой меркантильный век, без всяких, не относящихся к музыке действий со стороны музыканта, весьма быстро принимаются не только узким кругом почитателей, но истинными ценителями во всем мире. И, как круги от брошенного на поверхность чистой и спокойной воды камня далеко расходятся, не теряя четкости очертаний, так и музыка, которую нам дарит выдающийся музыкант современности Михаил Плетнев, приносит широкопростирающуюся радость первооткрытия. Эта не часто навещающая нас радость, видимо, и есть та причина, которая побуждает награждать его самыми престижными в области музыки званиями и премиями. Только два последних года принесли в копилку наград Плетнева вслед за "Грэмми", полученным Российским национальным оркестром, его личный "Грэмми", Европейскую культурную премию, а вот сейчас — российскую премию "Триумф". И это даже при некоем скептическом отношении к подобным наградам. Чем не наглядный пример к нашей теме? Также как и к заповеди: начиная дело, не думай о конечном результате, просто старайся сделать его хорошо.
Теперь о Бетховенских Академиях Михаила Плетнева. Рассчитанные на два сезона и девять вечеров, они представят все симфонии и фортепьянные концерты Бетховена. Девять симфоний композитора уже звучали под управлением Плетнева в год рождения Российского национального оркестра. Теперь музыкант предлагает новое прочтение симфонических сочинений "завершителя мира". И это так хорошо, что после первых двух Академий, на которых были исполнены Первая и Восьмая, Четвертая и Пятая симфонии, каждый раз захватывало дух и терялся дар речи. Пятая, канонизированная и прочно заигранная, была сыгрна так свежо и светло, так жизнеутверждающе и современно, что каждый слушатель ощутил, наверное, способность "схватить судьбу за глотку". Слова Рубинштейна, что "Бетховена не играют, а всякий раз заново сочиняют", сказаны как будто специально для этих Академий. И как здорово, когда исполнитель конгениален сочинителю!
Третья, Четвертая и Пятая Академии, посвященные фортепьянным концертам "неукротимого" бунтаря, пройдут 7, 8 и 9 февраля. Солировать будет наследник Бетховена по прямой линии: Черни, Лист, Зилоти, Игумнов, Флиер, Власенко — Михаил Плетнев, управлять оркестром — австрийский дирижер Кристиан Ганш. Друзья, спешите на премьеру, а нет возможности, смотрите и слушайте прямую трансляцию концертов по каналу "Культура".
1.0x