Авторский блог Борис Осадин 03:00 31 января 2006

ЕВРАЗИЙСКОЕ МЕТРО

| | | |
Борис Осадин
ЕВРАЗИЙСКОЕ МЕТРО
О каком транспорте стоит подумать России
Говорят, что, проложив газовую трубу по дну Балтийского моря, Россия скоро станет великой энергетической державой. Но можно ли достичь величия, выкачивая из страны нефть и природный газ? Испытывая чувство стыда за интеллектуальную ущербность правящей элиты, неистребимые российские мечтатели выдвигают собственные проекты, способные, по их мнению, вывести Россию на путь реального развития. В 2005 г. газета "Завтра" в целой серии публикаций поддержала идею "глобального автобана", или "автобана Европа-Россия-Азия-Америка". Не грех, однако, заметить, что самые лучшие автобаны Западной Европы в канун 2006 года были полностью парализованы достаточно заурядными по российским меркам снегопадом и морозом. Ну, а крещенские морозы наступившего года значительно затруднили автомобильное движение уже и в Центральной России. Какая же участь уготована гипотетическому автобану, если тысячи его километров пролягут через Якутию! Да и успеют ли построить такой автобан до того, как в последнем на планете Земля движущемся автомобиле сгорит последний литр бензина?
Есть другая транспортная идея. Значительно более радикальная и не зависимая от климата или погоды.
СОВРЕМЕННОЕ ВАРВАРСТВО
И в автомобилях, и в самолетах не менее 99,9% энергии топлива расходуется совсем не по делу. Казалось бы, подобное заявление — парадокс, способный поставить на грань краха крупнейшие мировые автомобильные концерны и авиастроительные корпорации. Однако стоит лишний раз заглянуть в школьный учебник физики, чтобы понять, что дело обстоит действительно так.
И автомобиль, и самолет не столько что-то или кого-то перемещают в пространстве — для этого было бы достаточно тысячной доли расходуемого топлива, сколько бессмысленно, с точки зрения главного предназначения, то разгоняются, то тормозят. Автомашины и самолеты любыми способами, пытаюются справиться с аэродинамическим сопротивлением воздуха. Чем, собственно, и уничтожают драгоценные энергоносители, грея и загрязняя окружающую среду. Это ли не варварство, особенно если учесть, что запасы нефти на Земле ограничены и иссякнут уже в ближайшие десятилетия?
И современный автомобиль, и современный самолет, сколь бы привлекательно ни выглядели они в глазах владельцев или путешественников и как бы ни рекламировались компаниями-производителями — это, в сколь-либо отдаленной перспективе, тупиковые пути развития не только транспорта, но и всей человеческой цивилизации, пир пожирателей природных ресурсов во время чумы. Пир этот уже привел к драке за обладание последними запасами нефти (оккупация США и их союзниками Ирака, угроза агрессии против Сирии и Ирана). Недавний конфликт между Украиной и Россией из-за цены на газ из той же серии. По мере же истощения нефтяных запасов глобальное соперничество за них будет лишь обостряться. Не думать о транспорте будущего (и энергетике, составляющей с транспортом неразрывное целое) могут себе позволить лишь те, кто живет по принципу “после меня хоть потоп”.
Тем самым причин для увлечения транспортными проектами более чем достаточно. И в этом авторы идеи глобального автобана правы.
О ДВУХ МЕЧТАТЕЛЯХ ПРОШЛОГО ВЕКА
Знаменитая "семерка" — прославленное детище Генерального конструктора Сергея Павловича Королева, на которой отправился в космос первый на планете космонавт Юрий Гагарин, обладала стартовой массой около 400 тонн. Сам космический корабль "Восток-1" весил 4 тонны. Расчеты показывают, что ракета на порядок более эффективна, чем самолеты или автомобили. Все равно мало? Несомненно. И это беспокоило основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского задолго до полета Гагарина. Проведя соответствующие вычисления, в 1933 году, за два года до смерти, ракетчик Циолковский пишет абсолютно неракетную работу: "Снаряды, приобретающие космические скорости на суше и воде". Увы, идея неракетного ускорения до космических скоростей была надолго предана забвению.
Между тем, уже в 1935 году 30-летний сотрудник Всесоюзного электротехнического института им. Ленина Андроник Гевондович Иосифьян выпустил отчет под названием "Электрические орудия дальнего боя", где рассмотрел конкретные схемы линейного электромеханического разгона и привел результаты экспериментов, в которых небольшие (граммовые) снаряды без использования химической энергии, то есть лишь за счет электрической, приобретали скорости около 1 км/с. Отчет, естественно, засекретили.
Осенью 1941 г., когда немцы стояли под Москвой, Иосифьян организовал номерной завод, затем, на его базе, Всесозный НИИ электромеханики и стал его директором. А отчет об электрических орудиях дальнего боя пылился в секретном архиве ВНИИЭМ до 1991 года, когда с него сняли гриф секретности.
В РАМКАХ СОИ
В своих публикациях Циолковский не раз подчеркивал, что по этическим соображениям никогда не занимался разработкой оружия. Но парадокс научно-технического прогресса ХХ-го века заключался в том, что он достигался главным образом в процессе реализации военных программ. Об упомянутых выше работах Циолковского и Иосифьяна вспомнили в 70-х годах, когда Советскому Союзу пришлось отвечать на так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ), или "программу звездных войн", с которой выступили США.
В 1972 году Иосифьян собрал группу физиков, в которую был приглашен и автор этих заметок, и поставил перед ними задачу рассмотреть расчетным путем возможность создания неракетного межконтинентального баллистического транспорта — МБТ. Расчеты были выполнены, и в 1975 году выпущен отчет, из которого следовало, что гиперзвуковая электромеханика и МБТ в принципе возможны, О чем уже сам Иосифьян в присутствии членов группы и доложил тогдашнему министру электротехнической промышленности СССР Антонову. И, как водится, получил заверения министра в поддержке работ по сверхзвуковой электромеханике. Однако вскоре семидесятилетний Иосифьян оставил пост директора ВНИИЭМ, а министр Антонов перестал быть министром. Продолжения работы не последовало.
С НЕБЕС ПОД ЗЕМЛЮ
Всякому времени присущ свой взгляд на мир. Технические мечтатели прошлых веков, в том числе ХХ-го, смотрели вверх, стремились сначала силой интеллекта, а затем и наяву, не считаясь с затратами, "преодолеть пространство и простор", то бишь увеличить скорость передвижения, вырваться из пут земного тяготения, проникнуть в стратосферу, затем в ближний космос, а за ним и в дальний. И немало в том преуспели. Но, по большому-то счету, лишь для того, чтобы понять, насколько мала и беззащитна планета Земля — единственный известный нам человечий дом, запасного варианта для которого природа, похоже, не предусмотрела. Не пора ли в начале XXI-го века научиться смотреть в обратную сторону, то есть из космоса на Землю?
Насколько велики энергозатраты, чтобы перевезти груз или пассажиров, из Санкт-Петербурга в Магадан? Они равны нулю, если на дороге создать те же условия, что и в космосе! Планета сама, за счет силы земного тяготения, доставит поезд-снаряд на расстояние в 6700 километров. Но при одном условии, если нам удастся устранить и аэродинамическое сопротивление, и механическое трение. Появляется шанс создать идеальный, то есть энергетически беззатратный наземный или подземный транспорт.
Давно известно, ничего идеального в технике не бывает. Но, если использовать вакуумную трубу, магнитную подвеску и принцип электромеханического разгона, и торможения, коэффициэнт полезного действия такой транспортной системы может приблизиться к 100 процентам.
Космические скорости под землей едва ли нужны. Но техническое освоение уровня скоростей, скажем, в 3600 км/час, то есть почти три скорости звука в воздухе, или почти четыре крейсерских скорости современного авиалайнера, означало бы революцию всей транспортной составляющей земной цивилизации.
Набрав скорость в 3600 верст, вагон-снаряд до начала торможения превращается в магнитоплан, летящий в вакуумном туннеле вдоль электропроводящих направляющих, вмонтированных в стенку "трубы". Внутри— вакуум, машина не касается стенок. Нет ни трения, ни аэродинамического сопровтиления. Система магнитной подвески технической новинкой не является. Например, специалисты НПП ВНИИЭМ имени А.Г.Иосифьяна уже давно используют его в своих разработках — но пока только для вращающихся электрических машин, а не для подвеса магнитоплана. Но новейшие разработки уже показывают, что магнитоплан можно создать уже в ближайшие годы.
А теперь допустим, что все изложенные выше физико-технические мечты подтверждены и расчетами, и экспериментами, и натурными испытаниями, туннель Санкт-Петербург-Магадан пробит, а необходимое электро- и прочее оборудование изготовлено и смонтировано. Тогда, спустившись под землю в северной столице России, скажем, на Невском проспекте, менее чем через два часа пассажиры Евразийского метро выйдут на берег Тихого океана.
Ну, а москвичам, чтобы оказаться на Невском, как и питерцам, чтобы заглянуть в Третьяковскую галерею, при наличии между Москвой и Санкт-Петербургом Евразийского метро, хватит и пятнадцати минут. И никакая погода не помешает.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Сверхзвуковое Евразийское метро, стоит считать признать идеей, достойной серьезного изучения. Это первое в истории техническое предложение, превращающее извечный российский географический недостаток (огромность малообжитой и холодной континентальной территории) в несомненное достоинство. Континентальная территория с любым климатом — это как раз то, что нужно для прокладки наземных или подземных труб, по которым будут курсировать сверхзвуковые магнитопланы.
Огромные российские расстояния становятся огромным преимущестов. Транспортной системе Франции, которую на автомобиле можно пересечь за полдня, а на самолете за час, метро в три скорости звука явно ни к чему. А вот для России это уникальная возможность связать страну воедино, сейчас более чем актуальна. Мы сможем сохранить среду обитания, сберечь нефть и природный газ, используя для производства электроэнергии иные энергоносители: уголь, ядерное топливо. Станут доступными для разработки наши природные кладовые на Севере и Дальнем Востоке. Но главное — магнитопланы позволят соотечественникам стать действительно свободными в выборе места жительства и места работы, что, как известно, является мощнейшим факторов общественного и экономического развития.
Ну, а если кому-то так уж хочется перемещать товары высокоразвитых стран с Востока на Запад и с Запада на Восток, то есть с берегов Тихого океана к берегам Атлантического и наоборот, то пусть везут эти товары: одни к Санкт-Петербургскому терминалу Евразийского метро, другие — к Магаданскому. Два часа — и товары будут доставлены.
Стоит лишь на миг предположить "невозможное", как перед нами открываются огромные возможности. Вслед за чем, как показывает история, невозможное сегодня может оказаться возможным завтра. Хорошо бы в России снова научились мечтать. Но не по-маниловски и не в стиле фэнтэзи, а основываясь на объективных законах природы и с калькулятором в руках.
Автор — доктор наук, профессор
1.0x