Авторский блог Шамиль Султанов 03:00 31 января 2006

НАРОД КАК ПРОЦЕСС

0
| | | |
Шамиль Султанов
НАРОД КАК ПРОЦЕСС
История: пороки и уроки
Открываешь газеты. Или включаешь компьютер. В стране несколько миллионов беспризорных, никому не нужных детей. Будущее страны. Но около 40-долларовых (или евро) миллиардеров. Тоже будущее. Страны? Свыше 15 миллионов человек каждый день голодают. Плюс еще столько же недоедают. Может, больше. Из страны исчезла справедливость. Но появились 80 тысяч миллионеров. Валютных. И еще — тотальная коррупция. А коррупция — это СПИД, сифилис и чахотка в одном флаконе. Для общества. Которое, может быть, еще осталось.
Маленького мальчика-сироту из детдома продали в Америку. Кто-то конкретно продал. И получил конкретные деньги. Потому что коррупция. Конкретная. А те, кто купил, мальчика убили. Из этого мальчика мог в будущем получиться великий вождь, который вытащил бы страну из болота. Или могилы. Но мертвый мальчик уже никогда не спасет страну. Даже если захочет.
Дочь убила отца-пенсионера. Тот не захотел добровольно отдать пенсию. Сын убил мать. Топором в голову. Надоела, много болтала. Отец спьяну убил всю семью. Молодые парни зверски избили, а потом распяли на кладбище мальчика. На морозе. У того не было при себе денег. А деньги нужны были. На пиво и водку. Мальчик выжил. Но ему отрезали пальцы. Все пальцы на обеих руках.
В стране десятки миллионов пьяниц и алкоголиков. А еще в стране началась эпидемия СПИДа. Перелили неправильно кровь — и двести человек заразились СПИДом. Который неизлечим. Еще в стране эпидемия наркомании, проституции, безнравственности. Но зато огромный фонд. Стабилизационный. А еще 75 процентов всей добываемой нефти экспортируем на Запад. Из каждых 100 тонн нефти 75 туда. Чтобы там цены на бензин не слишком быстро росли. Через пятнадцать лет в стране нефть кончится. А может быть, и раньше. Поэтому дети, внуки, правнуки в стране останутся без нефти. А потом и без газа. Потому что газ тоже своруют. Либо газ будет пропит. И алмазы. И золото. И лес…
Вы можете назвать животных — пресмыкающихся или млекопитающих, которые выгоняют на мороз своих детенышей, отнимают еду у своего потомства?
Перелистываешь многочисленные журналы. Или входишь в Интернет. Народ проголосовал. За что-то. Народ выбрал. Кого-то. Народ куда-то радостно пришел. Или ушел. Разницы нет. Жизненный уровень народа повысился. Зарплата у народа увеличилась. А, может, уменьшилась. Неважно. Министры ссылаются на народ. Депутаты разные посылают народ.
Почему комвожди раннего СССР так люто ненавидели "мелкобуржуазность" и так страстно боролись против "мелкобуржуазной стихии"? Наконец-то понял. Мелкобуржуазность — это не столько психология, сколько тотальный, всепоглощающий стиль, модель жизни, основанный на абсолютном, бескомпромиссном партикуляризме интересов. Это, когда личный кошелек имеет больше значения, чем все остальное человечество. Плюс космос впридачу. Это, когда человек человеку волк. Принципиально. Всегда и везде. "Сегодня умри ты, а завтра умру я". Искренние комвожди писали: "Или мы победим мелкобуржуазность, или она сожрет страну". Битва кончилась: все вокруг — сплошная мелкобуржуазность: министры с многочисленными карманными ООО, назначенные миллиардеры, бывшие офицеры КГБ, ныне преуспевающие миллионеры, бурно размножающиеся столоначальники, замерзающие в подъездах бомжи и т.д. и т.п.
Интересно, 145 миллионов человек, которые каждый день что-то жуют и дружно ходят в туалет — это народ?
Олигархи — сволочи, политики — гады, чиновники — воры, менты — козлы. А ведь еще Ленин говорил, что "интеллигенция — это г…" А народ — хороший? Нет, так не бывает.
Народ — это сообщество людей, у которых общая судьба и которые хотят оставаться хозяевами своей судьбы. Которые вместе готовятся к неизвестному, в болотных туманах и черных штормах, завтра. Которые чувствуют свою ответственность за это завтра. Не только перед своими детьми и внуками. Но и перед совместным прошлым. Перед своими предками.
Ответственность за будущее и ответственность за прошлое. Вот, что суперважно. Только тогда появляется ответственность за сегодняшний день. Если есть такая ответственность, есть народ. Нет ответственности, то и соответствующего народа нет.
Народ — это не биомасса. А если это биомасса, то это уже не народ. Сталин создал культ народа. Сталина нет, народа нет, а культ народа остался.
Все, что рождается, то неминуемо умирает. Рано или поздно. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. Народы не исключение.
Первая стадия — героический период. "Жизнь или смерть". В постоянных боях третьего варианта нет. Народ-орда — общая судьба или общая смерть. "Орда — это вооруженный народ-государство". Нет противопоставления между лучшими и простыми, ибо еще нет элиты и неэлиты. Нет противопоставления между вождями и рядовыми. Всё определяется личными качествами и личным опытом. Каждый может стать вождем и найти свое место среди лучших. Если герой. Но вожди и наилучшие гибнут чаще, чем остальные. Ибо это орда. А орда, в конечном счете — это справедливость смерти. Позднее в официозных историях период "народ-орда" либо стирается вовсе, либо полностью извращается.
Вторая стадия — "народ-государство". С одной стороны, высочайшее самосознание ответственности большинства за свою общую судьбу. Здесь народ это не толпа. С другой стороны, уже появляется противопоставление оформляющейся элиты и вождей, наилучших и простых людей. Наилучшие, опираясь на народ, успешно сдерживают многочисленных кандидатов в вожди и тираны. Хотя социальное отчуждение только намечается, народ, так или иначе, в значительной степени контролирует государственные институты. В обществе по-прежнему доминирует ощущение общей судьбы.
Третий период — "государство-народ". Или "народ-толпа". Формально и официально — самый длительный период жизни народа. Народ уже не контролирует государство и не может это делать. Уже нет общей судьбы. "Государство — это я". То есть, король, царь, хан, президент, генсек. "Государство — это организованное насилие". Окончательно оформляется странный конфликтный треугольник: вожди (или т.н. вожди) — элита (или т.н. элита, или правящий класс) — общество (народ-толпа). Именно здесь суть зреющего системного кризиса. Но в любом случае — у народа-толпы мало шансов, и он неизбежно проиграет.
Качества элиты, ее гомогенность, ее способность сохранить ответственность за общество играет решающую роль. Но ответственность за государство вытесняет ответственность за народ. Далее следует неизбежная деградация элиты, превращение в квази-элиту неминуемо приводит и к деградации государства. При этом народ скатывается в рабское положение, постепенно теряя качества народа.
Здесь, на этой стадии вновь резко усиливается роль вождя, роль личности.
Вот как это тонко отметил Шарль де Голль, будущий Президент Франции: "Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел "приучать" своих врагов, умел не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него было больше, чем поражений. Сталинская Россия — это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено".
Четвертый период — системный кризис в полной мере начинает "править бал", превращаясь в решающий фактор жизни и смерти. Исчезают окончательно остатки элитарного мышления и элитарного сознания — "наилучшие" как класс уходят. Власть оказывается у антиэлиты, которая хочет только одного — личного обогащения. Общественное сознание вырождается в мелкобуржуазное. Происходит беспрецедентная нравственная деградация: "можно все". Тотальная деградация государства, прежде всего, проявляется в чудовищных формах коррупции. Народ обречен окончательно превратиться в народ-быдло.
В периоды системного кризиса неимоверно усиливается роль личности лидера. Принцип "или — или" снова выходит на первый план.
Есть такая достаточно изящная концепция, в которой объединяются три фактора, влияющие на эволюцию той или иной страны.
Первый, и наименьший по значимости, фактор — природные ресурсы и иные естественные возможности: полезные ископаемые, площадь территории, климатические условия, плодородие земель, реки, моря, географическое положение и т.д. От этого фактора судьба страны зависит не более чем на 10-15 процентов.
Второй по значимости фактор — народ: его желание трудиться, любовь к труду, исторические трудовые традиции, способность к возможной трудовой мобилизации и т.д. В истории этот фактор тянет на двадцать пять-тридцать процентов. Не больше.
Все остальное — пятьдесят-шестьдесят процентов — это качества руководства, элиты, политического класса. Способность ставить цели, руководить, вырабатывать стратегию, реализовывать ее, вдохновляя людей.
Между прочим, системный кризис явление не столь уж редкое в человеческой истории. Так же, как и финальное состояние "народ-быдло". Есть три варианта выхода из этой ситуации.
Первый — исчезновение, обычно через растворение народа в некой другой общности. Например, интеграция в западную цивилизацию, в западный цивилизационный проект.
Второй — выдвижение совершенно новой элитой (или контрэлитой) принципиально нового цивилизационного проекта, в рамках которого, однако, сохраняется исторический национальный код. Это дает возможность народу кардинально трансформироваться перед лицом исторического вызова. Сталин использовал для этого технологию формирования "культа народа".
Третий, это прямое вмешательство в ход истории воли Всевышнего (с.т.).
Вот как один из известных авторов описывает ситуацию на Аравийском полуострове периода джахилийи (невежества), еще до появления пророка Мухаммада (с.с.).
"Люди испытывали друг к другу недоверие и неприязнь… Арабы настолько свыклись с убийством и смертью, что кого-то убить или погибнуть самому не представлялось чем-то особенным. Так и длилась эта нескончаемая цепь убийств, ссор и передряг. В этих схватках арабы словно состязались друг с другом в жестокости, кровожадности, алчности и всякого рода мерзостях… Жилища арабов одновременно служили и питейными домами. Тех, кто не употреблял спиртного, высмеивали. Достоинство человека измерялось количеством спиртного, которое он мог выпить. Те, кто производил крепкие напитки, да еще мог и сам хорошенько выпить, считались важными особами и пользовались большим уважением… Стоило собраться в доме нескольким друзьям-товарищам, как встреча тотчас превращалась в гулянку со спиртным и распутными женщинами… Когда все напивались и теряли контроль над собой, бесстыдство доходило до крайней степени проявления…
Одним из достоинств считалось пристрастие к азартным играм. Нередки были случаи, когда проигрывали и жен, и детей. Ни одна игра не обходилась без алкоголя… Вряд ли было тогда хоть одно такое племя, которое бы не дожидалось удобного момента, чтобы напасть на соседнее племя, отобрать и присвоить его имущество, земли, стада, а также жен и детей. На всем полуострове не найти было такого уголка, где не проливалась бы постоянно кровь, где бы не царили разбой и грабеж… Одним из средств обогащения служило воровство. Ежедневная гибель, убийство среди арабов, воровство, грабеж и разбой превратили их словно в диких животных. Они уже не знали, что такое сочувствие и совесть. Они могли не задумываясь срезать горб у живого верблюда, чтобы приготовить себе шашлык… Совершая набеги на соседей, арабы не щадили никого: вспарывали животы беременным женщинам, отрезали у убитых уши и носы, которые нанизывали на нитку в качестве украшения для своих жен… Женщин наказывали, привязав их за волосы на длинной веревке к луке седла, и мчались, настегивая лошадь, во весь опор, волоча тело несчастной по земле… Одними из обычных и всеобщих дел среди арабов эпохи невежества были блуд и проституция. Арабы в те времена даже не знали, что такое стыд. Женщины разгуливали совершенно обнаженные по улицам города и выпрашивали у всех что-нибудь из еды или одежды. Любой араб, решив помыться, мог без колебаний раздеться донага у себя во дворе, либо прямо на улице или на площади… Одним из лучших увеселений считались совместные оргии мужчин и женщин. На этих сборищах творилось нечто невообразимое… Жены тех, кто погиб на войне, бродили, выпрашивая подаяние, по улицам города, голодные, грязные и едва прикрытые отрепьями. Никто не брал их в жены. Замужняя женщина не имела никаких прав не только на имущество, но и на собственных детей… Одной из самых страшных традиций того времени было предание новорожденных девочек земле. Нередко даже девочек-подростков отец сбрасывал в заранее вырытую в пустыне яму и, наскоро засыпав землей, быстро удалялся, чтобы не слышать голоса своего ребенка, молящего о милосердии".
Ислам произвел реальное историческое чудо, действительную системную революцию. Население Аравийского полуострова — этот народ-быдло, народ, по сравнению с которым многие животные выглядели более человечными, кардинально изменился буквально за десять-пятнадцать лет. Например, когда пришло повеление от Всевышнего о полном запрете на употребление спиртного, по улицам потекли реки вина и другого алкоголя. Никому не пришло в голову скрывать свои запасы.
Исчезли убийства, разбой и грабежи. Аравийские караванные тропы и дороги стали самыми безопасными в мире. Люди забыли, что такое воровство. Мухаммад — Посланник Аллаха (с.с.) сказал: "Народы прошлого погибли потому, что за воровство наказывались только простые и бедные люди, а знатные и богатые за ту же самую вину не наказывались. Клянусь Аллахом, если бы моя дочь Фатима совершила воровство, я бы сам отсек ей руку". За прелюбодеяние и блуд были назначены жесточайшие наказания.
Когда пророка Мухаммада (с.с.) спросили, что такое религия, он сказал: "Благая нравственность". Ислам гарантировал права детей, женщин, сирот, вдов. Ключевыми ценностями в мусульманском обществе стали богобоязненность, справедливость, совесть, скромность, стыд, милосердие, чистоплотность, честность.
Первое откровение Посланник Аллаха получил в 610 году. Уже через сорок лет Ислам распространился на территории в несколько миллионов квадратных километров. И даже не столько из-за победоносного оружия, сколько, прежде всего, за счет нравственного примера.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x