| | | |
Елена Антонова
АНТОНИМЫ
Просто диву даешься: до чего мелок и пошл обыватель цивилизованного мира. "Культурность" и внешний лоск не мешают ему быть зело воинственным и настырным. Куда прежним простакам, вожделевшим лишь об удобствах и примитивных удовольствиях, приносимых благами жизни. Нынче — самое приятное "опустить", а лучше замарать великих людей "объективным" показом присущих им мнимых или действительных недостатков, сводя их тем самым до уровня себя любимого, а то и ниже. Подобным поделкам в массмедиа несть числа. Байрон (телефильм "Байрон", производство BBC), Пушкин (спектакль "Александр Пушкин", театр имени Ермоловой, сценарий Безрукова-отца, заглавный герой — Безруков-сын), Есенин (сериал "Есенин" с теми же соавторами), по сути, ничего кроме имени и внешнего, часто гротескного сходства не имеют с их гениальными тезками. Творческого начала у них нет и в помине, зато пороки даны выпукло и натуралистично. Символичен в этом отношении фильм "Байрон", снятый соотечественниками поэта в 2003 г., показанный нынче по каналу "Культура". Для перечисления всех сцен секса героя не достанет пальцев на обеих руках, но нет ничего, что характеризовало бы его величайшим поэтом-романтиком, мятежным борцом за свободу угнетенных народов, едким сатириком лицемерия высшего света, наконец, ярким оратором, не страшащимся в палате лордов встать на защиту людей труда (первая речь 24-летнего Байрона была посвящена отстаиванию прав ткачей, вошедших в историю под именем луддитов). Вместо этого — искаженный образ "падшего ангела" (неземно красивый Джордж Гордон Ноэль Байрон был родом из высшей аристократии Англии и Шотландии). Неприязнь к поэту, имевшему смелость нелицеприятно отзываться о политике Британии, которая "перестав к свободе призывать, теперь и мысль готова заковать", как видно, не затихает во властных кругах Англии до сих пор. Образ поэта, по словам Пушкина, "оплаканного свободой", намеренно искажен. В России же исторически иное отношение к Байрону. Мы почитаем его как близкого русскому духу и культуре поэта. Его "Паломничество Чайльд-Гарольда" Пушкин считал одним из величайших произведений мировой поэзии. Байрон был образцом для молодого Лермонтова. Его драматическая поэма "Манфред", повествующая о мятежной личности, которая, познав любовь и "мировую скорбь", жаждет найти смысл жизни, вдохновила Чайковского на создание гениальной симфонии. Развитый на протяжении всего творчества поэта от "Чайльд-Гарольда" до "Дон Жуана" образ "лишнего" человека оказался той осью, вращаясь вокруг которой, выстроилась великая русская литература XIX века.
Сказать, что Россия ежедневно и в массовом масштабе рождает таланты — иногда благодаря, а чаще вопреки внешним обстоятельствам, — значит просто озвучить факт. Объяснения этому феномену нет. Может, это заслуга богатого генофонда, собравшего здоровые гены многих малых народностей, ставших единым народом. Может, влияние фактора географического, суровой широты наших просторов. Может, следствие неких мистических сил: дух ведь дышит, где хочет. Не корысти и наживы ради, а от любопытства и чего-то еще, чему и названия нет, ходили наши предки в далекие походы на север, восток, запад и юг или углублялись в дебри новейших наук и искусств, пытаясь найти ускользающий смысл того, для чего мы явились на свет. И стоял за этим тот же сакраментальный вопрос, который еще со времен античности мучил философов, тот же, что пытался разрешить Манфред. Человек наделен даром творчества и не может не творить. В трудные времена эта жажда еще сильнее. Оттого, несмотря ни на что, рядом с подделками обывателей с необратимостью рождаются истинные творения. Они различны по важности и весу, но это — созидание. Расскажу об одном из последних концертов ушедшего года, названном его организатором, Международным фондом "Опера", "Новогодним дивертисментом" и с блеском прошедшем на сцене Большого зала консерватории.
Целью создания Международного фонда "Опера" во главе с его президентом, солистом Большого театра России Сергеем Гайдеем, является поддержка и развитие классического оперного, балетного и хорового искусства России, помощь артистам и молодым талантам, расширение международных связей. Концерт "Новогодний дивертисмент", составленный из арий и увертюр опер Россини, Доницетти, Беллини, Моцарта и Делиба, в котором вместе с Российским национальным оркестром под управлением молодого дирижера Сергея Кондрашева выступили солисты Большого театра Мария Гаврилова, Лариса Рудакова, Маргарита Мамсирова, Андрей Григорьев, Михаил Казаков, Сергей Гайдей, народный артист Республики Казахстан Эрик Курмангалиев, получился по-настоящему праздничным и искрометным. Выверенное оркестровое сопровождение, тонко оттеняющее чистые, хорошо поставленные молодые голоса певцов, сшитые специально для концерта вечерние костюмы и весь празднично-приподнятый настрой концерта способствовали этому творческому празднику. Никаких нареканий ни в манере исполнения весьма непростых по технике арий, ни в артистизме их подачи. Каждый певец достоин высокой оценки. Но среди этого созвездия молодых талантов не могу не отметить стойкого впечатления от необычайно свободного, сильного и теплого одновременно сопрано Ларисы Рудаковой. Это ее голос и стабильность при исполнении сложнейшей партии Царицы ночи в опере Моцарта "Волшебная флейта" так поразили публику Европы, что та окрестила Ларису "вокальной машиной".
1.0x