| | | |
Николай Анисин
ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА
Изнанка газовой сделки между властями России и Украины
ИЗ ГОДА 2006 — В ГОД 1996
Пресс-конференция главы Газпрома Рэма Вяхирева в особняке Союза промышленников. Мне дают шанс открыть рот. Я говорю:
— Рэм Иванович, некая фирма в Приднестровье из трубы между Тирасполем и Кишиневом умыкала газ и поставляла его на Рыбнинский металлургический комбинат. Он рассчитывался с ней сталью. Фирма сбывала сталь за границу и таким образом огребла чуть ли не полмиллиона долларов. Аферу "газ-сталь" раскрыли. Но суд в Тирасполе все еще не вынес обвинительный приговор владельцу фирмы — нет факта похищения им газа у его собственника. И я хочу спросить: если на крохотном участке газопровода в Приднестровье можно незаметно украсть газа на полмиллиона долларов, то на какие же суммы его воруют на всех трубопроводах из России в бывшие братские республики, именуемые ныне Содружеством Независимых Государств?
Вяхирев ответил:
— О, воруют! Везде воруют! Особенно воруют на Украине. Следующий вопрос.
Тогда, 10 лет назад, когда Газпром продавал Украине газ по 80 долларов за 1000 кубов, украинские дельцы при власти делали огромные состояния не только на воровстве российского газа, но и на жульничестве при расчетах за официальные объемы поставок. Газпром и, соответственно, бюджет России никаких 80 долларов за 1000 кубов не получал. Официальные платежи за газ в значительной мере закрывались услугами за транзит газа в Европу по украинской территории и украинскими товарами. Кто и сколько при этом клал в личный карман — тьма тьмущая.
Яснее ясного только одно: тот, кто по дешевке прикарманивал российский газ на Украине и по дешевке же сплавлял его мощным металлургическим предприятиям республики и за экспорт их стали и проката имел громадный куш. Так завелись в матери городов русских — Киеве — долларовые миллионеры типа лазаренко и тимошенко.
С 1999 года в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке Газпром снизил Украине стоимость 1000 кубов газа — с 80 до 50 долларов. В новом ХХI веке — в мире новая конъюнктура. Энергоносители с каждым годом — всё дороже и дороже. Но на Украину поток голубого топлива шел по-прежнему по цене 50 долларов за 1000 кубов. По-прежнему же газ из трубопроводов в Европу на украинских просторах воровали, по-прежнему расчеты за его официальные поставки производились отчасти деньгами, отчасти товарами и услугами.
Халявная, то есть не рыночная стоимость на газ для металлургических и химических предприятий Украины, сплавлявших свою продукцию за рубеж по мировым ценам, устраивала высшие власти и в Киеве, и в Москве. Устраивали их и теневые, не денежные расчеты за голубое топливо. Так было. И было б, наверное, так по сей день, если бы команда Кучмы не уступила бразды правления Украиной команде Ющенко. Окружение нового украинского президента, следует полагать, не согласилось делить барыши от халявно-теневого газового бизнеса по старым схемам, которые были выгодны первым лицам России. В результате между двумя республиками в 2005 году вспыхнул газовый конфликт — эдакая буря в стакане воды.
Москва потребовала платить за 1000 кубов газа не 50, а 160 долларов. Киев показал кукиш. "Ах, так?!" — сказала Москва, не желаете компромисса, будем с вас брать за газ по европейским ценам — по 230 долларов за 1000 кубов. Киев отозвался ерничеством президента Ющенко: ну, а почему не начать торг с 500 или 700 долларов за 1000 кубов? Газовый конфликт между Москвой и Киевом подавался прокремлевскими СМИ исключительно как конфликт между экономическими интересами России и Украины. На самом же деле, это был конфликт власть имущих верхушек двух республик по поводу новой схемы дележа сверхдоходов от поставок по дешевке российского газа на Украину.
ИЗ 2005 ГОДА — В ГОД 2006
Наступает 4 января, и бури в стакане воды как не бывало. На телеэкране президент Путин поздравляет председателя Газпрома Миллера и министра экономики Христенко с подписанием соглашения с Украиной о поставке туда газа. Ну, молодцы, ну, орлы, сияет лицом Путин Миллеру с Христенко, добились вы все-таки своего, уломали украинских партнеров, обязали их принять наши условия. Ура, отныне мы будем продавать Украине газ по европейским ценам — по 230 долларов за 1000 кубов и при том уходим от серых схем расчетов услугами и товарами. Мы украинским партнерам — газ, они нам — живые деньги. Слава Миллеру с Христенко.
Чуть ранее сияния Путина на телеэкране тем же днем 4 января там возникло довольное усатое лицо уполномоченного от Украины подписать соглашение о торговле газом — Ивченко. Он, распинаясь от радости, сообщил, что отныне его республика будет, согласно соглашению с Миллером и Христенко, платить за поставляемый в нее газ не 230, и даже не 160 долларов за 1000 кубов, а всего лишь 95.
Мой хилый умишко не мог уразуметь: ну как такое возможно — мы экспортируем на Украину газ по 230 долларов, а она платит по 95? С каверзным этим вопросом по окончанию новогодних каникул я направился к своему товарищу Дмитрию, эксперту Совета Федерации, и он загадку: как 230 долларов равняется 95, — мигом мне разгадал. Оказывается, соглашение о новых ценах на газ между Россией и Украиной есть соглашение о новых правилах дележки сверхприбылей между российско-украинской верхушкой от абсолютно нерыночных поставок газа украинским предприятиям.
В соглашении Миллера и Христенко с полпредом Украины Ивченко фигурирует фирма-посредник "Росукрэнерго". "РОС-УКР-ЭНЕРГО". Сокращенно — РУЭН. Тем, кому интересна суть газовой сделки, есть смысл запомнить эту аббревиатуру.
Итак, соглашением между властями России и Украины РУЭН провозглашен главным и единственным покупателем экспортного газа для украинских предприятий. Тем соглашением тот самый РУЭН превращен в натурального газового торговца-монополиста.
Дочка нашего Газпрома "Газэкспорт" и руководимый Ивченко украинский "Нафтогаз", по вышеупомянутому соглашению, будут покупать у Туркмении в неизвестных долях по неведомой, не указанной в соглашении цене 41 миллиард кубов газа и по тайной же цене перепродадут РУЭНу. Та же газпромовская дочка "Газэкспорт" у Узбекистана и Казахстана, опять-таки по секретной цене, приобретет 7 и 8 миллиардов кубов газа и также по неуказанной в соглашении цене сольет газ РУЭНУ. У самого Газпрома славный РУЭН купит 17 миллиардов кубов по 230 долларов за 1000 кубов. Вот почему возникло сияние на лице Путина. Но не станем аплодировать его сиянию.
Сложим все названные цифры. 41 миллиард у Туркмении + 15 у Узбекистана и Казахстана + 17 у российского Газпрома. Получается в сумме — 73 миллиарда кубов газа. А как этими миллиардами РУЭН распорядится? 34 миллиарда из 73 он переправит на Украину по цене 95 долларов за 1000 кубов. Еще 15 миллиардов сбудет в Закавказье по 110 долларов. Свободными у РУЭНА остается свыше 20 миллиардов кубов. Если их продать через пролегающие по Украине газопроводы в Европу по мировым ценам, монополист-посредник наварит в год миллиарды долларов. Кому достанутся громадные барыши?
Родословная РУЭНа или РОС-УКР-ЭНЕРГО — фирмы, зарегистрированной в швейцарском кантоне Цуг и имеющей уставной капитал аж целых 137 тысяч долларов, чрезвычайно сложна. Владеют РУЭНом в равных долях два юридических лица из Вены — "Аросгаз Холдинг" и "Центрогаз Холдинг". А ими кто заправляет?
"Аросгаз Холдинг" принадлежит оффшорной фирме на Кипре "Сирития Венчус". А она куплена за две тысячи долларов Обществом с ограниченной ответственность "Рубин" из Москвы. И за кипрской оффшоркой, и за московским ООО стоят Газпромбанк и отец его Газпром.
"Центрогаз Холдинг" порожден "Укринвест Холдингом", владельцем которого является оффшорная фирма "Носилка Венчурс". Имеют влияние в "Центрогаз Холдинге" и известная австрийская фирма "Зангас" и фирма-призрак "Анзола Констракшн Лимитед".
Перечитаем сонм названий всех юридических лиц, сотворивших "РОС-УКР-ЭНЕРГО", и огреем себя вопросом: так кому же власти России и Украины предоставили монопольное право на торговлю российским газом и газом, закупаемым Газпромом в Средней Азии? Ответ простой: да тому, кому надо.
Есть такой кавказский каламбур. Старик-горец спрашивает гостя: "Знаешь, кто это: спереди — Газ, сзади — Пар? Везде ходит, ничего не находит?" Гость качает головой: "Не знаю." Старик разъясняет: "Это — мой сын Газпар. Не женатый и безработный. Везде ходит, ничего не находит".
Газпром и "Нафтогаз" — это не какой-то блаженный Газпар. Распорядители энергоресурсов — основы жизнеобеспечения стран и народов — сами по себе везде не ходят и уж ежели куда-то идут, то всенепременно находят то, что желанно контролирующим их политикам. "РОС-УКР-ЭНЕРГО" — туманная по происхождению фирма, которая благодаря дарованной ей монополии на торговлю газом России и Средней Азии обречена как на сверхприбыли, так и на жесткий тайный порядок их дележки. Громадье учредителей-владельцев фирмы — всего лишь, вероятно, дымовая завеса, прикрывающая взаимовыгодный сговор властных верхушек в Москве и Киеве. И чтоб граждан России и Ураины не стошнило от их довольства новой схемой дележки, они затеяли еще одну бурю в стакане воды — драчку за маяки в Крыму: глядите, люди добрые, паны ваши всё еще дерутся…
После подписания соглашения между Газпромом и "Нафтогазом" о новых правилах расчетов между Россией и Украиной за газ российский президент Путин сказал:
— Мы уходим от серых схем и впервые переходим на абсолютно прозрачные, равноправные отношения.
Да, теперь отринуты серые платежи за газ услугами и товарами. Но схема монопольных закупок газа и его продажи смутной фирмой РУЭН прозрачна только для имущих власть в России и на Украине. Их интересам новая схема отвечает целиком и полностью. А кто больше выиграл от нее — российские или украинские граждане?
Лидер болгарских коммунистов Георгий Димитров некогда пересказал реплику товарища Сталина: "Экономика Советского Союза устроена так, что отделение от страны хотя бы самой малой ее части нанесет вред и всей стране и той ее малой части. Поэтому всех сепаратистов мы будем уничтожать вместе с их потомками".
Увы, борьба с сепаратистами в СССР была прекращена. Распад великой страны обернулся страшным злом для народов всех республик и великим благом для бюрократии на одной шестой суши. Ставшие независимыми от своих граждан паны теперь могут и драться-мириться себе на пользу, и плевать на то, что у подданных чубы трещат.
Если бы в 2006 году весь экспортный газ, в том числе и закупаемый Россией в Средней Азии, пошел на Украину по мировым ценам, по 230, а не по 95 долларов за 1000 кубов, то стратегические отрасли украинской экономики — металлургическая и химическая промышленность в очень скором времени бы околели. Ныне же украинским металлургам и химикам грозит лишь потуже затянуть пояса. Граждане Украины от нового соглашения между Газпромом и "Нафтогазом" не выиграли. На благополучии граждан России прибавка в 45 долларов за 1000 кубов вряд ли скажется. Дополнительные деньги заплутаются в лабиринтах множества фирм РОС-УКР-ЭНЕРГО и достанутся тем, кто их твердо держит в своих руках в Москве и Киеве. А нам всё равно, а нам всё равно…
1.0x