| | | |
Юрий Нерсесов, Андрей Дмитриев
МЕНЯЕМ ГРАЖДАН НА ГАЗ
Как утверждают многие эксперты, североатлантические партнеры согласились на нынешнее повышение цен на газ, в обмен на сдачу Кремлем Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Выглядит правдоподобно: ставить интересы крупных корпораций выше интересов государства — как раз в духе нынешней политики Кремля. Но подобное шкурничество для его нынешних обитателей может закончиться очень скверно.
РУМЫНСКИЕ СТВОЛЫ ГРУЗИНСКИХ ТЕРРОРИСТОВ
В Абхазии слухи о возможном предательстве звучат особенно мрачно на фоне наконец начавшегося экономического подъема. Разумеется, приезд сюда в нынешнем сезоне миллиона с лишним отдыхающих не остался незамеченным и в Тбилиси. Поскольку с собственной экономикой там завал, наследники Шеварднадзе, похоже, не против по его примеру ограбить соседей.
Чего добиваются Саакашвили и его североатлантические покровители, хорошо видно по ситуации в Гальском районе. Еще в разгар войны, отвечая на вопрос о судьбе грузинской диаспоры, Владислав Ардзинба сказал: "Тем, кто действительно не виноват, никто и ничто не помешает возвратиться" ("Известия", 20 октября 1992 года). Первый президент Абхазии сдержал свое обещание. К настоящему моменту в Абхазию, в основном — в Гальский район, вернулось свыше 50 тысяч беженцев. Большая часть их — мирные крестьяне, желающие лишь спокойно выращивать мандарины и орехи, но имеются и откровенные террористы с промытыми на исторической родине мозгами.
Таким был и 23-летний боевик группы "Лесные братья" Гига Сичинава, 28 декабря прошлого года обстрелявший с подельниками пассажирский автобус. Выпустив несколько автоматных рожков, отважные джигиты ранили пассажиров Ирму Коркелиа и 12-летнего Беку Джинджолиа, но, встретив отпор сопровождавших автобус милиционеров, разбежались. Сичинава уйти не успел, и теперь "Лесным братьям" придется искать ему замену.
Об успехах поиска рекомендуем спросить то ли формально ушедшего в отставку, то ли еще служащего офицера отряда быстрого реагирования МВД Грузии Эльдара Цагурия. Возможно, много интересного сможет рассказать и командующий внутренними войсками МВД Гия Шервашидзе. А уж генерал-полковник госбезопасности Леван Кикнадзе, насколько нам известно, просто кладезь информации. Ведь, кажется, именно ему Саакашвили поручил курировать абхазское направление и все проходящие за Ингуром спецоперации?
А операции там проводятся самые разнообразные. Разумеется, обстрелами автобусов с ребятишками дело не ограничивается. Надо еще успевать ликвидировать сотрудничающих с властями соотечественников, обстреливать российских миротворцев, а главное — регулярно наведываться к сельским жителям, когда те выгодно продадут урожай. Сценарий каждого визита традиционен: хозяину дружески суют ствол в ребра, выражают надежду, что выручку за орехи на восстановление территориальной целостности Грузии ему не жаль, и напоследок объясняют, что после завершения восстановления его никто беспокоить не будет.
Сценарий эскалации конфликта понятен. Мировому сообществу демонстрируется неспособность абхазской милиции и российских миротворцев обеспечить порядок в Гальском районе. Россиян заменяют международным контингентом, который тоже не справляется, и замордованные гальские мингрелы умоляют о присоединении к матери-Грузии. После чего Саакашвили займется поглощением остальной Абхазии, благо ресурсов для этого хватает. В нынешнем году президент Миша планирует потратить на грузинскую армию столько же, сколько Шеварднадзе за 10 лет своего президентства.
Переоснащение армии идет в основном за счет финансовых вливаний США и стран Западной Европы, но оружие для терактов в Абхазии приходится брать в других местах. Например, в Румынии, уже неплохо отработавшей военные поставки во время войны в Приднестровье. Тогда прибывшими из Бухареста стволами убивали защитников ПМР, а теперь их используют против абхазов.
Последний румынский автомат под номером 2912 изъяли вместе с полкило марихуаны 28 декабря у жителя села Нижние Барбеги Гиви Цхакая.
ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА…
Готова ли Абхазия сегодня к отражению грузинской агрессии, особенно в свете возможного вывода российских миротворцев? С этим вопросом мы обратились к министру обороны Султану Сосналиеву, возглавлявшему абхазскую армию во время освобождения Сухума. "Вывод миротворцев должен быть обоснован, — пояснил Султан Асламбекович. — Мы считаем, что российские миротворческие силы двенадцать лет достойно выполняют свою роль. Грузия на этом настаивает, очевидно, с определенными политическими целями. Нас это не устраивает, а если такое и произойдет, возобновление боевых действий будет наиболее вероятным сценарием. В случае агрессии мы опять встанем. Здесь у каждого в доме есть оружие, и весь народ будет воевать. Нам просто некуда уходить".
Само собой, в Тбилиси говорят обратное. Если верить стенаниям с проспекта Руставели, абхазской армии вообще не существует, а Гагра, Сухум и другие города Абхазии были освобождены российскими танкистами и десантниками. Прекрасно, но где доказательства? Администраторы прогрузинских сайтов гордо представляют несколько документов, но лучше бы им этого не делать. Прочтя сию подборку, приходится считать ее составителя либо законченным идиотом, либо тайным агентом сухумских спецслужб.
Чего стоит одна только переписка Владислава Ардзинбы с командующим объединенных вооруженных сил СНГ Евгением Шапошниковым! Ардзинба просит помочь с формированием полка внутренних войск и наладить совместное патрулирование, Шапошников ему отказывает, и это называется российским вмешательством! И отчеты о проведенной операции приднестровских спецназовцев — тоже происки Кремля. А страшнее всего письмо Ардзинбе от Руцкого за №11-88 о бартерном обмене муки и зерна на вино! Что, письмо написано Руцким, когда он был не вице-президентом, а курским губернатором, и отправлено 16 сентября 1998 года? Происки москалей, однозначно! На самом деле, мол, 98-й год означает 93-й, письмо написано перед штурмом Сухума, мука означает патроны, зерно — снаряды, а вино — чистейший героин, который абхазы выращивают под видом мандаринов!
Конечно, кое-какое оружие от российских военных шло. Помогали на свой страх и риск отдельные офицеры, которых за это нещадно гнали из армии. Так был уволен командир 44-го батальона аэродромно-технического обеспечения 96-й дивизии ПВО Анатолий Долгополов. За полгода он успел передать в полк внутренних войск Абхазии целых 2 автомата, 6 пулеметов, 200 гранат, 75 000 патронов и 6 боевых машин пехоты, причем последние перед самым вторжением удалось вернуть.
Что и говорить, грозный получился арсенал! Особенно если вспомнить, что Грузия официально по Ташкентскому соглашению 15 мая 1992 года получила от России около 400 танков и бронемашин, не менее 300 орудий и до сотни самолетов и вертолетов. Большая часть этого арсенала была использована в ходе боевых действий, тогда как абхазам пришлось довольствоваться отбитыми в бою трофеями.
Достаточно неприглядной оказалась роль ельцинских генералов и непосредственно в ходе боевых действий. Неудача трех наступлений абхазской армии на Сухум во многом связана именно с передачей золотопогонными наблюдателями секретной информации грузинам. Одновременно министр иностранных дел России Андрей Козырев и его заместитель Борис Пастухов выкручивали руки Ардзинбе по дипломатической линии, пытаясь заставить его капитулировать. Ельцинские эмиссары вели себя здесь с хамством, напоминающим поведение их американских хозяев в банановых республиках. В Сухуме до сих пор вспоминают, как человек, похожий на Козырева, не стесняясь женщин, полез купаться в чем мама родила.
Старого приятеля по горбачевскому политбюро Борис Николаевич отстаивал до последнего. Сразу же после начала операции по освобождению Сухума Кремль ввел против Абхазии экономические санкции и потребовал немедленно прекратить наступление. Дело едва не дошло до открытого начала боевых действий на стороне Шеварднадзе, и лишь государственный переворот 21 сентября–4 октября 1993 года отвлек Ельцина и Грачева от кавказских дел.
Теперь тбилисские политиканы и их хозяева рассчитывают, что Путин, власти которого ничто не угрожает, сможет помочь побыстрее уничтожить непризнанные республики Закавказья. Ожидается, что в обмен на газовые прибыли Кремль в течение ближайшего года выведет миротворцев, а затем перекроет границы, препятствуя военно-экономической помощи абхазам и осетинам.
Поводы надеяться на подобное развитие событий, несомненно, имеются. На последних президентских выборах, стремясь не допустить избрания Сергея Багапша, Кремль вел себя глупо и по-хамски. Граница перекрывалась, лакейские СМИ заливали республику чернухой, а один из высокопоставленных чиновников напрямую угрожал "спецоперациями". Кроме того, являющихся российскими гражданами абхазских пенсионеров, включая и русских, обещали лишить честно заработанных пенсий. "Если изберете Багапша, мы у ваших стариков из кишок всё вытащим!" — заявило прибывшее из Москвы чиновное рыло. В том же духе чуть позже, перед выборами Верховного Совета другой непризнанной республики, высказались аналогичные организмы из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
БУНТ "НЕСОЗНАТЕЛЬНЫХ"
Долгое время символом тупости и догматизма у нас считался малограмотный партийный активист, разоблачавший с высокой трибуны очередного указанного райкомом супостата. Обычно такие ораторы сроду не читали ни Пастернака, ни Солженицына, и не знали, из-за чего сцепились евреи с арабами, но зловредных писак с израильской военщиной клеймили нещадно.
Однако самый тупой коммунистический талмудист и в страшном сне не мог подумать ляпнуть что-то типа: "А Исаич вообще-то чистую правду в "Архипелаге" гутарит, но я с ним всё равно не согласен, поскольку мне так на бюро велели!"
Но если в КПСС даже на последней стадии разложения подобные особи не встречались, то в ОБСЕ они есть! Именно клерк этой всеевропейской богадельни с примечательным именем Мэтью Сидорофф назвал выборы в ПМР "демократичными и транспарентными". После чего добавил, что "результаты наблюдений не могут быть озвучены публично в связи с тем, что миссия ОБСЕ в Молдавии заявила о непризнании результатов голосования".
Сидороффа недурно дополнил министр иностранных дел Румынии Михай Унгуряну. Разумеется, он тоже не признал выборы, но в отличие от старины Мэтью, попытался это обосновать. "В демократическом процессе выборы являются не предпосылкой, а заключением. Календарь процесса демократизации Приднестровья не может зависеть исключительно от того, чего хочет Тирасполь. Прежде всего, должен существовать функциональный механизм, имя которому — широкое участие общественности, широкое политическое участие, развитие политического сознания, и на основании этого механизма проводятся выборы", — разъяснил непонятливым приднестровцам господин Унгуряну, и тут уж дошло до самых простодушных.
Раз выборы можно проводить лишь при наличии развитого политического сознания, то кто-то должен определять, достаточно ли оно развито. И, коли сознание будет сочтено неразвитым, никакой депутат или президент мандата не получит! Пусть хоть он 99% голосов получит без единой подтасовки — кто же отдаст государственное кормило в руки недоразвитых! Только тому, кто дозрел, как это случилось в марте 1999 года в Сербской республике в Боснии. Тогда смотрящий от мирового сообщества Карлос Вестендорп решил, что сознание сербов, избравших президентом кандидата от радикалов Николу Поплашена, однозначно недоразвито. После чего, опираясь на бронированную армаду "миротворцев", заменил его своей откровенной марионеткой.
Тринадцать лет назад подобные "цивилизаторы" уже совались на левый берег с оружием в руках и были частью передавлены, частью вышвырнуты. Поскольку теперь самозваные баре ограничились словесным поносом, ответ был сугубо мирным. Превзойдя самые оптимистические прогнозы собственного руководства, свыше 50% приднестровских избирателей вышло к избирательным урнам и дружно завалило всех кандидатов, хоть раз замеченных в намерениях поступиться суверенитетом республики. Порядок на участках при этом царил настолько идеальный, что охранявшие их хорошенькие курсантки школы милиции откровенно изнывали от скуки.
Молчаливый бунт против диктата европейской бюрократии обернулся настоящей революцией, и на итоговой пресс-конференции лидеры движений "Республика" и "Обновление", завоевавших 36 депутатских кресел из 43, выступили единым фронтом. В присутствии почти сотни журналистов и наблюдателей было сказано: суверенитет ПМР обсуждению не подлежит. Еще раньше удалось достичь компромисса между исполнительной и законодательной властью. "Обновление" отказалось от требования преобразовать республику из президентской в парламентскую, а президент Приднестровья Игорь Смирнов учел рекомендации депутатов в ходе последних перестановок в кабинете министров. Сейчас новый парламент приступил к работе и пока действует единой командой. Так, Евгений Шевчук, один из лидеров "Обновления", стал председателем Верховного Совета, набрав 39 депутатских голосов. Прогнозы аналитиков, предсказывавших приход на берега Днестра то ли "оранжевой революции", то ли подобия российского"черного октября" 1993 года, не оправдываются.
ИНТЕРНАЦИОНАЛ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
Когда ОБСЕ отказалось послать наблюдателей на выборы Верховного Совета, президенты России и Украины немедленно взяли под козырек и тоже отказались признать легитимность происходящего. Скрипучие голоса брюссельских чинуш оказались для Владимира Путина важнее подписей 70 тысяч российских граждан, просивших наблюдателей все же прислать. Поскольку несколько думцев, в основном из "Единой России", до Тирасполя добрались, казалось, что Владимир Владимирович, наконец, снизошел к просьбам сограждан.
Но так только казалось. Мы, разумеется, не верим распространившимся в Тирасполе гнусным сплетням о лицах, похожих на российских народных избранников. Конечно, наши депутаты никак не могли просидеть все выборы в окрестностях фирменных коньячных магазинов, употребляя на дармовщину исключительно 40-летний "Суворов" по 4800 рублей бутылка. Однако, наблюдая думцев на пресс-конференции, можно было и вправду предположить, что они прибыли на Днестр прямиком из деревни Большие Бодуны. Лишь Андрей Савельев из "Родины" однозначно высказался за признание ПМР, зато "медведка" Ольга Селиверстова объяснила невозможность подобного отсутствием общих границ.
Следует ли рассматривать столь экстравагантное заявление как призыв к сдаче Калининграда? Или наоборот, госпожа Селиверстова столь витиеватым образом намекает на присоединение к России Абхазии и Южной Осетии? Но это вряд ли, протестов Ольги Юрьевны насчет согласия Кремля ввести в Осетию международных "миротворцев" пока не слышно. Зато наблюдатели из ближнего и дальнего зарубежья — от Украины до Великобритании — проявили себя вполне достойно. Особенно горячо призывал признать Приднестровье представитель радикальных консерваторов-антиглобалистов из партии "Самооборона", один из самых молодых депутатов польского Сейма Матеуш Пискорский. Несмотря на преследования кишиневских спецслужб, неожиданно многочисленными оказались группы наблюдателей с правого берега Днестра. Их направили правозащитная организация "Аджута Чивес", ведущее оппозиционное движение гагаузской автономии "Единая Гагаузия" и объединение работающих за границей граждан — "Патриа — Молдова".
Гагаузия стала центром оппозиции еще в начале девяностых. Республика провозгласила независимость одновременно с Приднестровьем, но отстоять ее не смогла — помешали изоляция от внешнего мира и отсутствие собственного промышленного потенциала. Под нажимом "мирового сообщества" пришлось договариваться с молдавским руководством, и сегодня, несмотря на закон об особом статусе автономии, все ее права растоптаны Кишиневом. Однако гагаузы не смирились. И на последних парламентских выборах кишиневские марионетки потерпели тут сокрушительное поражение.
Еще одна мощная сила, пока никак себя не проявившая в молдавской политике, — гастарбайтеры. Не секрет, что пол-Молдавии живет сейчас за счет денег, которые высылают строители, возводящие особняки на Рублевке и многоэтажки в Выхино. Антироссийские демарши Воронина бьют прежде всего по ним, и потому "Патриа — Молдова" теперь с приднестровцами.
Особый интерес вызвал у многочисленных средств массовой информации приезд на выборы делегатов от Ближнего Востока. Советник короля Иордании Маруан Судах и сподвижник Ясира Арафата, а ныне доверенное лицо президента Палестины Абд Ар-Рахман Абу Хакме обратили внимание на сходство судеб приднестровского и палестинского народов, вынужденных в тяжелых условиях добиваться независимости... Временами казалось, что мы наблюдаем ростки нового интернационала, выступающего против любого глобального диктата над народами мира. (Если те, в свою очередь, уважают права своих соседей жить, как они сочтут нужным).
ЖДЕТ ЛИ ПУТИНА ГААГА?
Реально, вопреки кишиневской пропаганде, никакой поддержки из Москвы молдавские правозащитники и оппозиционеры не получают. Их лидеров преследуют, таскают на допросы в спецслужбы, сажают в тюрьмы, многих вынуждают покинуть родину. Россия демонстративно самоустранилась от происходящего как в Молдове, так и в ПМР. Выборы Верховного Совета Приднестровья Путин признать отказался, о чем подписал специальное заявление вместе с заклятым другом Виктором Ющенко. Даже недавнее решение Украины фактически возобновить экономическую блокаду Приднестровья не вызвало никакой реакции у озабоченного газовыми гешефтами кремлевского начальства.
Путину, как и прочим питерским чекистам с юристами, прекрасно известно, что успех внешней политики США основывается как раз на помощи оппозиционным силам, гражданским институтам и общественным организациям в разных странах. Стремительно выдвигается в ряды вершителей судеб мира и Китай, ставящий на могущественные диаспоры хуацяо. Еще быстрее рвется вперед мировой Ислам, зовущий под зеленые знамена братьев по вере. Однако робкие и косные обитатели Кремля даже думать боятся об активных действиях и против вызова с юго-востока и против смыкающихся на горле страны липких рук марионеток вашингтонской олигархии и брюссельской бюрократии.
Между тем в Приднестровье и Гагаузии, в Молдове и на Украине, в Сербии и Черногории, Польше и Белоруссии, Абхазии и Южной Осетии сквозь мертвящую плесень ПАСЕ и ОБСЕ прорываются ростки настоящей Европы. Сиди сейчас в Кремле политики, мыслящие веками и континентами, союз с такой Европой мог бы прорвать удавку лимитрофов новой Антанты методично выдавливающей Россию к допетровским границам, но чекистам и юристам это неинтересно. Они живут с уходящих за рубеж труб, проводов и слитков, а за достаточно жирный кусок продадут кого угодно.
Сочтет ли Путин таковым нынешний газовый куш, пока неизвестно, но ясно другое: последствия предательства Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья могут быть катастрофическими. Как и во время прошлых войн, туда двинутся тысячи добровольцев. Понимают ли в Кремле, что начнется, если они столкнутся с российскими заградотрядами? Избежать большого взрыва на Кавказе с последующей дестабилизацией самой России будет почти невозможно, а отдача от них может оказаться для нынешнего режима куда опасней нынешних действий оппозиции. Не следует забывать, что развал Югославии начался именно со сдачи Белградом сербов Хорватии, Боснии и Косово.
Тирасполь — Киев — Сухум
1.0x