Авторский блог Алексей Юсев 03:00 17 января 2006

КТО В ШКАФУ?..

| | | |
Алексей Юсев
КТО В ШКАФУ?..
Пуританский взгляд на Вторую мировую войну
Под католическое Рождество в мировой прокат вышел фильм "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф". Создатели решили начать именно со второй книги цикла, так как она хронологически вышла первой и является самой популярной из семи книг. Опубликовавший все это с 1950 по 1956 годы, английский писатель Клайв С. Льюис — фигура достаточно интересная. Родившийся в 1898 году, он был ирландцем, но в отличие от коренного населения, исповедующего католицизм, являлся приверженцем англиканской церкви. В одном из своих произведений, назвав родину Пуританией, он даже отрекся от некоторых своих родственников. Участвовал в Первой мировой. Преподавая в Оксфорде литературоведение, он, тем не менее, не воспринимался местной элитой за своего. Это послужило его обособлению и примыканию к группе таких же отщепенцев, называвших себя "Инклингами" (дословно чернилописцами), куда также входил Джон Р.Р.Толкиен. Два писателя дружили с начала тридцатых вплоть до конца сороковых годов, и Льюис был первым слушателем Саги о Кольце. Несомненно, как и Толкиеновский цикл, "Хроники Нарнии" несут в себе заряд Второй мировой войны. Правда, начав писать их в 1939-м, Льюис не стал спешить с публикацией и выжидал более десяти лет. В этом он оказался более дальновидным по сравнению с Толкиеном, что сделало "Хроники Нарнии" более приближенными к мировой реальности, чем "Властелин Колец", хотя гораздо менее проработанными.
Сюжет несложен и укладывается менее чем в сто страниц. Четверо детей уезжают от бомбежек в глубь Англии, где живут в старом доме. В одном из его комнат обнаруживается платяной шкаф, внутренняя дверца которого ведет в сказочный мир — Нарнию. Волшебную страну, в которой оказываются дети, населяют фавны, дриады и говорящие звери. Власть в ней захватила Белая колдунья, поддерживаемая гномами, волками и прочей нечистью. Всех непокорных она обращает в камень. Но местное население, живущее при постоянной зиме, надеется на пришествие льва Аслана, который не преминул задержаться. Апофеозом служит финальная битва, где темные силы бесславно погибают.
Создатели фильма великолепно отобразили Белую Колдунью в нордических красках. Концептуальным перебором была лишь ее упряжь, состоящая из белых медведей, ведь это не соответствовало прототипу нацистской Германии, которую нетрудно заметить за персонажем. Как, правда, выяснилось, все же первоначально актрису Тильду Суинтон хотели посадить на северных оленей, но новозеландское министерство сельского хозяйства побоялось оленьего гриппа и отказало съемочной группе в привозе этих животных в страну. Вообще, экранизацию столь сложных с кинематографической точки зрения произведений сделали возможными новые технологии спецэффектов. В будущем предполагалось, в зависимости от коммерческого успеха первого фильма, продолжить экранизацию. Интересно, что первую часть семикнижия, по тем же причинам, удастся воплотить в постановку не ранее 2015 года.
Но Льюис не просто попытался отобразить в своем цикле перипетии сороковых. Прежде всего он известен миру как христианский писатель. В своем множестве книг и религиозных передачах он пытался объяснить психологию религии, не прибегая к терминологии Фрейда. В фигуре льва Аслана, принесшего себя в жертву за предателя, — одного из детей, читается не кто иной, как Иисус. В 5-м стихе 5-й главы Апокалипсиса Христос именовался "Лев из колена Иудина", равно как и в средневековых бестиариях, где лев также являлся символом Христа. Не последнюю роль, видимо, сыграла перекличка с символом Британской короны. Цикл о Нарнии, таким образом, предстает как архетипическое произведение для детей, совмещающее христианское наполнение с подоплекой политической. Языческое представление Германии здесь сочетается с миром без Рождества. Якобы победа мира христианского над третьим рейхом, что в действительности, конечно, не совсем так. Появление Аслана одновременно приводит к появлению деда Мороза и наступлению весны — аллегория возникновения христианства после Ветхого завета, смешанного с не совсем очевидным христианским послевоенным торжеством.
Предательство же одного из детей, в котором можно узреть прежде всего коллаборационистскую политику Франции, тем не менее не мешает оступившемуся и затем прощенному ребенку занять одно из четырех королевских кресел-тронов победителей. Ну не иначе как Совет Безопасности ООН, призванный следить за миром на планете.
В чем же актуальность "Хроник" в настоящее время? Голливудские продюсеры, используя коллективное бессознательное, пытаются апеллировать к религиозным чувствам зрителя. Современное, навязанное верхушкой противостояние Запад-Восток, одевает орков во "Властелине Колец" в восточные наряды, стараясь четче обозначить врага. На уровне подсознания у некоторых этот эффект срабатывает, но в целом секуляризированное западное общество уже не в силах воспринять гуманистический посыл "Хроник", сводя фильм к набору спецэффектов, при этом не забывая обращать внимание на бессмысленность сценария с позиций рационального сознания.
1.0x