Авторский блог Владислав Смоленцев 03:00 17 января 2006

ВОЙНА НА ПОРАЖЕНИЕ

| | | |
Владислав Смоленцев
ВОЙНА НА ПОРАЖЕНИЕ

Прошедший 2005 год был для армии США очередным годом разочарований. Никакого серьёзного перелома обстановки в Ираке, на который рассчитывали США, так и не произошло. Официально в боевых столкновениях с противником в Ираке погиб 841 американский солдат. Но реальные потери американцев в Ираке намного больше.
Кроме объявленных Пентагоном погибших военнослужащих, ещё не менее 150 человек потеряли частные охранные фирмы, которые несут охрану различных нефтяных и государственных объектов Ирака. Ещё около 50 человек потеряли спецслужбы США. Ещё не менее 30 человек скончались в госпиталях от ран.
Реальные общие потери американцев за 2005 год в Ираке составили около 1100 человек.
Кроме того, за год войны в Ираке из частей армии США, расквартированных в Ираке, дезертировали более 900 человек. Основная форма дезертирства — невозвращение из отпуска. Ещё около 2200 военнослужащих под теми или иными предлогами отказались от перевода в Ирак. Из них около 600 ценой "позорного" разрыва контракта.
Общие официальные потери коалиции составили 2410 человек убитыми и более 18 000 ранеными.
Военные эксперты называют несколько иные цифры — около 4000 погибших американцев: военнослужащих, офицеров спецслужб и контрактников частных охранных агентств. Потери других стран составляют около 250 человек, с учётом погибших офицеров спецслужб Великобритании, Болгарии и Польши, о чьей гибели официально не сообщалось.
Ещё не менее 4000 потеряли иракские армейские подразделения и полиция. Общие потери войск коалиции и иракских силовых структур за год превысили 5500 человек убитыми и около 25 000 ранеными.
Налицо очевидная эскалация войны. В 2004 году американцы потеряли официально 846 солдат, а неофициально около 1200. Но в 2004 году потери иракских силовых структур составили лишь 1500 человек.
Действия коалиционных войск и политика иракского правительства лишь усугубляют ситуацию в стране. Такое мнение высказал бывший премьер-министр Ирака Аяд Алауи. По его словам, ситуация с правами человека в Ираке сейчас не лучше, а возможно, даже хуже, чем при прежнем режиме.
"Люди помнят времена Саддама. Именно поэтому мы боролись против него, а теперь мы видим, что происходит то же самое,— заявил Алауи в интервью британскому еженедельнику Observer.— Мы слышим о тайной полиции, секретных бункерах, где ведутся допросы".
Алауи был председателем первого правительства Ирака, сформированного после свержения Хусейна. Однако после выборов, состоявшихся в январе 2005 года, его на этом посту сменил Ибрагим Джаафари. Согласно опросам общественного мнения, более половины иракцев хотят, чтобы после декабрьских выборов Джаафари продолжал исполнять функции главы кабинета министров.
Что бы сегодня администрация Буша ни заявляла о своей победе над терроризмом и внедрении демократии в Ираке, Ирак стал для США гигантской Чечней.
Все попытки американцев выстроить жизнеспособную иракскую администрацию не достигают никакого эффекта. Создаваемые структуры нежизнеспособны и парализованы коррупцией. Подразделения полиции и армии способны воевать лишь при поддержке войск коалиции. Иракское сопротивление уже давно сменило вектор с "просаддамовского" сопротивления на "национально-освободительное". Сегодня уже всем понятно, что иракские партизаны воюют не за Саддама и за БААС, а просто против оккупантов, захвативших их страну.
Сегодня в Ираке действует несколько группировок. Одна из них — умеренные шииты во главе с верховным аятоллой Али ас-Систани. Их цель — обеспечить большинство (шииты составляют 60% населения Ирака) в парламенте страны, и как следствие — принятую конституцию, выгодную шиитам. Подобный сценарий вполне устроил бы американцев. Но у него есть сильные и влиятельные противники. Во-первых, это "Армия Махди" радикального шиитского имама Муктады ас-Садра, связанного с религиозными кругами и спецслужбами Ирана. А во-вторых, суннитское меньшинство. В так называемом "суннитском треугольнике" активно действуют моджахеды из группировки "Аль-Каида священной войны в стране двух рек", возглавляемой иорданцем Абу-Мусабом аз-Заркави.
Кроме того, сегодня всё более очевидно, что Ирак стоит на пороге раскола. Многие эксперты считают вероятной фрагментацию Ирака после ухода американцев. Ас-Садр при поддержке Ирана имеет реальные шансы взять верх в шиитской общине. Тогда территории к югу и востоку от Багдада, включая столичный район Садр-сити, и 90% иракской нефти окажутся под фактическим контролем Тегерана.
В ответ сунниты, опираясь на моджахедов аз-Заркави, вероятно, создадут свой анклав в центральном Ираке, который неизбежно станет настоящим рассадником международного терроризма. Вооружённое сопротивление в "суннитском треугольнике" сегодня превратилось в национальное движение. Оно стало реакцией на репрессии и экономический хаос, привнесённый американцами. Образ сопротивления становится всё более притягательным. Сопротивление героизируется и романтизируется и всё больше становится идеологией иракского общества.
Это, в свою очередь, заставит курдов на севере формализовать свою фактическую независимость.
Кампания в Ираке теряет свою политическую привлекательность для сторонних государств. Экономические перспективы присоединения к оккупантам становятся всё более эфемерными, а политические потери от участия в "неправедной войне" всё более очевидны.
1.0x