Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 10 января 2006

ВОЛАНДУ И НЕ СНИЛОСЬ...

| | | |
Савва Ямщиков
ВОЛАНДУ И НЕ СНИЛОСЬ...

Рецензию на шумно прошедший по стране фильм "Мастер и Маргарита" я писать не стану. Рекламу и восторги СМИ по поводу свершившейся наконец экранизации определяю классическим "Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца". Бортко продолжаю считать режиссером высокой пробы, выгодно отличающимся от производителей "гамбитов", "советников", "дозоров", "рот" и несуразных "ширлей-мырлей" вкупе с разнузданным киносексом не первой молодости актрисы, демонстрирующей непристойные страсти на груде валенок. Рад удачным актерским работам Галкина, Панкратова-Черного, Олейникова, Ливанова, хороши и почти достоверны Галибин и Ковальчук. Остаюсь приверженцем "Собачьего сердца" Бортко и очень своевременной и высокопрофессиональной его экранизации "Идиота", за что заслуженно была вручена авторам Солженицынская премия.
Вспоминаю, как в 1970-м, получив экземпляр "Мастера", переплетенный из номеров журнала "Москва", залез я с ним утром в стог сена на Кижском острове и выполз оттуда к вечеру, когда перевернул последнюю страницу. Даже мне, прошедшему университетский курс у высокообразованных ученых дореволюционной школы, никогда не отрекавшемуся от подлинной веры в Бога, проводящему большую часть жизни среди древних икон, церковных книг, занимавшемуся монастырской и храмовой архитектурой, ой как недоставало подлинных знаний о важнейших событиях мировой истории, закрытых для нас спецхранами, лекциями по истмату и диамату, таможенниками, фильтровавшими проникновение в Россию всего, созданного в изгнании лучшими представителями отечественной культуры.
Жизнеописание писателя Булгакова и творческая его биография складывались для меня, к счастью, не по истерически-либеральным выкрикам Мариетты (чуть не написал Маргариты) Чудаковой, а из серьезных, проверенных документов и свидетельств современников. Красное колесо жестко прокатилось по Михаилу Афанасьевичу, сделав не один оборот. Если Блок, Есенин и Маяковский были раздавлены революционным молохом и самообманом в одночасье, а авторы "Тихого Дона" и "Доктора Живаго" прожили много лет, создав немало произведений различной направленности, то Булгаков, как говорится, отстоял человеческую и писательскую вахту "от звонка до звонка". Как эпохальны и величественны его хроники Белой гвардии, дней Турбиных или история ухода из России славных сынов Отечества, как много в них стойкости и мужества.
Очутившись в троцкистско-пролеткультовской Москве, смог Булгаков зорким глазом писателя и врача разглядеть гнойники и язвы быстро распространяющейся безбожной заразы. "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Зойкина квартира" и "Театральный роман" — юридические документы, зовущие к строгому наказанию и ответственности за содеянное вершителей отечественной истории на данном этапе. Самое страшное в жизни Булгакова случилось, когда он стал не свидетелем, а участником процесса растления русских умов, когда потерял преданных своих спутниц, которыми стали для него две первые жены, и оказался в тлетворном плену "Маргариты" — Елены Сергеевны, женщины, социально близкой "гэпэушной мадонне" — Лиле Брик. Оставившая ради "Мастера" классного военачальника Шиловского, до последних дней служившего родной армии, пустила она, по-моему, под откос и жизнь талантливого писателя. А расплатой за страсть и любовные чары стал роман-исповедь заблудившегося человека, попытавшегося искать справедливость у наивно замаскированных под театрально-вымышленные персонажи Иисуса Христа, его сподвижников и даже гонителей. Сейчас, когда Священное Писание стало открытым и доступным, когда доказана подлинность изображения лика Христа на Туринской плащанице, когда сняты потрясающие по своей достоверности кадры гибсоновских "Страстей", страницы романа, а особенно его образы, воплощенные неумело и беспомощно господами Лавровым и Безруковым, вызывают разочарование и сочувствие талантливому творцу, не сумевшему соорентироваться в коллизиях атеистического бытия.
Главное впечатление от просмотренного сериала — театральность и легковесность сатанинских проделок властителя тьмы Воланда на фоне нынешнего мракобесия и беспредела. Как далеко булгаковскому гастролеру до проклятий и испытаний, насланных на нашу страну дьяволами с человеческим обличьем. Разве догадался бы Воланд, подобно Ельцину, среди бела дня, в центре Москвы танковыми залпами расстреливать сотни невинных людей, разве смог бы литературный бес уподобляться сатане Собчаку, истерически требующему от своего мрачного подельника Чубайса физического уничтожения генерала Рохлина (см. распечатки этих телепереговоров, опубликованные г-ном Минкиным в "Новой газете"). Почитайте хроники светской жизни нынешней политической и культурной элиты, побывайте ночью на "Лысой горе" — в ресторанах и казино Москвы и Рублевки, посмотрите на оргии Ксении Собчак и ей подобных — сразу померкнут страсти и непристойности, выкидываемые Коровьевым и Азазелло. Фальшивые червонцы, опадающие на головы тогдашних москвичей, — елочные фантики по сравнению с украденными у народа деньгами, которые Березовский во время премиальных торжеств "Триумфа" с помощью нечистоплотной мадам Богуславской бросает в виде бесовских подачек, в виде халявы культурным и ученым деятелям. А какой душкой выглядит каверзный Кот-Бегемот рядом с ненавидящим Россию Познером, когда последний вместе с такими ассистентками, как злобная госпожа Кобринская (такая фамилия и не снилась Булгакову) вдалбливает в головы налогоплательщиков основные заповеди Даллеса, Бжезинского и Кондолизы Райс.
Интересно, вспомнили актеры Басилашвили и Лавров, приступая к работе, что представители их среды уже сыграли такие роли, подписав в 93-м письмо с требованием к Ельцину расстрелять защитников Конституции России?
1.0x