Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 10 января 2006

КОРПО-НАЦИЯ «ГАЗПРОМ»

| | | |
Андрей Смирнов
КОРПО-НАЦИЯ «ГАЗПРОМ»

О модели национального государства, как о спасительной для нации, говорят, в том числе и некоторые патриоты и националисты. Налицо грандиозная усталость нации, исчерпанность человеческих и иных ресурсов. Надо сконцентрироваться, отставить любые экспансионистские проекты, копить силы.
Путинская линия внешне именно такова. Утверждается новая идентичность (о ее специфике ниже), создаются прежде разбросанные по Союзу центры, закрепляются новые границы.
Нынешнее государство родилось на руинах Советского Союза под американским контролем. Окончательный демонтаж тогда не состоялся, частично из-за центростремительных тенденций внутри самой России, частично из-за опасения Запада получить неуправляемый хаос на огромной территории.
Государство начинается с побед и прорывов. РФ началась с отступления, распада, с предательства соотечественников. С теми же прибалтами мы могли вполне "цивилизованно" решить проблемы — и калининградского транзита, и русских в Латвии. Даже когда в начале девяностых заволновались русские области Эстонии — в Нарве провели пророссийский референдум, западные наблюдатели признавали, что в случае жесткой позиции Москвы вроде введения войск, мировое сообщество вынуждено было бы признать суверенитет России над этими территориями. Но, увы...
Мы уже привыкли к ситуации заграницы — по отношению к Киеву, Крыму, Северному Казахстану. На очереди Калининградская область. Российская Федерация всегда чревата "национальной" Сибирью. Не получится ли вполне убедительными и Дальневосточная республика, и независимое Поволжье, и само собой вольный Кавказ.
Модель национального государства для России чревата национальным нигилизмом. В отсутствие сверхзадачи, некой космической перспективы мы теряемся, теряем ориентиры, разлагаемся. Но имперская традиция отчетливо и осязаемо дышит внутри нас.
Сегодня модель национального государства, etat-nation, переживает свой жестокий кризис. Это ярко показали события во Франции. Собственно, апология государственничества ныне это прерогатива заинтересованных властных институтов. Строительство национального государства является последним этапом на пути вхождения в глобальный контекст. Это не препятствие, не точка силы, которая способна отбиться, выстоять и перейти в контратаку.
А вот имперский проект по-прежнему вызывает трепет у наших противников. Не так давно две большие неприятности для Америки сформулировал не кто иной, как Збигнев Бжезинский. Это "фашизация России" (уж не знаю, что имеется в виду) и "объединение России, Украины и Белоруссии в единое государство, которое неминуемо станет империей".
Есть еще один принципиальный момент. Собственно, россиянский проект национального государства— не особенно-то и "национален". Точнее, вопиюще антинационален. Посему скобелевское "Россия для русских" вызывает либо идиотские истерики, либо вполне внятные противоположные сентенции — от путинской нетленки про "придурков и провокаторов" до егоргайдаровского: "Россия как государство русских не имеет перспективы". Хотя в лозунге имеется всего лишь требование признания прав народа, без которого РФ просто бы не существовала.
Мучительные и безуспешные властные попытки сформулировать национальную идею в девяностые годы сами собой разрешились к XXI веку. В качестве "национальных идей" заработали — пивной патриотизм для "массы" и патриотизм трубы для "элиты". Пиво несколько лет выступало в качестве глобального фактора внутренней политики. Но с недавних пор государство (исходя из своей загадочной логики) своими руками стало душить свою верную национальную идею — сначала запреты на рекламу, затем санкции за распитие…
Что дать народу взамен? Так надо его заставить переживать за судьбу трубы. Но не делиться, а вменить вполне естественный гнев на хохлов, тырящих "наш" газ. Заодно прозвучавшее в конфликте ключевое слово "рыночные цены" подсознательно приучают и россиян к неизбежности повышения тарифов внутри страны.
Под пафосом национального государства в газовом противостоянии отчетливо заявила о себе совсем иная форма — корпорация. А для функционирования трубы совсем неважно, кто бродит по бывшим пространствам русской империи.
1.0x