Авторский блог Павел Былевский 03:00 3 января 2006

АСТРАРБАЙТЕРЫ

| | | | |
Павел Былевский
АСТРАРБАЙТЕРЫ

Как это ни парадоксально, но в освоении космоса российская наука по-прежнему остаётся "впереди планеты всей", а "международная космическая станция" всё больше "русифицируется". Государственное финансирование космических разработок в либерально-рыночной России по сравнению со временами СССР сведено к неприличному минимуму, которого не хватает не то что на полноценные разработки, но даже на сохранение того, что есть. Затопление космической станции "Мир" должно было стать ритуальными похоронами великой советской космонавтики и былых надежд на покорение Вселенной. Характерное издевательски-насмешливое отношение "цивилизованных народов" к "русским в космосе" ярко выразилось в антинаучно-фантастическом голливудском кинофильме "Армагеддон", где на орбите полупьяный "русский космонавт Лев Антропов" в шапке-ушанке ударами молотка чинит искрящую технику.
Досмеялись, господа! Программа космических "челноков", на которую возлагали такие надежды США и их сателлиты, потерпела сокрушительное фиаско, и надменным янки пришлось идти на поклон к России, просить помощи в доставке грузов и пассажиров на Международную космическую станцию. После ряда катастрофических неудач с запуском "шаттлов" оказалось, что американская космическая промышленность неспособна обеспечить выполнение национальных программ изучения и работ в космосе. NАSА капитулировала, отказавшись возобновлять работы по программе создания пилотируемых космических кораблей многоразового использования нового поколения. Ранее американские "челноки" доставляли на орбиту 80% пассажиров и 90% грузов, и возникла реальная угроза, что Международная космическая станция на какое-то время обезлюдеет.
Однако опасения оказались напрасными. Уже почти три года Международная космическая станция нормально функционирует благодаря России, которая ежегодно отправляет на орбиту по два пилотируемых корабля "Союз" и по четыре грузовых "Прогресса". А в самом конце прошлого года Федеральное космическое агентство России и NASA наконец-то подписали коммерческие контракты на доставку американских астронавтов и грузов на Международную космическую станцию российскими кораблями. Ничего личного, чисто коммерческие отношения, взамен прежнего взаимного "бартера".
Великолепный повод для проявления "национальной гордости великороссов" и радости всех, кому дорога память о советской космонавтике! Но чиновникам, которые держат эту отрасль российской экономики в чёрном теле, впору сгореть от стыда, если бы они были способны испытывать это чувство. Совсем незадолго до заключения российско-американского контракта на "космические грузо-пассажирские перевозки" всерьёз обсуждался вопрос о том, что России придётся ограничить или вовсе прекратить полёты к Международной космической станции из-за невозможности строительства новых транспортных кораблей. Причина — не фатальная серия аварий, как у американцев, а банальный недостаток государственного финансирования.
Директор российского отделения программы МКС, заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Королева, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий Рюмин так прокомментировал ситуацию: выхода нет, под угрозой весь проект Международной космической станции. Американские шаттлы вообще не предназначены для продолжительного нахождения на орбите, в отличие от капсул российских "Союзов", которые создавались в рамках базовой ориентации советской космонавтики на длительное пребывание в открытом космосе. Дважды удавалось выходить из положения, изыскивая средства благодаря платным полётам на российских ракетах космических туристов Дениса Тито и Марка Шаттлуорта.
Российская космонавтика борется за выживание в отсутствии должного государственного финансирования, а самоотверженные подвижники науки, озарённые идеей Русского Космоса, продолжают совершать новые открытия и создавать технику, не только не отставая от "цивилизованных народов", но и оставляя их разработки далеко позади. На той же Международной космической станции в ближайшие годы Россия достроит свой сегмент. Ускоряется модернизация отечественной космической навигационной системы ГЛОНАСС. Что особенно показательно на фоне американских неудач с "Колумбией" и трагической судьбы загубленного проекта отечественного "шаттла" "Буран" — продолжаются работы над российским многоразовым пилотируемым кораблём "Клипер".
Стоить новый отечественный "челнок" будет значительно дешевле шаттла, почти в десять раз меньше, чем разрабатываемые в США аналоги. "Клипер" позволяет летать на орбиту шести космонавтам — двум пилотам и четырём пассажирам, в том числе непрофессионалам, поскольку обеспечивает гораздо более "мягкий режим" полёта, так что требования к здоровью будут существенно снижены. В рамках Федеральной космической программа до 2015 года Федеральное космическое агентство России объявило тендер на изготовление этого космического корабля нового поколения. На МАКСе-2005 к его конструкторско-компоновочному макету "Клипера", первый запуск которого намечен на 2012 год, выстроилась длинная очередь любопытных.
Однако вместо того, чтобы обеспечить достаточное финансирование, необходимое для дальнейшего участия России в программе МКС и полноценного развития отечественной космонавтики, от российского правительства последовали "ценные указания". В мае прошлого года в "Энергии" была организована "передача власти", президентом ведущего предприятия космической отрасли России стал Николай Севастьянов. Федеральное космическое агентство, которое предложило его кандидатуру, поставило перед новым руководителем задачу "вывести "Энергию" на новый уровень экономического развития": не требовать денег от государства, а зарабатывать самим. Хорошо, если постоянные заботы о "заработке" не помешают новому руководству хотя бы довести до конца уже запланированное.
1.0x