Авторский блог Владимир Филин 03:00 6 декабря 2005

КИРИЕН&Ко

| | | | |
Владимир Филин
КИРИЕН&Ко
ВПК и ядерный комплекс России — под контролем команды Чубайса
На днях влиятельная американская газета "Бостон глоуб" писала, что администрация Буша "чувствует себя комфортно с Кремлем" и "в лучшем случае прибегает лишь к вежливой и беззубой критике", в то время как "российская демократия задыхается". При этом неясно, задается вопросом издание, что США получили за это? Действительно, повод для недоумения есть, особенно если вспомнить, что еще недавно с кем только Путина ни сравнивали — и с Муссолини, и с Пиночетом, и с Саддамом Хусейном, и даже с Гитлером. Но где-то летом вся эта кампания вмиг сошла на нет, и вот уже полгода, как президент России, что бы он ни делал, как бы ни ограничивал либеральные ценности, полностью выведен из-под огня критики.
Это связано с достижением неафишируемых договоренностей между Вашингтоном и Москвой, по которым в обмен на свободу рук во внутренней политике, Кремль, по сути, сдал американцам остатки оборонной промышленности и ядерного комплекса страны. Коснемся недавней истории. Как справедливо полагает политолог Антон Суриков, то, что в 1991 году США не решились одновременно с роспуском СССР пойти на демонтаж Российской Федерации, — заслуга советских Стратегических ядерных сил — СЯС. Ведь при полном развале страны огромное количество существовавших тогда ядерных средств и объектов могло оказаться никому неподконтрольным. Поэтому в Вашингтоне решили на какое-то время российскую государственность пока сохранить. Но о СЯС не забыли.
Либеральная экономическая модель Гайдара — Чубайса, реализуемая все последние 14 лет (за исключением короткого периода правительства Примакова — Маслюкова), позволила остановить перевооружение СЯС на новую технику. Однако оставалась старая советская техника. В 1991 году решение относительно нее было найдено в виде программы Нанна-Лугара. Эта программа предусматривает выделение средств на "помощь" России в ликвидации ее ядерных сил. В ее рамках американцы к настоящему времени добились уничтожения 6300 наших ядерных боеголовок и 700 межконтинентальных баллистических ракет, а также множества тяжелых бомбардировщиков и атомных подводных лодок.
Затем подоспел договор "по открытому небу", позволяющий странам осуществлять воздушное наблюдение за военной активностью друг друга. Этот договор был заключен еще в 1989 году, но по ряду причин вступил в силу только в 2002 году. По нему в течение 2002-2004 годов США совершили уже 19 полетов над Россией, тогда как наши самолеты "по финансовым причинам" летали за океан лишь дважды.
Дальше — больше. Национальное управление ядерной безопасностью США провело работы по "укреплению безопасности" на 39 объектах российского флота. Кроме того, в качестве "дружеской помощи" американцы взялись обеспечивать безопасность все еще остающихся ядерных объектов России. На 51 объекте хранения ядерных материалов при участии США были модернизированы системы охраны. Как результат, американцы получили допуск к этим системам якобы для оценки: правильно ли использованы выделенные Конгрессом средства.
Несколько месяцев назад процессу "помощи" был дан новый импульс. Американцы потребовали обязательного доступа не только к системам охраны, но и на сами ядерные объекты. В итоге на саммите в Братиславе в феврале этого года была образована совместная межправительственная комиссия. О первых результатах ее работы можно судить по высказываниям известного сенатора Ричарда Лугара. Посетив летом Москву, он проговорился, что в середине июня Путин и Сергей Иванов в секрете от общественности дали согласие на проведение минимум трех американских инспекций любого из российских ядерных объектов из списка в 25 позиций. На этих объектах на американские деньги российский персонал будет оснащен специальным оборудованием, а с работниками американские специалисты будут проводить тренинг. При этом расходование денег США будут контролировать на месте.
После вашингтонского саммита Путин—Буш в сентябре для Кремля обозначилось еще одно направление, связанное с передачей атомной и оборонной промышленностью в руки команды Чубайса в лице Сергея Кириенко и Ильи Клебанова. Назначенный на Росатом Кириенко — автор дефолта-98 — в рекомендациях не нуждается. Как принималось решение о дефолте и главное кем, хорошо известно: Кириенко, Чубайсом, Гайдаром (кстати, не занимавшим тогда вообще никаких государственных постов, то есть частным лицом), Дубининым, Алексашенко и Задорновым. При этом на постоянной телефонной связи с ними находился высокопоставленный чиновник МВФ Джон Олдинг-Сми. Ну а "крестным папой" дефолта выступил нынешний директор Гарварда, а тогда — первый заместитель министра финансов США Лоуренс Саммерс, которого считают главным "контактом" Чубайса в Америке. Если к сказанному о Кириенко добавить его "неравнодушное" отношение к американской секте сайентологов, то ориентация на США и Чубайса у нового "главного атомщика" сомнений не вызывает.
То же можно сказать и о Клебанове, которого "сватают" на новое агентство по ВПК, создание которого сейчас лоббируют, несмотря на возражения премьера Фрадкова. Следует отметить, что впервые в правительстве питерец Клебанов появился в июне 1999 года. Тогда, после увольнения "семьей" и олигархами правительства Примакова-Маслюкова, формировалось новое, во главе со Степашиным. Но сам Степашин на этот процесс не влиял, заместителей и министров ему подбирали две олигархические группы — Абрамовича и Чубайса. Среди креатур нынешнего владельца "Челси" можно выделить вице-премьера Аксененко, главу Минатома Адамова и министра финансов Касьянова. Чубайс тоже не остался в накладе. Его люди — вице-премьер Христенко, первый замминистра финансов Кудрин, замглавы Мингосимущества Греф и вице-премьер по "оборонке" Илья Иосифович Клебанов.
На своем посту в "Белом доме", однако, Клебанову так и не удалось развернуться во всю деструктивную ширь. Этому помешала многоступенчатая структура управления отраслью, предусматривавшая наличие пяти оборонных агентств, служивших буфером между заводами и ставленником Чубайса. Директора агентств не были назначенцами Клебанова, за исключением главы агентства по системам управления — РАСУ Симонова. Но даже и здесь не все прошло гладко. Против Клебанова и Симонова восстали руководители предприятий, нашедшие поддержку в Кремле у Виктора Иванова.
Тем не менее, кое-чем Клебанов все же запомнился. Например, своим "неравнодушием" к коммерческим интересам израильской компании "Israel Aircraft Industry". И все же из-за конфликта с Касьяновым ему пришлось покинуть "Белый дом" и переместиться в кресло полпреда на Северо-Западе.
На новом поприще Илья Иосифович старался держаться незаметно. Но все-таки в центр общественного внимания иногда попадал. Так, в феврале этого года запомнилась его позиция по статусу Калининградской области. Он заявил, что "Калининграду необходимо придать официальный статус заграничной территории", подразумевая под этим адаптацию регионального законодательства к законам Евросоюза, право беспрепятственного посещения стран Западной Европы и даже вхождение области в зону евро. Излишне говорить, что подобные заявления просто так не делаются.
Сейчас же лоббируется назначение Клебанова директором нового агентства, что даст ему власть над предприятиями ВПК уже без всяких буферов, то есть напрямую. А это более 8,5 млрд. долларов выручки в 2004 году, причем свыше 6 млрд. пришлось на долю ФГУПов и предприятий со стопроцентной государственной долей. Подсчитать же даже примерно общую стоимость активов ВПК не берется никто — в том числе и потому, что многие из них работают не только на военных, но и на гражданских.
С другой стороны, отрасль медленно умирает. Даже в условиях заоблачных мировых цен на нефть более 20% гособоронзаказа сегодня не оплачивается, а остальное финансируется не в полном объеме и с задержками. Заводы уже не могут выпускать военную технику без импортных комплектующих, а средний возраст специалистов в "оборонке" достиг пенсионного. Еще немного — и там некому будет работать.
При этом бурно развернут процесс "реформы" и реструктуризации оборонной отрасли, включая замену руководящих кадров. Кстати, то же самое ожидает и атомную промышленность — именно так сформулировал Путин задачу Кириенко.
Заниматься "реформами" людям Чубайса предстоит под формальным началом нового вице-премьера Сергея Иванова. Это весьма удобно — Иванов зарекомендовал себя человеком, который, четыре с половиной года руководя Министерством обороны, не только не разобрался в тематике, но и не смог добиться элементарного уважения у подчиненных. Маловероятно, что с Росатомом и ВПК он справится лучше. Следовательно, у "реформаторов" будет полный карт-бланш.
Закономерен вопрос: почему снова Чубайс и его люди? Чтобы ответить, следует оглянуться в недавнее прошлое. В 1994 году был выпущен пресс-релиз ФСБ, в котором говорилось, что в структурах, курировавшихся вице-премьером Чубайсом, "крупных экономических ведомств РФ было выявлено около 10 установленных разведчиков, около 90 специалистов и советников, чья принадлежность к зарубежным спецорганам не вызывает сомнений". Стоит ли удивляться, что такими кадрами, как Чубайс и члены его команды, просто так не разбрасываются. Они могут быть крайне полезны для дирижирования из США процессом "плавной" ликвидации нашего ВПК и атомной промышленности. При этом не надо будет о чем-то лишний раз торговаться с Путиным и Сергеем Ивановым, директивы "ликвидкому" пойдут минуя их, напрямую. О многом они даже и знать не будут.
Интересен еще один вопрос: а что потом? Во-первых, никто в Вашингтоне не снимал требования об обязательном американском присутствии на всех российских ядерных объектах, а не только на 25. Это будет еще один крупный шаг к реализации конечной цели США — установлению над нашим ядерным комплексом международного (читай — американского) контроля. Такая цель еще зимой этого года была сформулирована Кондолизой Райс в качестве программы действий администрации Буша на период до 2009 года. Если эта программа будет исполнена, то о СЯС как об инструменте, гарантирующем независимость и целостность Российской Федерации, навсегда придется забыть.
А во-вторых, мы еще раз убедились, что главный в путинской России вовсе не Путин и даже не Абрамович, а Чубайс. Именно он с полномочиями от США, а не Путин, будет играть решающую роль в операции "Преемник-2008", тасуя Медведева, Козака и прочих либералов. Чубайсу позволено абсолютно все — и "блэк-ауты", и циничные угрозы отключить в Москве электричество в 25-градусный мороз. Ему все сходит с рук, потому что тронуть его американцы ее позволяют. А наперекор Вашингтону нынешний Кремль не пойдет никогда.
1.0x