Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 29 ноября 2005

НЕ ДО ОРДЕНА....

| | | | |
Владимир Бондаренко
НЕ ДО ОРДЕНА....
К 80-летию Михаила Лобанова
Кто бы ни писал в будущем о литературной критике XX века, без имени Михаила Лобанова никак не обойдется. Единственное отдельное постановление ЦК КПСС было о критике Лобанове и его антимарксистской позиции. Поразительно, что все те марксисты, которые принимали это постановление, выкормыши Яковлева и Суслова, космополиты, гордо называющие себя интернационалистами, в годы перестройки резво перебежали из аппарата ЦК КПСС в лидеры антикоммунизма, и сейчас, подобно Александру Ципко, важно пишут: "мы — старые антикоммунисты...". Так и получилось, что антикоммунисты засели в верхушке партии, а фронтовик и истинный коммунист по своим убеждениям, народный коммунист Михаил Петрович Лобанов десятилетиями в советское время был под огнём партийной критики. Именно он и был главным героем разгромной статьи Александра Яковлева "Против антиисторизма". Его имя постоянно мелькало в негативных статьях Оскоцкого, Суровцева, Петра Николаева и других в журнале "Коммунист", где в то время работал молодой Егор Гайдар, в газете "Правда", где работал средний Тимур Гайдар...
И мы, молодые критики, поражались его стойкости, мужеству и прямой откровенной позиции. Когда я прочитал в советские годы только что вышедший журнал "Волга" с новой статьей Михаила Лобанова "Освобождение", открыто противостоящей всей антинациональной позиции тогдашней партийной верхушки, меня не задело то, что в этой же статье Михаил Петрович критиковал мою концепцию "сорокалетних". С ним поспорить я всегда бы успел. Но величие замысла статьи и сейчас поражает. Поражает и отступничество нашего Союза писателей России, за редким исключением дружно осудившее автора.
А Михаил Лобанов и в доброте своей широк. Всех обидчиков своих, всех отступников давно простил, если это не принципиальные идейные недруги. Это и есть подлинное христианство: прощай врагов своих и не прощай врагов Божьих.
Лишен в свои 80 лет и званий всяких, и высоких наград, и премий государственных. Впрочем, чего они стоят: все эти звания?
Быть Михаилом Лобановым — это звание повыше, чем быть Героем России.
Я у него учился и стойкости в главном, и умению прощать мелких завидчиков. Нехай с ними, главное — поддержать везде, где можно, Михаила Петровича Лобанова. Ведь к нему на юбилей Владимир Путин не приедет. И с собой в Париж на книжную выставку не возьмет, там место для других фронтовиков, типа Даниила Гранина.
Ценю всегда и вольность, с которой обращался критик с литературными генералами. Мог и Леонида Леонова покритиковать, и Юрия Бондарева, и Фёдора Абрамова, при этом высоко ценя их творчество. Ценю и отсутствие чрезмерных амбиций. С ним всегда можно было поспорить, и остаться в дружеских отношениях. Всё равно, каким бы ты хорошим с ним не был, о книге твоей он честно скажет своё искреннее слово. И тут уже никто его не переломит.
Таким и должен быть русский критик!
1.0x