| | | | |
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Около тридцати лет тому назад Муаммар Каддафи опубликовал первую часть своей знаменитой "Зеленой книги", в которой изложил собственные взгляды на народную власть. Прежде всего, он критически рассмотрел западную демократическую систему, сделав вывод о том, что она, по сути дела, является "поражением истинной демократии". Ливийский лидер справедливо подчеркивал: "демократия означает власть народа, а не власть тех, кто заменяет собой народ". Исходя из такой посылки, он пришел к абсолютному отрицанию западного парламентаризма, считая, что "парламенты стали узаконенной преградой между народом и властью, в результате чего народ оказался изолированным от проведения политики, а парламент использует власть в своих интересах, а не в интересах народа".
Согласно Каддафи, "парламенты стали орудием, которое присваивает себе власть народа и монополизирует ее". Поэтому "правом народов является революционная борьба за уничтожение аппарата, монополизирующего демократию и волю народных масс, который называется парламентом". "При подобных политических системах, — утверждает автор "Зеленой книги", — народ — жертва противоборствующих сил. Именно его обманывают и эксплуатируют эти борющиеся между собой группировки, которые стремятся лишь к тому, чтобы получить больше голосов на выборах".
Что же Каддафи предлагал взамен парламентской демократии? Как известно, он выдвинул и развил теорию "прямой демократии", предполагающую образование народных конгрессов и народных комитетов, становящихся "единственным средством народной демократии". По его мнению, "все население страны должно делиться на первичные народные собрания, каждое из которых избирает руководящий комитет. Несколько подобных комитетов образуют районные народные собрания. Затем члены первичных народных собраний избирают руководящие народные комитеты, заменяющие государственные органы в выполнении их административных функций. В результате получается, что каждый член общества принимает участие в управлении народными комитетами, которые, в свою очередь, управляют членами общества". Таким образом, осуществляется принцип народного управления и контроля. По-видимому, определение "демократия — контроль народа над правительством" заменяется здесь более верным "демократия — народный самоконтроль".
Интересно, что, если в ряде арабских монархий Залива сурово осуждают Каддафи за то, что его взгляды якобы противоречат исламу, сам он придерживается совершенно иного мнения и, более того, проводит прямую связь между своей теорией и мусульманской верой. Религия рассматривается им как основа существования личности и общества, а отход от нее непременно ведет к распаду и гибели. Религия, указывает ливийский лидер, "источник нравственности и совести человечества, без нее невозможны нравственные обязательства в отношениях между людьми". Каддафи говорит: "Ислам, несомненно, представляет собой вечное послание, перманентную революцию, новую идеологию и источник социалистических теорий". Он также не устает повторять, что его идеи, касающиеся создания "общества благоденствия, основанного на достатке и равенстве в распределении продукции", прямо вытекают из "ислама и исламской концепции права, справедливости, свободы и равенства".
Уже несколько десятилетий ливийцы успешно претворяют в жизнь основные политические, социальные и экономические идеи, выдвинутые их лидером. Так, по сообщениям мировых информационных агентств, буквально на днях — с 19 ноября — по всей стране начались заседания основных (первичных) народных конгрессов (ОНК) Ливийской Джамахирии (Государства Масс), на которых будут обсуждаться и решаться все жизненно важные вопросы внутренней и внешней политики. 450 ОНК, функционирующих во всех городах и селах и объединяющих мужчин и женщин старше 18 лет, имеют полное право рассматривать и утверждать общий годовой бюджет Ливии, местные бюджеты, планы развития страны, производственные и иные проекты.
Основные народные конгрессы имеют всю полноту власти: устанавливать законы, контролировать работу исполнительных органов и народных комитетов, отчитывающихся перед ними за проделанную работу. ОНК обсуждают также различные направления внешней политики, принимают решения по ним, изучают заключенные с другими странами международные соглашения и договоры, рассматривают ход исполнения данных документов, подготавливают процедуру их утверждения и одобрения.
Очевидно, сегодня в Ливии впервые в мире задействован и осуществляется на практике принцип прямой демократии. Сам народ, непосредственно участвующий в работе основных народных конгрессов, — без каких-либо представителей или депутатов — решает все дела государства, распоряжается природными ресурсами и защищает завоевания Революции, являясь подлинным хозяином своей страны и своей судьбы.
Поистине, как заметил однажды Каддафи, "власть, богатство и оружие находятся у нас в руках народа", и Ливийская Джамахирия стала первым государством в истории, в котором реализована система народовластия.
1.0x