ДОРОГА В НИКУДА ИЛИ В БУДУЩЕЕ?
Дорога есть дорога. И сама по себе она ничего никому не дает. Не нужно ставить телегу впереди лошади. Испокон веков сначала определяется цель, а затем ищутся средства для ее достижения. И в связи с этим проектом возникают отнюдь не философские, а вполне конкретные вопросы. Какое государство мы строим? Какие у него приоритеты во внешней и внутренней политике, экономике? Какая у него социальная ориентация?
Сегодня никто не может ответить на эти вопросы. А не обрисовав и не поставив конкретно целей развития страны, государства невозможно решить ни одной конкретной задачи, в том числе и осуществление таких проектов. Помните из Ленина: "не решив общего, нельзя браться за частное". Удвоение ВВП, борьба с бедностью, достижение конкурентоспособности на мировой арене, прочие подобные благие "инициативы" — все это, извините меня за резкость, пустозвонство. Лозунги и не более того. Если за каждым таким призывом не следует создание законодательной базы, четко разработанная программа выполнения по неделям, месяцам, годам, если не продуманы источники средств и материальных ресурсов, личная ответственность за достижение цели всех: от главы государства и правительства до мельчайших исполнителей — чиновников, предпринимателей и всех прочих. Только в таком случае можно и нужно приниматься за дело подобного размаха, как строительство автобанов и других транспортных артерий.
Сама дорога целью быть не может. Сначала мы должны определиться — что, в каких объемах и куда мы по ней будем возить. Во имя чего? У России, не нынешней, а той, в прошлом громадной и могучей, сначала императорской, а затем и советской был опыт строительства гигантских магистралей — Транссибирской, КВЖД, БАМа и других. Создавая их, шли от стратегической цели — как правило, освоения невиданных в мире природных богатств Сибири и Дальнего Востока, выхода на берега, к гаваням Тихого океана для развития торговли с другими странами.
Так уж получилось, что в результате "курса реформ" мы фактически превратились в сырьевой придаток промышленно развитых капиталистических стран. С одной стороны, это очень плохо, с другой — освоение и разработка природных богатств России — это основа нашего экономического и политического возрождения, возможность вновь занять достойное место в ряду ведущих держав мира. За нас это пытались сделать еще в XIX и XX столетиях.
В 1982 году президент США Рональд Рейган представил конгрессу план-программу минерально-сырьевой политики страны, подчеркнув решающее значение минерального сырья для экономики страны, ее национальной безопасности и поддержания высокого жизненного уровня. Сейчас в США усилилось стремление рассматривать минерально-сырьевые проблемы в глобальном масштабе. В число стратегических материалов в первую очередь вошли те виды минерального сырья, источники которых на территории США или отсутствовали (олово и вольфрам, марганец и хром, сурьма и редкие металлы, платина и алмазы и др.), или же не могли обеспечить полной потребности (нефть и др.). Первоначальный список стратегических материалов США состоял из 28 наименований. Позже он неоднократно менялся и пополнялся. Сейчас в нем 107 видов, в том числе 91 — металлы, материалы минерального происхождения, руды и их концентраты. Меняется и устанавливаемый минимум их складских запасов. Суммарная стоимость таких материалов оценивается более 25 млрд долларов(в том числе 8 млрд долларов — недостающая против нормативов часть).
Большая часть "недостающего" есть в России. И вот в 90-х годах в американской печати появляется серия публикаций ведущего консультанта Института мировой политики США Уолтера Рассела Мида под общим названием "Не купить ли нам Сибирь?".
Уолтер Мид предполагал, что вся покупка Сибири обойдется (при цене 1 тыс. долл. за акр) в 3 трлн дол. с выплатой в течение двадцати лет. Ежегодная выплата составит приблизительно 200 миллиардов, при этом 100 миллиардов будет использовано на покупку товаров и услуг, произведенных в Соединенных Штатах. Расходы на создание инфраструктуры, администрации и экологической службы добавят еще 100 миллиардов ежегодно к этой сумме. Однако предполагается, что со временем эти расходы уменьшатся за счет собственного развития новых штатов…
Эффективность вложений в Американскую Сибирь в сочетании с выгодой от продажи русским американских товаров резко стимулирует экономический рост Америки и увеличит государственный доход, избавив собственных граждан от роста налогов. По мере экономического расцвета Сибири выгодность покупки будет только возрастать. США построят Транссибирское скоростное шоссе (!), которое соединит Европу и Азию, вызовет рост городов вдоль всего маршрута, а США будут пополнять свою казну налогами от новых процветающих производств. Но более всего важно то, что американское правительство приватизирует природные ресурсы Сибири.
Это величайшая сделка в истории человечества! Ценность Сибири — ее природные возможности и одаренные жители — многократно возрастет, если она перестанет быть частью России. Политический риск от вложения средств в разработку отдаленных сибирских месторождений сейчас слишком высок: никто не знает, какая власть в России будет завтра.
При заключении сделки можно договориться о том, чтобы половина всех средств, выплачиваемых России, тратилась на покупку американских товаров. А поскольку один миллиард, полученный от экспорта, означает создание двадцати тысяч рабочих мест в американской экономике, то покупка Сибири поможет создать до двух миллионов новых рабочих мест в уже существующих пятидесяти штатах. Федеральные ассигнования на развитие Сибири плюс активность частного капитала добавят миллионы рабочих мест в семи новых штатах. Так что общий экономический рост с лихвой покроет стоимость "покупки века"".
Но неужели мы, первыми вышедшие в космос, имеющие опыт сверхскоростной, поразившей весь мир индустриализации, не менее удивительного послевоенного восстановления, сами не можем освоить свои богатства, сделать их основой народного благополучия?
Советское правительство иностранных хищников не боялось и само располагало достаточными ресурсами для освоения собственных богатств. Сейчас обстановка резко изменилась. Но сейчас вновь взоры иностранных государств обращены на наши Сибирь и Дальний Восток. Увеличение численности населения в мире и научно-техническая революция вызвали резкий рост потребления минерального сырья с расширением перечня используемых минералов и металлов. Повышенная нагрузка на земные недра привела к тому, что многие страны исчерпали свои ресурсы и полностью утратили свои позиции в минерально-сырьевом комплексе мира.
На сегодняшний день четко просматривается тенденция дифференциации стран на преимущественно потребляющие и преимущественно производящие минеральное сырье. США, Япония, страны Западной Европы, использующие большую часть производимого в мире материального сырья, в значительной степени, а Япония практически полностью зависят от поставок сырья извне. На рост потребления природных ресурсов в мире влияют бурно развивающиеся экономики Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии. Борьба за источники дешевого сырья, увеличение дисбаланса цен между промышленной продукцией и сырьем, на котором базируются экономическое процветание и высокий жизненный уровень стран Запада, становится определяющим фактором не только для мировой экономики, но и геополитики.
Наши природные богатства хотят использовать любыми способами. Естественно, подешевле, а то и совсем даром. Я, конечно, не против строительства автобана, ежели, как утверждают авторы проекта, 4/5 всех усилий и затрат возьмут на себя иностранные государства и тамошние инвесторы. Но я слишком много прожил и видел, и очень много знаю, чтобы поверить в эту благостную сказку. В то, что Запад своими руками будет снова создавать себе мощнейшего конкурента в лице сильной, экономически развитой России. Не будет этого никогда. Пора самим приниматься за дело.
Я твердо убежден, что экономику России можно поднять и развить на основе уже существующей транспортной артерии — БАМа, продолжив начатое еще нашими дедами и отцами великое дело освоения Сибири и Дальнего Востока.
Сейчас о Байкало-Амурской магистрали все чаще говорят как о политической и экономической ошибке. Но ведь строительство БАМа следует рассматривать в рамках концепции советского правительства о долговременном развитии Дальнего Востока, которая была частью единой государственной политики. Речь шла об экономическом освоении и использовании огромной малозаселенной территории на основе создания высокоэффективного народно-хозяйственного комплекса с собственной крупной ресурсной и научно-производственной базой, оптимальной структурой экономики, развитой социальной сферой.
В комплексном освоении природных богатств и развитии производительных сил регионов Дальнего Востока особое место принадлежит Байкало-Амурской магистрали. Трасса БАМа вместе с ранее построенными железными дорогами Тайшет — Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань образует грандиозную железнодорожную магистраль протяженностью более 4000 км. Ее транспортно-экономическое влияние скажется на огромной территории площадью около 1,5 млн квадратных километров — от Северного Прибайкалья до Нижнего Приамурья и Тихоокеанского побережья. Она откроет путь к крупнейшим минеральным, лесным и другим природным ресурсам, позволит преобразовать обширный регион к востоку от Байкала и к северу от Транссибирской магистрали, а также наладить внешнеэкономические связи со странами Тихоокеанского бассейна.
На БАМ и дальневосточную трассу буквально "нанизаны" месторождения. Например, в Южной Якутии находятся крупные месторождения железных руд Южно-Алданского и Чаро-Токкинского районов, месторождения урана на Аладане и коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна. Кроме того, на севере Читинской области месторождения меди (Удоканское и Чинейское), железных руд (Чарское) и угля (Апсатское); в Хабаровском крае — оловорудные месторождения Комсомольского и Баджальского районов и угли Буреинского угольного бассейна и Лианского месторождения. Кроме того, в этом регионе находятся месторождения нефти и газа — Непский свод на севере Иркутской области, где выявлены еще и запасы калийных солей. Однако далеко не все они освоены, в частности, в Иркутской области — месторождения золота Сухой Лог, в Читинской области — Удоканское месторождение медных руд и Чинейское месторождение комплексных железо-ванадий-титановых руд. За последние два десятка лет в разведку этих трех месторождений было вложено около 1,5 млрд дол. государственных средств, но не получено ни рубля отдачи, хотя только по титану годовой объем добычи Чинейского месторождения может составить до 600 тыс. тонн. Список имеющихся месторождений можно продолжить.
Хочу отметить, что все эти месторождения были обнаружены еще в советское время. За 15 лет в России не открыто ни одного значимого месторождения. А что сказал бы товарищ Берия по этому поводу? Насколько крепка была советская геологическая школа, сколько мы создали мощных заделов, если до сих пор страна живет! Но из 20 тысяч месторождений, мы разрабатываем только 2 тысячи.
Разговор идет о том, что нельзя развивать этот благодатный регион без комплексного подхода. В свое время центральными и местными плановыми органами, организациями Сибирского отделения и Дальневосточного научного центра Академии наук СССР была проделана огромная работа по территориально-производственному районированию минерально-сырьевых ресурсов БАМа. Научный совет по проблемам БАМа Академии наук СССР и Центральный научно-исследовательский экономический институт при Госплане РСФСР предложили несколько схем территориальной организации хозяйства в зоне трассы. В этих схемах было предусмотрено создание в регионе системы "территориально-производственных комплексов" (ТПК).
Необходимо понять, что управлять хозяйством в этом регионе очень трудно, поэтому ТПК должен быть "завязан" на выпуск определенной продукции. Были отработаны принципы создания ТПК, с привлечением авторитетнейших ученых. Мы считали, что в зоне БАМа целесообразно формирование семи примерно равнозначных по мощности ТПК — Верхне-Ленского, Мамско-Чуйского, Северо-Байкальского, Удоканского, Южно-Якутского, Зейско-Селемджинского и Ургало-Комсомольского.
Освоение природных богатств восточных регионов страны невозможно без надежных транспортных коммуникаций. На сегодняшний день в северной части даже крупные золоторудные предприятия практически прекратили работать, поскольку нет привязки к транспортным путям. Кроме того, в нынешних условиях тяжело содержать всю инфраструктуру, поддержки государства нет, приоритетных законов — тоже нет.
В соответствии с существовавшими планами БАМ должен быть доведен до Якутска. Это весьма важно для экономического развития Якутии, в частности для освоения месторождений железных руд Южно-Алданского района и апатитов Селигдарского месторождения.
Необходим второй выход БАМа к океану. Ныне существующая ветка к Татарскому проливу в районе портов Советская Гавань и Ванино имеет существенный недостаток: северная часть пролива мелководна и поэтому трудна для судоходства, а из южной его части в Охотское море можно попасть только по проливу Лаперуза.
Железная дорога Беркакит — Якутск должна быть продолжена в горно-промышленные районы Северо-Восточной Якутии и Магаданской области и выйти к Охотскому морю у Магадана. Ведь эти районы имеют геологические перспективы на новые открытия.
Можно проложить железнодорожную магистраль в широтном направлении, к востоку от Нерюнгри. Тогда она пройдет вблизи Сутамского железорудного района, через Токкинскую угленосную впадину. Неподалеку расположены крупные титано-апатитовые месторождения Джугджурского района. Поблизости и Сете-Дабанский рудный район, где есть медь и полиметаллы. Дорога подойдет к морю в районе Охотска или немного южнее его. Напомним, что в Токкинском угленосном районе сосредоточена половина прогнозных запасов угля Южно-Якутского бассейна (около 20 млрд. т), а в Сутамском районе запасы легкообогатимых железистых кварцитов оцениваются около 2 млрд. т.
БАМ — ДА НЕ ВАМ
На базе разведанных месторождений должны возникать города и рабочие поселки, крупнейшие горно-добывающие предприятия. Большинство из них будет строится вблизи трассы БАМа. Недалеко от магистрали может подняться горно-промышленный комплекс на базе Холоднинского свинцово-цинкового месторождения. Освоение Молодежного месторождения позволило бы удовлетворить потребность в наиболее дефицитных текстильных сортах хризотил-асбеста. Несколько дальше на восток должен быть воздвигнут комплекс на базе Удоканского месторождения меди, построены предприятия по добыче каменного угля Апсатского месторождения, железных руд Чарского месторождения и др. На базе железных руд Чаро-Токкинского и Южно-Алданского районов и коксующихся углей Южно-Якутского бассейна возможно создание крупного угольно-металлургического комплекса. Южно-Якутский бассейн станет крупнейшим поставщиком коксующихся углей на востоке страны. Должна получить дальнейшее развитие угольная промышленность в Буреинском бассейне. Солнечный горно-обогатительный комбинат будет разрабатывать оловорудные месторождения не только Комсомольского, но и Баджальского района. На севере Иркутской области, в частности Верне-Чонском районе, вскрыты мощнейшие нефтегазоносные пласты! За счет месторождений газа Ботуобинского района в Якутии должно быть организовано газоснабжение промышленных предприятий и городов центральной, в частности якутской, части зоны БАМа.
Сооружения второго выхода к океану повысило бы народно-хозяйственное значение БАМа, способствовало бы вовлечению в экономическое освоение новых районов, богатых минеральными ресурсами, и развитию с Тихоокеанским регионом.
Не следует забывать, что районы нашего Дальнего Востока привлекали и будут привлекать внимание территориально "озабоченных" государств. Поэтому, пока не поздно, необходимо пересмотреть политическую и экономическую деятельность нашего государства в этих регионах, чрезвычайно важных для развития России.
История учит: то, что плохо охраняется в одном государстве, становится объектом притязаний других стран. Уолтер Мид лишь отразил настроения, царящие в официальных кругах Запада. В одной из своих речей британский премьер Мейджор отметил, что Россия должна стать "кладовой" ресурсов, необходимых развитым странам, и для их сохранности и добычи целесообразно иметь 50 млн населения. Не могу не упомянуть книгу Бжезинского "Геостратегия для Евразии", в которой он пишет о "свободной конфедеративной России, состоящей из европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики". По мнению Бжезинского, в такой конфигурации России "будет легче поддерживать тесные экономические связи со своими соседями", а "децентрализованная Россия будет менее склонна к проявлению имперских амбиций". Более того, Бжезинский в книге "Великая шахматная доска" намекнул, что Россия несет ответственность перед мировым сообществом за использование собственных ресурсов. Что это за "мировое сообщество" и кто претендует на нашу землю — пояснять не надо.
В недавнем заявлении американский президент Джордж Буш заявил, что Россия никогда не должна стать мощным государством. Таковы их мысли!
В марте 2002 г. правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" до 2010 г. По объективной, на наш взгляд, оценке депутата Госдумы Я.М.Швыряева, эта "ФЦП представляет собой абсолютно бессодержательный документ, блестящий образец продукта бюрократического формализма. Обеспечить отдачу от вложенных в БАМ 10 млрд. долл. и еще нескольких миллиардов, вложенных в разведку прилегающих месторождений, это программа не сможет". Очень серьезное заявление!
Наконец-то в Кремле теперь наступает какое-то понимание того, что нельзя рубить сук, на котором сидишь. А сук этот — минерально-сырьевая база страны. Бурное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) даже при нашей пассивнейшей экономической политике не оставит нас в стороне, и мы так или иначе будем вовлечены в этот процесс. Нужно быть готовыми к этому. Поэтому одновременно с повышением обороноспособности необходимо разработать такие принципы освоения восточных регионов, которые были бы притягательными для других стран с целью привлечения их капитала.