Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 22 ноября 2005

СЛОВО ОТ САВВЫ

| | | | |
Савва Ямщиков
СЛОВО ОТ САВВЫ

Все попытки уничтожить сами основы русского духа, вытоптать корни отечественной культуры, разломать и выбросить на свалку драгоценные устои народного лада, складывавшегося и процветавшего столетиями, несмотря на титанические усилия таких матёрых коминтерновцев и агитпроповцев, как ненавидевший всё русское "сын ярославской крестьянки" Александр Яковлев — последовательный и стойкий ученик луначарских, ярославских и бедных — успехом не увенчались и, похоже, никогда не увенчаются. Даже в последние двадцать лет отброшенные на обочину государственной жизни, лишённые самой минимальной поддержки власти с лицами чубайсов, гайдаров, швыдких, кириенок и сеславинских, умудряются наши писатели создавать фундаментальные романы и повести, сочинять замечательные стихотворения и поэмы; русские композиторы и исполнители способны хранить и приумножать великие традиции национальной музыкальной культуры; художники, за исключением тех, кто старается, будучи одержим тщеславием и жаждой дешёвой славы, не отстать от мафиозных свершений Церетели, продолжают радовать глаз свежими и очень даровитыми полотнами, изысканными графическими листами монументальной и камерной скульптурой. Все почти газеты, журналы и электронные СМИ истошно восхваляют уродливые, претенциозные, лишённые здравого смысла и гуманности выкрутасы и выкидыши гельмановско-швыдковского биеннализма. Но нечисть и скверна, раздражающие всякого здорового человека, хотя и пачкают, но забываются сами по себе, даже если ими пичкают наиболее престижные залы Третьяковской галереи, Русского музея и даже Эрмитажа, осчастливленного местечковыми шедеврами аж "самого" Кабакова. Подлинная же культура, зиждящаяся на основе идеалов добра и красоты, приумножающаяся честным трудом и служением вечному, бессмертна. Об этой культуре наглядно свидетельствует вот уже четверть века замечательный петербургский фотограф Анатолий Пантелеев.
Первое, что меня поразило при близком знакомстве с Пантелеевым, — это огромный объём проделанной им работы. Десятки тысяч негативов, систематизированных и учтённых, как в суперсовременном хранилище ценнейших документов, заставили меня поначалу усомниться в авторстве такого богатства одного лишь хрупкого на вид и застенчивого человека. Кажется, он сумел снять всё связанное с явлениями литературной, художественной, музыкальной и театральной жизни России, не пропустив ни одного съезда русских писателей, ни одного праздника Славянской письменности и культуры, ни одного значимого для России юбилея или Русского собора. Ему пришлось отказаться от штучного, скрупулёзного фотографического исследования и шлифовки каждого кадра, оставив это занятие замечательным фотомастерам Павлу Кривцову, Ирине Стин, Анатолию Фирсову и другим умельцам. Он должен не пропустить любую, даже незначительную на первый взгляд деталь; сделать свой репортаж строго документальным и исчерпывающим. Поэтому в его архиве — полные фотобиографии Свиридова, Распутина, Астафьева, Белова, Носова, Кузнецова, Гаврилина, Курбатова, Личутина, Кожинова, Куняева — одним словом, всех, кто не прогнулся перед нынешней олигархически-воровской верхушкой. На каждого своего "фотогероя" Пантелеев обязательно заводит исторический справочник, куда с заботой и тщанием заносит всё с этим человеком связанное.
Анатолий Пантелеев подготовил фундаментальный макет грандиозного альбома, рассказывающего о русской культуре двух последних десятилетий широко и осмысленно. Не побоюсь сравнить пантелеевское детище по важности и значимости для понимания нашей эпохи с литературной глубиной "Тихого Дона". Пока не написано такое полотно нынешними литераторами, нужно обязательно издать альбом Пантелеева. Мы показывали его проект руководству издательства "Молодая гвардия" и встретили полную поддержку и взаимопонимание. Дело, как всегда, упирается в нехватку проклятых 30000 долларов. Не станем мы их просить у Абрамовича и его покровителей, а также у агентства Сеславинского — противно, да и не дадут. Но найти эти средства нужно, и мы верим в помощь добрых русских людей, которым это издание не может быть безразличным.
В прошлом году мы вместе с Валентином Распутиным и Анатолием Пантелеевым провели предпасхальные дни на Святой горе Афон. Толя все те дни не выпускал аппарат из рук, понимая, какую "натуру" он снимает. Там я почувствовал, что Господь поможет ознакомить русских людей с делом рук одержимого подвижника и мы будем праздновать появление на свет фотоальбома-памятника.
1.0x