Авторский блог Любомир Никишин 03:00 22 ноября 2005

ЗАХОПЁРЩИК ТУРТА

| | | | |
Любомир Никишин
ЗАХОПЁРЩИК ТУРТА

Каждому кандидату в депутаты, будь то Госдумы или Мосгордумы, строгое российское законодательство предписывает быть честным, чистым, открытым и прозрачным, как стёклышко. И это правильно. Избиратель должен знать, кого он выбирает, отдавая свой драгоценный голос. Сведений о годе рождения и учебных заведениях, где кандидат набирался ума-разума, электорату уже недостаточно. Обжёгшись на "оборотнях", граждане стали более пристально приглядываться к будущим избранникам, к их биографическим данным, и в особенности к тем видам деятельности, которыми занимались предлагающие себя в законотворцы. "С чего это его вдруг потянуло к законам, не было ль у него самого чего-то "эдакого"?" — приходится слышать от дотошных представителей населения.
Некоторые из кандидатов в депутаты Мосгордумы четвёртого созыва, дабы отмести ненужные намёки и сомнения, предпочли сразу утолить интерес к своей персоне и рассказать, где и в каком чине работали, какими доходами располагают, откуда их черпают, где живут, на чём ездят, с кем якшаются и чем увлекаются, какие имеют планы и взгляды на жизнь. Для этого они могут снабдить свои биографии наглядными материалами, крылатыми выражениями, воспоминаниями и схемами географических маршрутов, где были оставлены неизгладимые следы их деяний. Но не все решились воспользоваться этими возможностями. Оказалось немало тех, кто проявил чрезмерную скромность, оставив интригующие "белые" пятна в описании своего жития. В их число затесался ныне действующий депутат Мосгордумы от фракции "Единая Россия" Турта Сергей Александрович, пожелавший переизбраться на новый срок в столичное законодательное собрание. Похоже, полковник запаса сильно вошёл во вкус законотворчества, став одновременно членом политсовета Московской организации партии власти "Единая Россия" и благотворителем, о чём не устает рассказывать на каждом московском углу, едва завидя избирателей.
До этих знаменательных вех в своей жизни, как пишет в предвыборных листовках Турта, он был обычным советским гражданином: родился, учился, служил в Вооружённых Силах, прошёл путь от рядового курсанта Высшего военно-политического училища до полковника, заместителя командира соединения. Другими словами, Сергей Александрович был политработником, то бишь, агитатором-главарём, и пребывал в этом качестве до 1991 года. Что происходило с ним потом, вплоть до избрания 16 декабря 2001 года в Мосгордуму, — его биографическая история умалчивает. Если не считать пары фраз о многосторонней деятельности отставного полковника "в различных государственных и коммерческих структурах", где он овладел "на профессиональном уровне вопросами менеджмента и акционирования", постиг премудрости "рынка недвижимости и ценных бумаг", научился "успешно руководить коллективами специалистов и сплачивать их на достижение поставленных задач". Выходит, Сергей Александрович в трудное для российского общества десятилетие с 1991-го по 2001-й времени даром не терял и вместе со страной "входил в рынок".
Каким образом, и в каких именно коммерческих структурах проявился менеджерский дар Турты С.А., — тот самый вопрос, который крайне взволновал предвыборных активистов в столичном избирательном округе №9, где "настоящий полковник" вторично баллотируется в депутаты Мосгордумы. Почему, любопытствуют граждане, Турта стесняется назвать те коммерческие структуры, которые так помогли бывшему политработнику раскрыть в себе истового рыночника и выстроить успешную карьеру в представительном органе власти столицы?
Подобные вопросы не раз задавались Турте, но тот, как ни странно, вместо конкретного ответа, пускается в разговоры про свой собственный благотворительный фонд "Мир и согласие". Никак не поймёт господин хороший, что народ желает всё знать о своих "героях", что знание — свет, а незнание — это догадки, подозрения, порой очень даже настораживающие. Кстати, они в отношении Турты появились сразу после его откровений о том, что он отказывается от своей депутатской зарплаты в пользу благотворительности. На какие ж средства живёт тогда благодетель? И живёт, если судить по его довольному виду, вполне недурно. Одних иномарок — BMV, "мерсов" и "фордов" — сменил несколько штук за сравнительно небольшой промежуток времени, отмечают, по слухам, наблюдательные горожане, тогда как большинство из них не успели за это времени и одной подержанной обзавестись.
Масла в огонь подозрений подливают въедливая пресса, интернетовские разоблачения и придирки неудачников, попавших в середине 90-х в сети финансовых пирамид. С особым размахом, по их словам, действовало пирамидное "семейство" "хопров", которое, видимо, благодаря хватким менеджерам, за короткое время обросло своими представительствами в 75 регионах РФ, охватив в том числе Москву, Элисту (столицу Калмыкии), Волгоград, Санкт-Петербург… Глава "семейства" "Хопёр-инвест" превратился в холдинговую группу "Хопёр" с акционерными обществами закрытого типа "Хопёр-Инвест центр", "Хопёр-дилижанс", "Хопёр-риэлти", "Хопёр-империал" и т.д. Но как бы они ни назывались, суть любого из них была одна: завлечь какими угодно приманками доверчивых вкладчиков с тем, чтобы в итоге облапошить. По самым приблизительным данным МВД, жертвами "хопров" стали свыше 4 млн. россиян, потерявших в общей сложности до 500 млрд.руб. своих кровных накоплений. Насытившись "пожертвованиями" вклдачиков, "хопры" исчезли, оставив в память о себе незабываемый слоган: "Ну вот я и в Хопре!". Произносил её в том приснопамятном телеролике молодой офицер тоном политработника. Куда девался "Лёня Голубков" по-армейски, неизвестно. А вот, человек похожий на Турту, если верить утверждениям кое-кого из обманутых вкладчиков, мелькал в коридорах московских "хопров".
Им вполне можно верить, считает "Московский комсомолец", который в одном из номеров, посвящённых 10-летию Мосгордумы, написал: "Из новичков, попавших в Мосгордуму в 2001 году, можно выделить депутата Турту. На что живёт бывший гендиректор "отличной компании "Хопёр-инвест", а ныне городской депутат, неясно. Всю зарплату он отдаёт на благотворительность: наверное, замаливает грехи перед вкладчиками".
На причастность мосгордумца к "хопрам" обращали внимание СМИ, которые со ссылкой на известную им официальную информацию, писали, что имели место такие структуры: акционерное общество закрытого типа "Хопёр-риэлти", зарегистрировано 27.07.1994 г., юридический адрес — Москва, Волгоградский проспект, 12, руководитель Турта С.А; акционерное общество открытого типа "Хопёр-дилижанс", зарегистрировано 21.08.1994 г., адрес — г. Элиста, ул. Дармаева, 21, руководитель — директор Турта С.А. Якобы прямым учредителем этих обществ была инвестиционная компания "Хопёр-инвест". Если верить тем же источникам, то Сергей Александрович начинал набираться опыта "работы с ценными бумагами" на должности директора товарищества с ограниченной ответственностью "ВИРС", возникшего 23.07.1992 г. по адресу — г. Москва, ул. Крылатские Холмы, 27, корп. 1, а также в АОЗТ "НОТА БЕНЕ" ("NOTA BENE"), которое учреждал самолично 17.03.1994 г. по адресу г. Москва, Приютский пер., д.3. Так что в "хопры" он пришёл уже вполне подкованным рыночником. А вот в чём заключалась его деятельность в этих нашумевших структурах, пытаются узнать сегодня избиратели, чтобы сделать объективные выводы о претенденте в Мосгордуму .
Известно, к примеру, то, что и "Хопёр-инвест", и "Хопёр-дилижанс", и "Хопёр-риэлти" являлись объектами расследования со стороны МВД РФ, проведённого по уголовному делу об обмане людей. И не всем "пирамидостроителям" удалось выйти сухими из воды. Конечно, вкладчикам от этого не полегчало, и они продолжают настаивать на продолжении расследований, добиваясь ответа от каждого, кто имел какое бы то ни было отношение к мошенническим "хопрам": брал деньги или не брал? От Турты пояснений пока не слышно. Не опроверг он и язвительные намёки в "Московском комсомольце", "Российской газете", интернетовских публикациях.
Хотя обладателю депутатской неприкосновенности ничего особенного не грозит. Ради неё, порой, и рвутся в депутаты. Это ценное качество для многих законотворцев стало жизненно необходимым. Да и воспринимается нередко как право на вседозволенность и непогрешимость. Тот же Турта, войдя в образ столичного благодетеля, не считает нужным раскрыть, из каких источников черпает финансовые ресурсы. Не считает нужным объяснить, как он, радея об обездоленных и несчастных, безоговорочно голосует со своей партией "Единая Россия" за все антисоциальные законы, не противится решениям, лишающим достойного пенсионного обеспечения отставных военных, других категорий граждан — инвалидов, ветеранов, "чернобыльцев". Да и жилищная политика столичных парламентариев не оставляет надежд на жильё для малоимущих, к коим относятся и военные. Помнится, обещаниями решить жилищный вопрос "хопровские" филиалы сумели завлечь самое большое число вкладчиков, а безымянный автор идеи, безусловно, был наиболее успешным мошенником.
Но не будем спешить с выводами. Это удел правоохранительных органов. Наша цель — знакомство с биографией одного из мосгордумцев Турты С.А. Его жизненный путь столь же неординарен, как и противоречив. Не только в части несоответствия его порывов к творению благ на фоне приверженности к законам, ущемляющим социальные права москвичей. Дело в том, что Турта вступил в противоречие с законом о статусе депутата, причём сразу, едва переступил порог столичного парламента. Коммерческое прошлое наложило на Сергея Александровича мощный отпечаток. Законотворчество не затмило его страсти к "профессиональной работе с ценными бумагами". Местом приложения для его незаурядного рыночного опыта стало закрытое акционерное общество "Рекламная фирма "Столица-М" (зарегистрирована 21.10.2002, в числе учредителей — Турта Сергей Александрович).
Впрочем, рекламный бизнес привлек Турту С.А. значительно раньше. Пресса писала, что после того, как Турта посидел в кресле гендиректора одной из компаний "Хопёр-инвест", на рекламном рынке Москвы он появился, возможно, благодаря армейскому другу и влиятельному человеку в правительстве столицы Леониду Белову. Это якобы и обеспечило его "Столице-М" (она же Мосгорреклама) процветание. Фирма, по свидетельству "Новой газеты", получала заказы, которые финансировались за счёт целевых городских фондов. Позже дела так развернулись, что в собственность Турты перешли производственные мощности Мосгоррекламы, а бывшие её работники были безжалостно выброшены на улицу. Их судьба уже не волновала "благотворителя", прочно освоившегося на московском рекламном рынке. Его "Столица-М" превратилась в монополиста-оформителя праздничной рекламы. Доходность фирмы, по подсчётам независимых экспертов, — десятки миллионов долларов в год только от одних перетяжек.
Правда, после недавних кадровых перемен, обрушившихся на московскую мэрию, бизнес Турты, равно как и его деловая репутация, могут серьёзно пострадать. Сергею Александровичу могут предложить не только внимательно изучить закон о статусе депутата, но и припомнить ещё кое-что. Чтобы обезопаситься от непредсказуемых поворотов судьбы, С.А.Турта, похоже, и прилагает сегодня массу усилий для сохранения депутатского мандата и неприкосновенности ещё на ближайшие 4 года. Остаётся только догадываться, за какие законопроекты будет голосовать "благодетель" Турта, став вторично депутатом, дабы доказать лояльность действующей власти и её антинародным идеалам.
1.0x