Авторский блог Елена Антонова 03:00 8 ноября 2005

БРАВО, ПЛЕТНЁВ!

| | | | |
Елена Антонова
БРАВО, ПЛЕТНЁВ!
Российскому национальному оркестру 15 лет
Изменения в творческом руководстве Российского национального оркестра, объявленные в пресс-релизе РНО от 21 июля 2005 года взамен потерявших силу, породивших множество недоуменных вопросов решений Директората РНО от 28 марта, оказались благотворными как для музыкантов оркестра, так и для ценителей музыки. Этому в первую очередь способствовало то, что основатель оркестра Михаил Плетнев, по праву оставаясь Художественным, руководителем коллектива, стал сверх того и его Главным дирижером, что, по сути, закрепило реально существующее status kuo. Тому же служит и то, что выходец из России, молодой талантливый дирижер Владимир Юровский, с 2002 года работающий с РНО и являющийся членом его Дирижерской коллегии, обладающий редкой дирижерской харизмой и своим взглядом на играемые под его управлением сочинения, в следующем сезоне призван стать Главным приглашенным дирижером оркестра. Сохранена и хорошо зарекомендовавшая себя структура Дирижерской коллегии оркестра, в состав которой, помимо Плетнева и Юровского, на сегодня входят такие известные дирижеры, как Кент Нагано, Пааво Берглунд, Александр Ведерников и Кристиан Ганш. Что же касается самого Михаила Плетнева, то он, соединив в себе статуты Основателя, Художественного руководителя и Главного дирижера РНО, наконец-то смог свободно вздохнуть и расправить плечи, что проявилось как в прямом, так и в переносном смысле этих слов. Это он и демонстрирует в полную силу в своих последних выступлениях с оркестром, когда щедро дарит слушателям один исполнительский шедевр за другим.
Российский национальный оркестр был основан в 1990 году, накануне крушения прежде великого и могучего государства. Поэтому с самого начала основной упор финансирования его работы строился на поддержке общественных организаций у нас и за рубежом, который опирался на высокий авторитет Михаила Плетнева как музыканта, и, прежде всего как выдающегося пианиста. Однако этот авторитет необходимо было срочно подтвердить уже в области дирижирования. И это не замедлило случиться. В считанные годы РНО превратился в первоклассный мировой коллектив, не перестающий удивлять мир своим исполнительским мастерством и незабываемым прочтением, казалось бы, хорошо известных сочинений классики. Нынче РНО исполнилось 15 лет, казалось бы, далекий от юбилейного (если принять первоначальное значение этого слова — 50) возраст. И, тем не менее, этот срок для оркестра, добившегося за столь малый промежуток времени столь ощутимых знаков признания и любви планеты всей, действительно — веха! Если РНО на самом деле, как любят о том говорить во внешнем мире, есть "живой символ всего самого лучшего в российском искусстве", то дай Бог и России восстать так же быстро и эффективно, каким было становление ее символа. Руководство оркестра, в последнее время чрезвычайно омолодившегося и не устающего удивлять слушателей своим свежим звучанием, единой волей и потрясающим мастерством исполнения, поступило мудро, решив отпраздновать первый в жизни РНО юбилей, одним из главных компонентов которого стал юбилейный концерт в Большом зале Московской консерватории.
Но вначале — несколько слов о предыдущем выступлении РНО, ставшем как бы преддверием празднования юбилея, не сказать о котором просто невозможно. На этом концерте в БЗК оркестр под управлением Плетнева исполнил симфонию №1 Иоганесса Брамса и симфоническую поэму "Манфред" Петра Ильича Чайковского. Высокая драматическая напряженность, характерная для обоих сочинений, к финалам находит свое разрешение. Однако если у Брамса это представляется скорее рассудочной победой света над тьмой, то в "Манфреде" Чайковского все — порыв, все — глубочайшие эмоции, увлекающие из ада в рай и обратно. Сила воздействия гения Чайковского, так прочтенного Плетневым и так исполненного оркестром, привела к переживанию катарсиса, ведущего через страдания к очищению, к примирению с жизнью, с собой. Подобное исполнение можно охарактеризовать только одним эпитетом — конгениально.
Ну а юбилейный концерт РНО поразил даже искушенную публику, которая, приходя на выступления оркестра, когда за пультом — Плетнев, перестала чему-либо удивляться. Начать с того, что в программе концерта числилось 6(!) весьма немелких сочинений. Это симфоническая поэма Листа "Прелюды", сюита №2 из балета "Дафнис и Хлоя" Равеля, симфоническая сюита "Американец в Париже" Гершвина, сюита из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева, сюита из балета "Болт" Шостаковича и концерт для оркестра "Озорные частушки" Щедрина. Концерт был построен так, что вначале исполнялись произведения западных сочинителей, а после перерыва звучала музыка русских композиторов XX века. Все номера блистательно сыгранной программы достойны отдельного разбора. Ограничимся лишь упоминанием об исполненной в импрессионистском стиле сюите из балета Равеля, прозвучавшей холодновато прозрачно и тонко, которая была написана композитором специально для парижских гастролей труппы русского балета Сергея Дягилева. По-хорошему взбодрила публику также сюита из балета Шостаковича, истинно русская музыка которой, решенная в острой авангардной манере первых послереволюционных лет, так и искрится юмором, весельем и неподдельным молодым озорством. Этот поистине необыкновенный концерт закончился исполнением на бис музыки Петра Чайковского, торжественные звуки которой призваны славить Россию.
Творческая жизнь Российского национального оркестра продолжается. Кроме выступлений в больших концертных залах нынешний сезон будет радовать концертами в репетиционном центре РНО "Оркестрион", зал которого обладает весьма хорошей акустикой. К привычным "музыкальным средам" добавятся концерты "Бетховенской академии Михаила Плетнева", на которых будут сыграны 6 симфоний и 5 фортепианных концертов Бетховена. При исполнении симфоний управлять оркестром будет Михаил Плетнев, он же как солист сыграет бетховенские концерты, дирижировать которыми приглашен Пааво Берглунд.
1.0x