Авторский блог Иван Голубничий 03:00 1 ноября 2005

МУЗЫ ЧЕЧНИ

| | | | |
Иван Голубничий
МУЗЫ ЧЕЧНИ

Я прибыл в Назрань в качестве командированного от Международного сообщества писательских союзов на семинар молодых писателей Чеченской республики. В аэропорту меня встретили серьезные представители писательской организации Чечни на личной "Волге", и моё пребывание в "горячей точке" началось с путешествия по дорогам Кавказа — от Назрани до Шали.
Мое представление о Севером Кавказе сформировались под воздействием СМИ, и было особенно интересно, насколько эти мои знания имеют отношение к реальной действительности… Первый день и первую ночь моего путешествия я провёл в Шали, в гостеприимном доме чеченского писателя Бувайсара Шамсудинова. Чеченская семья встретила меня с осторожным радушием. Но живейший интерес к гостю проявили дети хозяина, не понимавшие, впрочем, ни слова по-русски. Маленькая дочь о чём-то спросила отца, глядя на меня. "Ты знаешь, о чём она меня спросила? — сказал Бувайсар, обращаясь ко мне. — Она спросила: "Это русский? А где же его автомат?". Мне оставалось только горько усмехнуться. Увы, я был первым русским в жизни этого чеченского ребёнка, который пришёл в их дом без автомата…
Атмосфера чеченского селения мало чем отличается, по сути, от российской деревни. Та же звенящая тишина ночью, петушиные крики поутру… И неистребимый аромат трав и деревьев, только вместо яблок падают под ноги зрелые грецкие орехи.
Некоторое представление о том, что такое сегодняшняя Чечня, я получил ночью. Как гостя, меня положили отдыхать в отдельную комнату. Проснувшись в полночь, я захотел выйти в сад, но, открыв дверь, я увидел, что мой хозяин спит, перегородив своим телом вход в мою комнату. Он знал, что здесь истинное, а что призрачное. Он меня охранял. От кого? Вероятно, он знал, что делает…
Следующий день был полностью посвящён проведению писательского совещания в Грозном, организованного при содействии президента Чеченской республики Алу Алханова. Вид некогда цветущего, а ныне лежащего в руинах города, не мог не повлиять на мое настроение. Описать это на словах невозможно — не хватит слов. Визуальные впечатления дополняли лаконичные комментарии чеченцев: "Вот видишь, развалины? Здесь стояли шестнадцатиэтажки… А вот этот пустырь — здесь были сады, частный сектор…". Я "политкорректно" помалкивал. Неужели у всех своя правда?
В конференц-зале республиканского Центра искусств собрался цвет интеллектуальной части чеченского народа. Открывал семинар председатель Союза писателей Чечни Эдуард Мамакаев. В своём выступлении он неоднократно подчеркнул, что настоящее совещание является судьбоносным для культуры Чечни в целом; впервые с 1989 года писательская организация Чечни проводит творческий семинар под эгидой и при участии Международного сообщества писательских союзов, и таким образом выступает в качестве полноправного участника общероссийского литературного процесса. Корректно, но отчётливо прозвучала мысль о том, что внимание к чеченской писательской организации со стороны общероссийских структур могло бы быть более активным. Я выступил от имени Исполкома МСПС, зачитал приветствие Сергея Михалкова, поблагодарил за инициативу сближения и консолидации, вручил юбилейные медали "70 лет Союзу писателей СССР" и членские билеты вновь принятым членам Союза писателей. Основной мыслью, которую я поставил перед собой целью донести до присутствующих, была мысль о том, что логика исторического процесса неумолимо работает на восстановление государственной структуры, при которой все народы России (в том числе чеченский народ) будут занимать своё полноправное место в едином российском многонациональном букете, оставаясь при этом уникальными, самобытными и национально выраженными. Такая структура, осторожно подчеркнул я, была в Советском Союзе, и в целом она оправдывала себя на протяжении всего своего существования. К моему удовлетворению, я встретил глубокое, хотя и не без оговорок, понимание своей позиции со стороны чеченской интеллигенции. В своих докладах, прочитанных отчасти и на русском языке, чеченские писатели обнаружили неподдельную заинтересованность проблемами национальной идентификации чеченского народа в контексте России, а также проблемами духовного самосознания молодёжи и национальной культуры. Следует особо отметить ту сдержанность и аккуратность, с которой выступающие доносили до меня свои мысли, порой весьма острые и нелицеприятные для меня по сути… Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что я видел только то, что мне считали нужным показать, не могу не отметить, что за всё пребывание в Чечне я не встретил ни одного проявления агрессии и русофобии. Вокруг себя я слышал в равной степени как чеченскую, так и русскую речь. В Грозном издаются два литературных журнала, на русском и на чеченском языках. В таком же режиме выходят две общественные газеты. Не могу не отметить феномен почитания в чеченском обществе погибшего президента Ахмада Кадырова: везде висят его портреты и высказывания…
Второй день в Чечне я провёл в селе Лаха-Невре Надтеречного района, в доме-музее классика чеченской литературы Арби Мамакаева, где продолжилась работа семинара, а вечером вместе со сверстниками-чеченцами мы пели советские песни из репертуара рок-групп нашей общей юности — "Машины времени" и "Воскресения". Именно в эти моменты становилось особенно очевидно и осязаемо, что все мы вышли из одного народа, который ныне оказался жестко разделённым. Мы — русский и чеченцы, разговаривали до глубокой ночи, словно пытаясь выговорить всё, что оставалось за рамками здравого смысла за все прошедшие годы жестокого и бессмысленного противостояния…
Для Чеченской писательской организации прошедший семинар ознаменовал новый отсчёт времени, уже в реальном общероссийском контексте. Международное сообщество писательских союзов расширило сферу своего представительства. Для меня лично состоялся своего рода "момент истины", давший мне возможность разглядеть за угрюмыми мистификациями либеральных СМИ лицо российского чеченца, суровое и одухотворённое…
Автор — секретарь Правления СП России
P.S. Особую благодарность за моё пребывание в Чечне хочу выразить Первому заместителю Председателя Союза писателей Чеченской республики Бувайсару Шамсудинову.
1.0x