Авторский блог Александр Маслов 03:00 1 ноября 2005

КУДА КАЧИНЬСКИЙ?

| | | | |
Александр Маслов
КУДА КАЧИНЬСКИЙ?

Итоги состоявшегося 23 октября второго тура президентских выборов в Польше можно считать сильным ударом по американским планам создания нового балто-черноморского "санитарного кордона" между Россией и Европой. Ревностный католик и националист, лидер партии "Право и справедливость" Лех Качиньский, обошедший своего либерального конкурента Дональда Туска на 8%, не выглядит "европейски ориентированным" политиком. Но между "выглядеть" и "быть" существует определенная разница. Не меньшая, нежели, например, между Евросоюзом и Германией.
Стоит напомнить, что заслуживший статус символа современной Польши и католической церкви папа Иоанн-Павел II (в миру — Кароль Войтыла) был избран 16 октября 1978 года главой Ватикана благодаря настойчивому лоббированию немецких кардиналов, а его преемником под именем Бенедикта XVI стал 19 апреля 2005 года Йозеф Ратцингер, немец по происхождению. Между тем в США, где живет около 60 миллионов католиков, все последние годы через доминирующие масс-медиа активно создавался отрицательный образ католической церкви, самым запомнившимся эпизодом которого стали громкие гомосексуальные скандалы 2002-2003 гг., ряд из которых имел весьма четко проведенный "нацистский" подтекст — не исключено, с дальним прицелом возложить на Ватикан косвенную ответственность за Холокост. Своеобразный "итоговый документ" информационного агентства Reuter утверждал, что за период 1950-2002 гг. сексуальным преследованиям со стороны 4392 священников подверглось 10667 детей, "причем эти цифры заведомо преуменьшены, поскольку не все случаи насилия фиксируются".
Суть предлагаемой американскими масс-медиа информационной подмены очень четко раскрыл профессор Московской Духовной Академии диакон Андрей Кураев: "Никому из католической церкви и в голову не пришло заявить, что гомосексуализм — явление интерконфессиональное и общечеловеческое. Они прямо сказали, что преподаватели этих семинарий… не католики". Понятно, что у католического большинства населения Польши налицо стойкая неприязнь к тем политическим и финансовым кругам Америки, которые пытаются давить на курию посредством раздувания подобных грязных скандалов. И, поскольку Лех Качиньский в своей предвыборной кампании опирался прежде всего на католические круги, это обстоятельство он не мог не учитывать.
За две недели до второго тура президентских выборов он даже заявил, что хотел бы, в случае победы, посетить прежде всего Ватикан — "ведь большинство поляков католики". Но теперь "столицей первого визита" нового польского лидера объявлен Вашингтон. Видимо, реальные опасения американской стороны по поводу его победы оказались настолько велико, что у Леха Качиньского не осталось иного выбора, кроме как лично заверять "главного стратегического союзника" в своей лояльности и преданности. Аналогичный дипломатический механизм лежал в основе визита Виктора Ющенко в Москву буквально через три дня после своей инаугурации.
Кстати, смена Соединенными Штатами приоритетов в регионе тоже весьма определенно сказалась на настроениях в кругах польской элиты. И Александр Квасьневский, и Лех Валенса сыграли весьма важную роль в успехе "оранжевой революции". По свидетельству Тараса Чорновила, возглавлявшего штаб Виктора Януковича накануне "третьего тура", "Квасьневский напрямую по каждому поводу созванивался с Бушем, и они договаривались, что кто будет делать. Квасьневский откровенно в своем интервью, которое потом было напечатано в прессе, представил себя официальным представителем Буша". Разумеется, подобного рода услуги, наравне с активнейшим участием польского военного контингента в оккупации Ирака, "по умолчанию" предполагали, что именно Польша станет центром нового "балто-черноморского" сообщества, проамериканского, антироссийского и антигерманского по своей направленности. Однако провозглашенное 19 августа в Артеке на встрече президентов Украины, Польши, Литвы и Грузии "Содружество демократического выбора" показало, что американцы в этой геополитической игре готовы делать главную ставку на Киев, а не на Варшаву. И тогда очень многие "гордые ляхи" несколько другими глазами посмотрели на Берлин. Ситуация вообще располагала к пересмотру взглядов — социал-демократы (правда, не проамериканские) в Германии очень нехотя, но уступили место у руля демократам христианским. Которые уже успели объявить польское направление своей внешней политики одним из главных для себя.
Спору нет, в двусторонних польско-российских отношениях при президенте Лехе Качиньском особого потепления ожидать не приходится. Скорее всего, даже наоборот. Польша продолжает оставаться инструментом давления на Россию. Только теперь, похоже, этот инструмент переходит из американских в немецкие руки.
1.0x