Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 18 октября 2005

ВСТРЕТИТЬ ЧЕЛОВЕКА

| | | | |
Савва Ямщиков
ВСТРЕТИТЬ ЧЕЛОВЕКА
О Михаиле Чванове
Российские СМИ, начиная от многосетевого телевидения и кончая на всяк вкус и цвет выпархивающей бумажной продукцией, делают колоссальную работу по одурачиванию и разъединению русских людей. Разве что с помощью диогенова фонаря сыщет внимательный читатель и зритель едва различимые крупицы правды в мутной реке лжи, надругательств, неистового глумления над патриотическими проявлениями, извергаемыми хорошо проплаченными пропагандистами и агитаторами. Но вода, как известно, камень точит, да еще если вода та чистая и бурная. Рушатся искусственные камни, постоянно громоздимые либерал-демократами, и открываются подчас светлые, неохватные горизонты неведомой дотоле жизни русского человека. Для меня подлинным открытием, заставившим восхититься и преклонить колени перед истинным подвижником и здравым мыслителем, стало заочное знакомство с Михаилом Андреевичем Чвановым.
"Савве Васильевичу Ямщикову — в надежде на встречу на родине Аксаковых — единомышленнику". Книгу Михаила Чванова "Мы — русские?..", сопровожденную такими словами, получил я месяца три назад. Друзья и знакомые нынче немало издают своих мемуаров, стихов, романов и повестей. Стараюсь внимательно прочитывать каждую подаренную новинку, радоваться удачам товарищей, поддерживать делающих первые шаги на литературном поприще молодых, спорить и вместе искать истину. Том же чвановской прозы и публицистики я в прямом смысле впитал в себя. Каждая строчка, каждое событие, каждая мысль автора были поразительно созвучны моему нынешнему настрою, а порою я забывал, что читаю написанное другим человеком и становился незримым соавтором талантливого творца.
Давно уже внимательно слежу я за плодотворной деятельностью Михаила Чванова на ниве сохранения, осмысления и продвижения в жизнь духовного наследия великого русского рода Аксаковых. Уже пятнадцать Международных аксаковских праздников, прошедших на Башкирской земле, стали важной составляющей в растерзанной судьбе России. "И страна Русская, словно в пору "Слова о полку Игореве", на грани страшного разъединения. Пришло время… Концов и Начал… Я верю, что дойдя до края над пропастью, люди наконец опомнятся и вернутся к святости Семьи… И в нашей духовной жизни займут достойное место и С.Т.Аксаков, и его духовные и кровные сыновья… Не случайно один из самых светлых и трагических представителей русской общинной мысли Павел Флоренский писал в 1917 году А.С.Мамонтовой: "Я верю, нигилизм докажет свое ничтожество…", и тогда после краха всей этой мерзости, сердца и умы… обратятся к русской идее… И тогда будут холить и беречь каждое бревнышко аксаковского дома… Самое худшее, если бы Абрамцево уничтожить физически, но и тогда, несмотря на великое преступление, если будет жива идея Абрамцева, не все погибло". Как актуальны мысли Флоренского и Чванова, когда на наших глазах "иных времен татары и монголы" ставят под сомнение само существование Абрамцева.
Абсолютно созвучно моей скорби о геноциде сербского народа и многовековой его культуры, осуществляемой при помощи варваров в юбках Мадлен Олбрайт, Карлы дель Понти и Кондолизы Райс. Глубоко философское осмысление югославской трагедии знающего историю и судьбу растерзанного края не с чужих слов Михаила Чванова. Когда мы с Аркадием Мамонтовым работали над фильмом о поруганных святынях Косово, я все время обращался к страницам чвановской книги, находя исчерпывающие ответы на самые сложные вопросы в отношениях России и Сербии.
Литературные произведения, вышедшие из-под пера Чванова, органично вписываются в богатейшую сокровищницу современного русского писательского творчества и выдерживают сравнения с классическими работами Распутина, Астафьева, Абрамова и Носова. Рассказы: "Билет в детство", "Жилая деревня", "На тихой реке", равно как и другие, попавшие в книгу сюжеты, могут оставить равнодушными лишь тех, кто цинично называет Россию "этой страной" и с ловкостью торговцев одесского привоза манипулирует сознанием современников, упорно подвергая сиюминутному забвению подлинные талантливые проявления мастеров-патриотов. До хрипоты в голосе заходятся они, славословя ничтожных жванецких, шендеровичей, сорокиных и викерофеевых. Когда я вижу в "ящике" бесконечные ужимки и прыжки этих донельзя отвязанных и абсолютно бездуховных и безграмотных "литераторов", то вспоминаю сцену из хуциевской "Заставы Ильича", где благородная девушка славных времен нашей юности дает по морде молодому человеку (его играл Тарковский) за то, что он глумился над картошкой. Если бы той московской романтической натуре показать Сорокина и Ерофеева, отстаивающих право на матерщину и вылизывание гениталий на страницах своих нетленок, она бы схватилась за автомат Калашникова.
Молчат хозяева газетных полос и голубых экранов, словно набравшие воды в рот, когда надо рассказать об аксаковском празднике, об иркутском фестивале "Сияние России", задуманном и осуществленном по инициативе Валентина Распутина и превратившемся в настоящий праздник русской культуры, плюют они с высокой колокольни на книги Ильина, Аксаковых, Солоневича, Меньшикова, а уж творчество Михаила Чванова и других подвижников русской провинции они не воспринимают вообще, как не принимали сотрудники геббельсовской канцелярии за истинных арийцев славян, прибалтов и других неполноценных, с их точки зрения, недочеловеков. Да и что ждать от назначенных руководителями нашего многострадального государства на должности политтехнологов, культуртрегеров, киноволшебников и телегуру образованцев, если они умудрились замолчать фундаментальное, построенное исключительно на документах сенсационное исследование профессора В.М.Фалина "Второй фронт", вышедшее уже пять лет назад. Вместо того, чтобы опомниться и перестать искать следы поражения в Великой Победе советского народа, продолжают они сальными ручонками отщелкивать на магазинных счетах количество погибших соотечественников, радуясь каждому новому высосанному из пальцев миллиону убитых воинов и мирных жителей. Не будет читать книги Фалина и Чванова грязный мясник Гавриил Попов, одаривший читателей желто-голубого "Московского комсомольца" серией предпобедных полос, оплевывающих русского солдата, принесшего не мир и освобождение человечества от нацистской чумы, а насилие, мародерство и жестокость. Скажи он такое в 1945-м, сидеть бы ему на нюрнбергских скамейках рядом с гитлеровскими палачами. Это о таких, как Попов и Познер, слова Чванова о том, что превратились они "в живительный навоз для других народов".
1.0x