Авторский блог Алексей Юсев 03:00 11 октября 2005

ДОБРОВОЛЬНЫЕ РАБЫ КАПИТАЛИЗМА

| | | | |
Алексей Юсев
ДОБРОВОЛЬНЫЕ РАБЫ КАПИТАЛИЗМА
«Мандерлей» Ларса фон Триера
Датский режиссер Ларс фон Триер явил общественности свою вторую картину из "Американской" трилогии. Первая — "Догвиль" — отшумела два года назад. Каждая картина датчанина, уже при жизни считающегося классиком, вызывает большой резонанс, становясь предметом широких обсуждений. И причиной этому не только новаторство, один раз уже вылившееся десять лет назад в манифест "Догма-95", направленное против стандартов мирового кинематографа. "Американская" (окрещенная некоторыми критиками, как "Антиамериканская") трилогия снимается под воздействием Брехта в атмосфере, лишенной декораций. На белой съемочной площадке нарисованы контуры домов и названия основных мест и предметов. Из звуков присутствуют лишь шум открываемых дверей. Ничто лишнее не отвлекает глаз от происходящего на экране — каждый предмет сугубо функционален.
Но помимо непривычной формы, "Мандерлей" поражает глубиной подхода к описываемой проблеме. И если "Догвиль" касался взаимоотношений Америки и рабочей силы, нахлынувшей в нее из-за океана в начале века (не без проекции в современность), то в новом фильме рассматривается проблема рабства — не менее насущный вопрос для Америки двадцатого века, отголоски которого проявляются и будут проявляться, видимо, очень долго.
Грэйс — героиня всей трилогии, проезжая мимо местечка Мандерлей, южного штата Алабама, внемлет просьбам черной женщины вмешаться в происходящее там беззаконие. Старая хозяйка — Мэм, несмотря на отмененное семьдесят лет назад рабство, держит рабов на своей плантации. Грэйс освобождает негров и остается в городке наблюдателем на сезон, контролируя ситуацию гангстерами отца.
Коммунист по убеждениям, лишь в последнее время, по собственным словам, превращающийся в социалиста, фон Триер провокативен. Одной из главных мыслей фильма является то, что, высвободившись из рабства, как от древнего пережитка, негры попадают в рабство к капиталистической системе. Здесь уже все закреплено на бумаге — права, обязанности и дивиденды. Основным стимулом, заставляющим бывших рабов трудиться, должен стать потребительский фактор. Но не знающим, когда должен обедать свободный человек (против фиксированного времени для рабов), а также никогда не видевшим деньги, неграм поначалу нелегко. Вот почему начало посевной хлопка затягивается на недели. И только после того, как бывшие рабы вырубают сад умершей Мэм на материал для благоустройство своих хижин, лишь после этого они чувствуют вкус к благам открывшейся новой жизни. Половина урожая, к несчастью, вскоре погибнет из-за песчаной бури, которую ежегодно сдерживали вырубленные деревья. Что ж, у общества потребления свои проблемы.
Если заглянуть в прошлое — Америку 60-х — время, когда шла самая ожесточенная борьба в южных штатах за права черного населения, то можно попытаться оценить историческое значение происходивших там процессов. В то время еще существовали раздельные по расовому признаку столовые, туалеты, фонтаны для питья. Убивали же не только черных, но и белых, которые из солидарности пользовались столовыми для негров. По сути же, традиция сегрегации мешала процессам либерализации, и экономический порядок нуждался в искоренении отголосков рабства более, чем порой того хотели негры. Поэтому Мартин Лютер Кинг пользовался прямой поддержкой Кеннеди и Джонсона, правда, старавшихся не слишком это афишировать во избежание потери голосов белого населения, так как черное еще права голосования повсеместно не имело. При очевидном же терроре полицейских против черных демонстраций дело бралось под федеральный контроль. Нобелевская премия, как и медаль Американского еврейского комитета за особый вклад в дело либерализации Америки, есть показатель оценки усилий Мартина Лютера Кинга. Убит же был лидер движения за права черных, когда стал яро выступать против войны во Вьетнаме, а победа кампании в южных штатах стала очевидной. Система же нуждалась в интеграции негров в экономическую систему на правах контракта: наниматель-работник, а не хозяин-работник. Поэтому, также наряду с отменой сегрегации, звучало требование обеспечить неграм минимальную оплату труда по общеамериканским законам. Раб может восстать, работник же в худшем случае будет бастовать. Как следствие вписывания черного населения в общий экономический ландшафт, к ним можно было применять те же приемы, что и к остальному населению. По Маркузе в капиталистически ориентированном обществе власть контролирует человека также и помимо рабочего времени, используя индустрию развлечений для реализации принципа удовольствия. В фильме эту индустрию тонко отображает шулер, приехавший на фургоне с надписью "Диверсии и развлечения". Ранее его не пускали на территорию Мандерлея, но теперь он предлагает Грэйс сделку: он готов отдавать ей 80% выигранных у бывших рабов денег в обмен на право присутствия.
Но Триер не был бы провокатором фон Триером, если остановился лишь на внешних социальных проблемах. Он ставит неполиткорректные вопросы, граничащие с расизмом. Негры из Мандерлея проводят некоторое время, делясь на группы, соответствующие числам. В "Законе Мэм" — книге, где описывались правила отношений к рабам, которую умершая хозяйка просила сжечь, Грэйс нашла объяснение этим числам и делению. Группы означали темперамент — гордый негр, покорный, хитрый и т. д. Для каждой группы была разработана определенная порция пищи и форма отношений. Позже выясняется, что систему разработал и высчитал вместе с Мэм старый раб Вильгельм, который и написал "Закон Мэм". Таким образом, Триер делает ответственным за ситуацию не только белых поработителей, но и порабощенных за все с ними произошедшее и происходящее. Здесь проявились гностические взгляды режиссера, неоднократно высказываемые им в своем предыдущем творчестве. В конце фильма рабы голосуют за то, чтобы Грэйс стала новой Мэм. Та же в отчаянии хлещет покорного раба за то, что он пытается все беды связать с белыми людьми. Известно, что не все черное население поддерживало борьбу за равноправие. В начале своей деятельности Мартин Лютер Кинг был опасно ранен негритянкой.
Слова же Вильгельма, что Америка не готова принять цветных как полноправных членов общества ни семьдесят лет назад, ни сейчас, и даже через сто лет будет не готова, поэтому мы хотим назад в рабство, напоминают слова Мартина Лютера Кинга о том, что спустя семь лет лишь семь процентов школ допустили в свои стены негров, и таким образом сегрегация кончится спустя девяносто три года (но кончится ли?).
Триер никогда не был в Америке. Заявляет, что никогда ее и не посетит. Но ему достаточно посмотреть по сторонам взглядом Негри, чтобы увидеть масштаб влияния американских ценностей на человечество. На фоне титров, под песню Боуи "Young Americans", показываются фотографии маршей Ку-Клукс-Клана и прочих буйств 60-х, а также расовые столкновения более позднего времени. Но финальная фотография поражает: гигантский бюст Авраама Линкольна чистит щеткой негр-уборщик. Лицо человека, отменившего рабство, отображенное на долларах, выбеляет за те же доллары наемный работник. Триер ворошит клубок змей, понимая, что прямым адресатом услышан не будет, — развлечения там, за океаном, другие.
1.0x