Авторский блог Александр Маслов 03:00 11 октября 2005

«ВСПОМНИ ОРАНЖЕВЫЙ ГАЛСТУК...»

| | | | |
Александр Маслов
«ВСПОМНИ ОРАНЖЕВЫЙ ГАЛСТУК...»

После взрыва, вызванного отставкой Юлии Тимошенко, изменения украинского политического пейзажа продолжаются. Мало сказать, что пыль (оранжевая и прочих цветов) еще не осела, — в воздухе продолжают витать достаточно крупные фрагменты и блоки, которые время от времени падают в самые неожиданные места, а то даже заново срываются "в свободный полет" с, казалось бы, уже облюбованных и слегка насиженных мест. Что поделаешь — таковы уж особенности местной атмосферы.
Начнем, пожалуй, с двух главных обломков недавней "вертикали власти". Президент Виктор Ющенко съездил во Львов, где публично клялся в верности "оранжевым идеалам" ("вспомни оранжевый галстук, пусть он поможет тебе", — пел некогда Валерий Сюткин), обещал всяческие блага западным областям, клеймил своих новых политических противников, однако исключил возможность реприватизации любых объектов собственности, кроме "Криворожстали", и говорил о своих заслугах по объединению Запада с Востоком (так называемый пакт Ющенко—Янукович). Последнее, очевидно, связано с тем, что накануне парламентских выборов президент остро нуждается во внутриполитической поддержке. А обеспечить таковую сегодня можно только за счет определенной "продажи власти", поскольку основные финансово-экономические потоки в стране идут пока мимо Мариинского дворца, поддержкой европейских кругов Ющенко так и не заручился, а друзья из американского посольства, напротив, хотели бы вернуть вложенные в Майдан средства. Разумеется, перепродажа "Криворожстали" несколько развяжет руки президентской команде, однако, во-первых, нужно еще провести аукцион, а во-вторых, дождаться перечисления средств. В этой связи слова нового секретаря СНБО Анатолия Кинаха, что "Украина идет по пути евроатлантической интеграции, это основная цель", должны были, по идее, привести к срочному выделению каких-то средств по линии НАТО. В ответ генсек Североатлантического союза Яап де Хооп Схеффер заявил, что любой маленький шаг вперед лучше долгих разговоров, а 8 октября в Львовскую область прибыли 13 тысяч военнослужащих (вместо планировавшихся ранее 800) из 12 стран НАТО для участия в учениях Joint Assistance 2005.
Впрочем, эти успехи не прекратили диффамационные атаки на президента со стороны различных средств массовой информации. Поскольку "слабое место" у него, а именно стиль жизни старшего сына Андрея, нащупано "акулами пера" уже давно, в эту точку бьют непрестанно. Недавно достоянием гласности журнал "Папараzzи" (именно так) попытался сделать подробности пребывания Андрея Викторовича на отдыхе. После этого совершенно случайно у издателя этого журнала сожгли представительский автомобиль "Бентли". В этой связи невольно вспоминается другой эпизод — когда у моего приятеля, тоже чего-то не поделившего с властями одного крупного украинского города, угнали автомобиль. Дело вообще-то житейское, с кем не бывает. Но проблема в том, что несчастную "тачку" буквально на следующие сутки нашли на видном месте, разрезанную пополам автогеном. Причем не поперек, а вдоль! Такие вот изящные намеки, которые трудно не понять.
Вторым важным направлением информационной войны продолжает оставаться "дело Гонгадзе". Вышедший из Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и возглавивший по предложению Ющенко министерство юстиции Сергей Головатый, ссылаясь на резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), потребовал отставки генерального прокурора Святослава Пискуна, фактически обвинив последнего в том, что итогов расследования до сих пор нет. В ответ генеральный прокурор заявил, что намерен сотрудничать с Головатым как министром юстиции, а "его мнения как человека меня не интересуют", и назвал резолюцию ПАСЕ "пренебрежением к украинским законам". Этот конфликт, в случае его разрешения не в пользу Пискуна, очевидно, приведет к тому, что расследование пойдет по "следу Литвина", поскольку личные отношения спикера Верховной Рады с журналисткой Аленой Притулой сегодня фигурируют в качестве одной из основных версий причин таинственной гибели Георгия Гонгадзе.
Ответным ходом президентской команды станет, очевидно, одно из октябрьских заседаний СНБО, на котором, судя по всему, намечена "показательная порка" Тимошенко и Зинченко — с обвинениями в коррупции и прочих смертных грехах. Однако "оранжевая леди", взявшая долгую политическую паузу, судя по всему, на подобного рода заседания являться не намерена — под любым предлогом, поскольку время очевидно работает на нее.
Единственным громким мероприятием последних недель с ее участием стала свадьба дочери Евгении с британским рок-музыкантом Шоном Карром. Ющенко на это мероприятие показательным образом не пригласили и приготовленный им подарок молодоженам так и остался неврученным. Зато все "нужные люди" имели возможность убедиться в том, что Юлия Владимировна ничего не боится и занимается тем, чем хочет заниматься. На фоне Андрея Ющенко Евгения Тимошенко смотрится едва ли не святой (расчет на действие пословицы "яблоко от яблоньки недалеко падает"), а "компромат" на ее жениха работает в пользу потенциальной "мученицы" Тимошенко.
Впрочем, в бочке свадебного меда все-таки не обошлось и без ложки дёгтя — крещение скандального британского рокера и венчание новобрачных состоялись в Выдубицком монастыре так называемого Киевского патриархата, непризнанного другими православными церквями, за исключением Константинопольской Патриархии. "Филаретовский раскол" можно с известной долей условности считать "домашней" церковью днепропетровского клана, поэтому подобный выбор Тимошенко-старшей является, по сути, именно клановым, а не политическим выбором, и способен в перспективе оттолкнуть от нее значительное число православных избирателей, прежде всего на Востоке и Юге Украины. В то же время, учитывая тесные связи Киевского патриархата (через Константинополь) с Ватиканом, определенная "евроинтеграция" фигуры Юлии Тимошенко может рассматриваться уже как свершившийся факт.
Еще одним "фактором неопределенности" стало заявление бывшего шефа Тимошенко, а ныне заключенного американской тюрьмы, "активно сотрудничавшего со следствием" Павла Лазаренко о предстоящем участии в украинских выборах. Поскольку суд по "делу Лазаренко" должен состояться только в декабре, подобный демарш можно рассматривать лишь в контексте желания американцев установить более плотные контакты с нынешней звездой украинского политического небосклона. В зависимости от результатов Лазаренко может сыграть как на стороне Тимошенко, так и против нее. Обе возможности сегодня живо обсуждаются в экспертно-аналитических кругах Украины. Слова экс-премьера: "Я обязательно вернусь,.. уже сформирован блок, и мы будем принимать участие в выборах", — намеренно оставляют место для маневра в любую сторону, поскольку название "уже сформированного блока" им так и не было оглашено. Весьма характерна и реакция на данное заявление уже упомянутого генпрокурора Святослава Пискуна, обязанного своим нынешним постом лично Виктору Ющенко и американским контрагентам. Смысл ее сводится к тому, что дело на Лазаренко генпрокуратурой Украины пока не закрыто, но если последуют соответствующие указания, его участие в парламентских выборах будет обеспечено.
Всё это вместе взятое свидетельствует о том, что политические перспективы Виктора Ющенко, даже самые ближайшие, более чем неопределенны, а потому ему и его нынешнему окружению предстоит жесточайшая битва за выживание, в которой не исключены самые неожиданные и сегодня даже кажущиеся невозможными повороты.
1.0x