пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 25 мая 2025
Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 4 октября 2005

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

С момента своего образования в 1947 году Пакистан, наряду с Саудовской Аравией, Египтом и Ираном, является одной из важнейших стран исламского мира. Сегодня, как известно, это единственное мусульманское государство, официально обладающее ядерным оружием — и хотя бы лишь поэтому всё происходящее в нем отражается, в той или иной степени, на политической и экономической жизни далеко за пределами данного региона.
Несмотря на то, что еще основатель Пакистана Джинна неизменно заявлял о своей приверженности демократическому пути развития, этой стране — раздираемой многочисленными религиозными, национальными и племенными противоречиями, феодальными пережитками, преступностью и вспышками террористической активности, а также рядом других проблем, — далеко не всегда удавалось следовать избранному курсу.
По мнению известного британского эксперта Уильяма Далраймпла, "впечатляющие" перемены в лучшую сторону в жизни Пакистана наметились лишь при президента Первезе Мушаррафе, сумевшем отвести свою страну от надвигавшегося "падения в бездну". "Можно не сомневаться, что почти никто не хочет возвращения Беназир Бхутто или Наваза Шарифа — лидеров, поставивших Пакистан на грань коллапса в 90-е годы", — утверждает Далраймпл. (Некоторое время тому назад известная российская телевизионщица Оксана Пушкина сделала приторный репортаж о "милашке" Беназир, живущей в "горьком" изгнании в собственных поместьях то в Лондоне, то в Дубае, якобы "не перестающей переживать за свой народ" и мечтающей о возвращении на родину. Жаль, что наш "Женский взгляд" не поинтересовался у мадам Бхутто, откуда у нее взялись средства на роскошную жизнь, и сколько денег из национальной казны она положила себе в карман! — В.П.). Британский востоковед справедливо замечает в своей статье, опубликованной лондонской газетой "Гардиан": "Существует множество всяких причин, по которым десять лет назад — в пору правления Бхутто, организация "Транспаренси интернейшнл", занимающаяся мониторингом коррупции, назвала Пакистан второй наиболее коррумпированной страной в мире". Он продолжает: "В тот самый период, когда "Эмнисти интернейшнл" обвиняла правительство в массовых нарушениях прав человека, в чудовищном количестве "неожиданных" смертей арестованных и в пытках заключенных, Бхутто и ее муж грабили страну, чтобы заниматься скупкой поместий и городских особняков в Европе".
Надо сказать, что большинство экспертов, как западных, так и российских, с пониманием относятся к той разносторонней и поистине "всеохватывающей" роли, которую армия играла и играет в жизни Пакистана. Эта роль, в первую очередь, объясняется сложными и крайне запутанными региональными политическими пробемами и, конечно же, главным образом, явно затянувшимся пакистано-индийским диспутом по вопросу Кашмира. Имея такого мощного и воинственного соседа, как Индия, которая превращается при поддержке США, Израиля и некоторых других государств в новую супердержаву, Пакистан вынужден прежде всего заботиться о своей внутренней и внешней безопасности. Поэтому-то вполне можно понять, а вовсе не осуждать тех деятелей в Исламабаде, которые упорно провозглашают и развивают следующую доктрину: сначала безопасность, а уж потом — демократия.
Однако теперешнее правительство, как отмечает журналист из Карачи Шахид Икбал, отличается от всех предыдущих "коллективным видением, постоянством и последовательностью политики, высокой степенью транспарентности и подотчетности". Никогда в прошлом Пакистан не был "столь демократическим, как при Мушаррафе". Одна треть всех мест в Национальной ассамблее, а также в провинциальных ассамблеях ныне зарезервирована за женщинами. Необычную ранее свободу обрели и СМИ: нет больше запретных тем. Значительные положительные перемены произошли и в экономической сфере. Приведем лишь некоторые показатели, достаточно красноречиво свидетельствующие об этом: за последний год ВВП Пакистана вырос на 7%, иностранный долг за последние три года сократился на 6 млрд. долл., валютный резерв страны стал рекордным за все времена и равняется ныне примерно 13 млрд. долл.
Опросы общественного мнения, проведенные несколькими частными организациями, единодушно показывают, что подавляющее большиснтво пакистанцев одобрительно говорят об изменениях, происходящих при президенте Мушаррафе. Они подтверждают тот факт, что Пакистан твердо и бесповоротно ступил на путь, ведущий к постепенному развитию, и намерен неуклонно следовать по нему и в дальнейшем, невзирая на любые препятствия. Девиз, написанный на гербе этого государства "Вера. Единство. Дисциплина" начинает претворяться в жизнь.
В заключение, нельзя, вероятно, не сказать и следующего. После 9/11 и последовавшего затем присоединения Пакистана к международной антитеррористической коалиции, возглавляемой США, некоторые недальновидные религиозные экстремисты сразу же поспешили обвинить Мушаррафа чуть ли не в предательстве "исламского дела". А ведь у него, по сути, — если исходить из соображений здравого смысла, а не пребывать в плену безотчетных и чрезмерно пылких эмоций, — просто и не было иного выбора. Он сделал то единственное, что было нужно для спасения страны от разрушения как внешними, так и внутренними силами. В горячие дни 2001 года генерал Мушарраф наглядно показал всему миру, что обладает тонкой интуицией и подлинной мудростью, необходимыми каждому политическому лидеру.
Сегодняшний Пакистан, ведомый по бурному морю умелым и расчетливым лоцманом, стремится к открытому диалогу и добрым, взаимовыгодным отношениям абсолютно со всеми странами, независимо от их религиозных или идеологических установок. Именно поэтому при Мушаррафе заметно укрепился и возрос авторитет Пакистана и на международной арене.
1.0x