| | | | |
Владимир Филин
ИЗ АМЕРИКИ С ЛЮБОВЬЮ
Выступая на прошлой неделе в телевизионном шоу с ответами на вопросы "простых россиян", Владимир Путин практически не касался проблем внешней политики. Исключение составили лишь наши взаимоотношения с Японией и тема СНГ. Тем не менее, незримый дух Джорджа Буша и американской политической корректности буквально царил в телеэфире. По сути, главным идеологическим фактором выступления президента стала установка на то, чтобы "вбить россиянам в сознание позитивность грядущих перемен", которые напрямую связаны с окончательным введением России под полный колониальный контроль США. Особенно рельефно это проявилось в витиеватом комментарии относительно будущего Курил и в однозначно позитивных оценках Путиным таких проамериканских фигур, как президенты Латвии и Украины. Но и это еще не всё. Бушу и Америке были нужны все новые и новые доказательства, что Путин ненавидит СССР и советское прошлое в целом. Именно отсюда столь уничижительный тон об "однопартийной диктатуре КПСС". И это при том, что как раз нынешний режим всецело ориентирован на удовлетворение запросов олигархов и правящей бюрократии, тогда как в Советском Союзе высшей целью государства были модернизация страны и повышения уровня благосостояния граждан!
Вновь подтвердив приверженность либерально-фундаменталистскому экономическому курсу Гайдара—Чубайса—Кудрина—Грефа, в очередной раз заявив о "позитивности" платного здравоохранения и образования, "целесообразности" ускоренного вхождения России в ВТО и глобальный рынок с мировыми ценами на энергоносители, Путин как бы еще раз принес "клятву верности" Америке и Бушу в ущерб национальным интересам своей собственной страны. И, видимо, это не случайно. Ведь телешоу состоялось всего через десять дней после вашингтонского саммита Россия—США.
Сам по себе этот саммит внешне стал одним из наиболее успешных мероприятий подобного рода для Путина. Причину здесь следует искать не только в выигрышном стечении обстоятельств. Действительно, к моменту проведения встречи стало ясно, что ожидавшегося выигрыша блока ХДС/ХСС и сокрушительного поражения "друга" Путина Герхарда Шредера на выборах в Германии ждать не приходится. Это, конечно же, повлияло на общую атмосферу. С другой стороны, Буш, основательно увязший в Ираке и к тому же занятый проблемой природных катаклизмов в Луизиане, особенно на российского президента и не давил, болезненные темы Чечни и ЮКОСа на переговорах не поднимал.
Но надо отдать должное и самому Владимиру Владимировичу. Еще накануне поездки он дал ответ на главный вопрос, который ему собирались задать в США. На встрече с западными политологами он однозначно сказал, что менять Конституцию не станет и в 2008 году покинет Кремль. То же самое президент России в очередной, как он выразился, "в 99-й раз" повторил и на американской земле в интервью телеканалу "FoxNews". Очевидно, что эти слова ровным счетом ничего не значат: захочет Путин передумать — передумает, и никто ему не помешает. Но у американского руководства на какое-то время появился дополнительный внутриполитический аргумент в пользу продолжения "дружбы" с хозяином Кремля.
Другая "домашняя заготовка" Путина — энергетический диалог с США. В ходе визита, сразу же после встречи с Бушем, специально был предусмотрен контакт российского президента с представителями крупнейших американских нефтегазовых компаний. Насколько можно судить, им был обещан доступ к нашим месторождениям и проектам в сфере транспортировки энергоносителей с выходом на американский рынок.
Было Путину что сказать Бушу и по нашим отношениям с Китаем. Во всяком случае, совместные маневры на Шаньдунском полуострове и грозные заявления на саммите ШОС в Астане по поводу нежелательности американского военного присутствия в Центральной Азии легко представить как чисто пропагандистские мероприятия, за которыми никаких реальных шагов не последовало. С другой стороны, действительно важная тема поставок нефти из России в КНР не содержит в себе каких-либо масштабных проектов с нашей стороны, которые были бы ориентированы исключительно на Пекин. Последний такой проект — нефтепровод Ангарск—Дацин, умер в момент водворения Михаила Ходорковского в "Матросскую тишину". Кстати, именно этот проект, видимо, и стал два года назад решающей причиной того, что Буш и Дик Чейни дали Кремлю санкцию на развертывание репрессий против опального олигарха, заигравшегося не только в парламентскую республику, что американцам безразлично, но и в глобальную геополитику.
Не обошлось без геополитики и при обсуждении темы Украины. Видимо, Кремль, действуя в духе заявления министра иностранных дел РФ Лаврова в Стэнфорде о признании "жизненно важных интересов США на постсоветском пространстве", взял обязательство не раскачивать ситуацию в этой соседней братской стране, охваченной острым политическим кризисом. Одним из результатов этого следует считать мало кем ожидавшееся достижение согласия между недавними непримиримыми врагами — проамериканским Виктором Ющенко и промосковским Виктором Януковичем. Хотя, как показывает столь же внезапный "отъезд" Генеральной прокуратуры РФ от Юлии Тимошенко, здесь Кремль всё же намерен сыграть более сложную игру, балансируя между американскими и немецкими интересами. Хотя вряд ли из этого получится что-нибудь толковое.
Наконец еще две важнейшие темы — Иран и "безопасность" российских ядерных объектов. По первому вопросу Кремль, как можно судить, обязался не препятствовать Вашингтону на уровне международных организаций, если американцы всё же решат ударить по Ирану. Об этом, в частности, свидетельствует антииранское решение МАГАТЭ, принятое после окончания саммита. Единственное что требуется от Буша — придумать для нанесения удара аргументы не настолько шитые белыми нитками, как это было в случае с Ираком.
Что касается "безопасности" ядерных объектов, то и здесь "прогресс" налицо. В июне, как проговорился сенатор Ричард Лугар, Кремль уже дал Вашингтону добро на инспекции 25 таких объектов. Очевидно, что движение к обязательным инспекциям всех объектов идет удовлетворяющими США темпами. Единственное, что омрачает благостную картину, — тревожные голоса русских патриотов, недовольных тотальной сдачей позиций нашей страны в критически важной ядерной сфере. Но и здесь решение, похоже, найдено — тему инспекций исключат из публичного обсуждения и будут решать сугубо кулуарно, чтобы общественность знала как можно меньше.
Итак, по всем важнейшим пунктам в Вашингтоне достигнуто полное взаимопонимание. Это настолько обрадовало Буша, что он, к радости Путина, пообещал не насиловать больше Россию на торговых переговорах, выбивая все новые уступки, и принять нашу страну в ВТО уже в этом году. Иными словами, все остались "друзьями", саммит закончился удачей и Путин покинул Америку "с чувством глубокого удовлетворения".
А ровно через неделю, 23 сентября, Вашингтон через Уильяма Бернса — своего нового чрезвычайного и полномочного посла в Москве — решил послать некий дополнительный мессидж как самому президенту России, готовившемуся в тот момент к телешоу, так и всей нашей так называемой "элите". В малотиражной, но по привычке считающейся респектабельной "Независимой газете" была опубликована его программная статья. На ней следует остановиться особо. Бернс начал с констатации тезиса о важности России для США, объяснив, почему это по-прежнему именно так: "Россия остается самой большой страной на планете. Это единственная сопоставимая с Соединенными Штатами ядерная держава, крупнейший производитель энергоносителей в мире и постоянный член Совета Безопасности ООН. Одним словом, Россия имеет огромное значение для интересов США и будущего миропорядка".
Затем посол похвалил "достижения" либеральных фундаменталистов, составляющих в лице Грефа и Кудрина костяк экономической команды Кремля. Линия Гайдара—Чубайса на деиндустриализацию России, превращение ее в сырьевой придаток Запада протежируется американцами все последние 15 лет и, как дал понять Бернс, будет поддерживаться и в дальнейшем. Вместе с тем, американский посол высказал целый ряд совершенно справедливых критических замечаний. Видимо, таким способом он попытался объяснить российской "элите", в чем именно она "рылом не вышла" и почему не может быть принята на равных в элиту мировую: "На пути к полному раскрытию российского потенциала остаются серьезные препятствия. Серьезной проблемой является падение демографических показателей… Чрезмерная бюрократизация душит экономические нововведения, особенно мелкие и средние предприятия. Коррупция вездесуща и всё более масштабна. Она стала препятствием на пути экономического прогресса… Россия может упустить имеющиеся экономические возмож- ности, если не примет более упорядоченные и прозрачные правила игры и не обретет более сильную и независимую судебную власть. Равным образом тенденция к сверхцентрализации власти в экономической и политической областях мешает росту экономики и повышению ее эффективности и ведет к бессмысленной растрате природных и человеческих ресурсов".
В заключение Бернс сформулировал "плотную повестку дня в экономической области". При этом "наиболее важными и значимыми" ему представляются следующие направления:
— Поддержка продолжающейся интеграции России в глобальные экономические институты. Президент Буш подтвердил президенту Путину, что он сохраняет глубокую заинтересованность в завершении до конца года работы над двусторонним соглашением по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию;
— Формирование подлинного партнерства в сфере энергетики… Российское правительство уже продемонстрировало свою заинтересованность в том, чтобы вопрос энергобезопасности стал центральной темой… Первая нефть с проекта "Сахалин-1", которая поступит на будущей неделе, явится предметным напоминанием о том, что может дать сотрудничество между российскими и американскими фирмами. Эту же мысль подкрепляет объявленный в прошлую пятницу краткий список фирм, допускаемых к Штокмановскому проекту.
Иными словами, речь у посла идет всё о той же ускоренной интеграции экономики России в мировой рынок в качестве сырьевого придатка Запада и о приоритетном допуске американских компаний к нашим энергетическим ресурсам, причем на откровенно грабительской основе — пример: проект "Сахалин-1". Однако, чтобы хоть как-то соблюсти приличия, американский посол выделил еще и такие приоритеты:
— Расширение связей в сферах вне энергетики. Российские человеческие ресурсы под стать ее энергетическим ресурсам, особенно в области сложных промышленных технологий;
— Поддержка усилий России по сохранению высокого потенциала российских человеческих ресурсов путем укрепления российских систем образования и здравоохранения.
Однако к сказанному нельзя относиться серьезно и воспринимать буквально. Либеральная экономическая модель, которую Соединенные Штаты навязывали нам все последние 15 лет, и следовать которой призывают и впредь, ведет к тотальному уничтожению российских человеческих ресурсов, сложных промышленных технологий, систем образования и здравоохранения. Не понимать этого в Вашингтоне не могут — не полные же они идиоты! Следовательно, главный мессидж Бернса российской "элите" как раз и заключается в том, что интересы правящих кругов США, как и раньше, состоят в ускоренной деградации экономики России, что должно в конечном итоге увенчаться политической фрагментацией нашей страны. Никаких изменений в этой "генеральной линии" Вашингтона нет и ожидать их не приходится.
1.0x