| | | | |
Павел Былевский
ДИСТИЛЛИРОВАННЫЙ СТИЛЬ
Эй вы, из оппозиции, кто там кричит: "Путина — к ответу!", давайте, приступайте к конструктивному диалогу: президент даёт ответы на любые вопросы в прямом эфире! Съёмочные площадки в двенадцати городах, более миллиона вопросов, три часа президентского времени, в прямом эфире не переставая, на три минуты дольше, чем год назад, где Книга рекордов Гиннесса? Не желаете ли испытать счастья и попытаться бросить в лицо тому, кого вы считает главным виновником сегодняшних бед России, железный вопрос, "облитый горечью и злостью"? Любой россиянин, в том числе даже коммунист или патриот, имеет шанс пробиться и лично пообщаться с Владимиром Путиным! Сыграй в телевизионное "Путинказино", заботливые владельцы которого установили самые справедливые правила!
А нужно ли вообще президенту общаться в прямом эфире сразу со всеми россиянами, отвечать на их любые вопросы? Наверное, кому-то и зачем-то на самом деле нужно, раз на постановку всероссийского телевизионного шоу были затрачены немалые ресурсы, а Президент Владимир Путин пожертвовал несколько часов своего драгоценного президентского времени. Для развития общества необходимы живые институты политической жизни, напряжённая работа общественной мысли, и администрация Президента при помощи придворных пиарщиков их лихорадочно имитирует.
Выборы депутатов Государственной думы выхолощены, на три четверти полностью управляемы? Значит, нужно создать ещё какую-нибудь "общественную палату" для "независимой экспертизы" принимаемых законов. Говорят, что Референдуму по важнейшим социально-политическим вопросам, который собирались провести КПРФ с союзниками, заткнули рот? Но зачем задавать какие-то провокационные вопросы абстрактному "народу", если на все-все вопросы достаточно ответов одного-единственного человека, который знает всё на свете — и про всё, и про всех?
Смотрите, слушайте, принимайте личное участие, если повезёт — в прямом эфире "прямая линия", телевизионное ток-шоу, Президент всех россиян Владимир Путин отвечает на любые вопросы! Так же, как синтезируют "ароматизаторы, идентичные натуральным", так же на основании данных социологических опросов выбирают значимые для населения темы придумывают значимые для всех, но безопасные вопросы, подбирают на них правдоподобные, богатые разнообразной нейтральной фактурой, но, по сути, бессодержательные ответы. Ничего острого, всё самое диетическое, пусть и пресновато, главная заповедь пиарщика — "не навреди"… самому себе и заказчику.
Готовила телевизионное "президент ток-шоу" очень серьёзная и большая машина. Все вопросы россиян записывались телефонистками или на автоответчик, фиксировались и те, что приходили по электронной почте или SMS. Вопросы-ответы, которые звучали "в прямом эфире" в ходе "непосредственного" общения Президента с народом, проходили двойной фильтр. Вопросы согласовывались "на входе", ответы — "на выходе", перед тем как лечь в бегущую строку или "суфлирующий" наушник. Сонм аналитиков тщательно отбирал из всех вопросов наиболее подходящие, а целая банда спичрайтеров, консультируясь со специалистами во всех ведомствах, заранее писала ответы Путина.
Ток-шоу готовилось и проводилось с тщательностью крупнейшей секретной спецоперации. Ответственность высока — отдельные элементы прямого эфира и в самом деле присутствовали, без массовки на съёмочных площадках также было никак не обойтись. Тщательно отбирались кандидатуры не только тех, кто в прямом эфире задавал вопросы президенту, но и всех тех, кто находился поблизости. Анкетные данные, психологические характеристики, прогнозируемые модели поведения — срывы недопустимы. Правда, в Воркуте охранники вышибли зубы пенсионеру, который несанкционированно решил задать вопрос про отмену льгот — но ведь на похожий вопрос Путин ответил, и с пострадавшим быстро разобрались…
Вся система организации телевизионного ток-шоу напоминала гигантский перегонный аппарат, который из самого острого и неудобоваримого жизненного материала на выходе выдавал дистиллированную пресную водичку. Были отдельные оригинальные вкрапления в общий текст вопросов-ответов: кабардинец по фамилии Балкаров спросил об остроте межнациональных отношений… в Грузии. Путин отказался конкретно раскрыть свои музыкальные пристрастия, чтобы "не вызвать неблагоприятного резонанса на рынке" шоу-бизнеса. Но разве могут крупинки гранита повлиять на чистоту и прозрачность дистиллированной воды?
В "прямом эфире" не прозвучало ни одного сколько-нибудь важного, значимого вопроса о том, куда движется наша страна, какое будущее ожидает народ, всех нас. Все беды, боли, мечты и надежды возгонялись до субстанции чистого водяного пара, до мелочёвки статистической цифири, разного уровня подстатей различных статей бесчисленных законов. К президенту страны обращались как к юрисконсультанту, справному работнику местной жилищно-коммунальной конторы, эксперту средней руки какого-нибудь аналитического центра, наконец, просто как к "хорошему парню, с которым можно иметь дело".
Трудно сказать, действительно ли народ задавал только такие вопросы, не ожидая от этого президента большего, или так лепили образ "одного из нас" кремлёвские пиарщики. Только сам Путин не возражал, а с упоением играл роль многословного всезнайки, не огорчаясь, что она — "второго плана". Не прозвучало вопросов ни про Беслан, ни про Ходорковского. Наверное, только шизофреник или нераскаявшийся мечтатель вроде Димы Якушева мог спросить Путина про планы развития отечественной науки и промышленности, строительства новых дорог и городов в Сибири или полётов к Марсу… Но такие или не задавали подобных вопросов, а остальные и не ждут от "такого, как Путин" ничего "сверхъестественного". "Не вождь и не мыслитель", одним словом, не пророк и не мессия, просто клерк, пусть и самый главный.
Более всего в восхитительные минуты "президент-шоу" на экране телевизора Владимир Путин напоминал позднего Михаила Горбачёва. Когда коммунист-ренегат завёл страну в тупик, оказался перед гордиевым узлом неразрешимых противоречий, на острые вопросы он отвечал длиннющими бессодержательными "поливами". Мы с друзьями соревновались: кто лучше вспомнит, о чём именно так долго только что говорил Михаил Горбачёв? Потом на спор "гнали телеги" про перестройку в его стиле, развлекались, кто дольше не кончит. Кончилось всё очень плохо: развалом СССР, запретом КПСС. "Дистиллированный стиль" Владимира Путина — это "безалкогольная бормотуха" Михаила Горбачёва сегодня. Дистиллированная "кремлёвочка", политическая поп-философия, которую презентовал во время телевизионной "прямой линии" президент Владимир Путин — грозный симптом для народа России. Прошедшее теле-шоу одновременно говорит и о политической апатии общества, и об интеллектуальной дистрофии правящих классов.
1.0x