Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 4 октября 2005

НА «ДВОЙКУ»

| | | | |
Денис Тукмаков
НА «ДВОЙКУ»

На вопросы о российской системе образования на телемосте "Кремль-Россия" Путин отвечал часто и помногу. Вовсе не потому, что тема эта так живо волнует наш народ: он-то в телемосте не участвовал. Тщательно подготовленные вопросы про школы, вузы, зарплаты, гранты и утечку мозгов, заданные президенту отсортированными гражданами, нужны были лишь как предлог для того, чтобы Путин, работая на упреждение, подкинул сразу несколько лакомых кусочков преподавателям, учащимся и выпускникам в рамках глобальной "социальной взятки", которой власть, расщедрившись, решила облагодетельствовать Россию. Количество и разнообразие этих кусочков предполагало, что теперь-то мы должны визжать от восторга, вглядываясь в очерченные президентом светлые горизонты российского образования. Что же мы услышали?
По школе. В основном Путин здесь блистал цифрами прибавок и грантов, которые государство планирует выделить отдельным учителям и школам. Это лишняя тысчонка классным руководителям полностью укомплектованных классов (поди отыщи их в сельских школах и малых городках!). Это дополнительные гранты 10 тысячам лучших учителей по 100 тысяч рублей (десять тысяч учителей — это 0,6% от общего их количества). Это гранты по миллиону рублей для трех тысяч школ ежегодно на оборудование, учебники и учебный процесс (это менее 5% от всех школ России). Наконец, это 5 тысяч грантов по 60 тысяч рублей для тех школьников и студентов, что проводят "интересную и перспективную исследовательскую работу" (пять тысяч ребят — это вообще капля в море). Еще Путин пообещал вернуть учащимся льготы на проезд (которые, дескать, оттяпали нехорошие губернаторы). И еще — повышение средней зарплаты учителей до 6000 рублей к концу 2006 года. Всё, на большее у родимого государства денег нет.
Тут важно отметить планируемый переход оплаты труда учителей на "отраслевую систему" — об этом Путин сказал дважды. Что это значит, он пояснил так: "...чтобы заработная плата учителя зависела не столько от количества уроков, которые он преподает, а от качества преподавания, зависела бы от стажа, от многих других компонентов. Но не была бы связана… с загрузкой, с тем, чтобы в конце концов разгрузить и школьников, на которых все больше и больше мы наваливаем и наваливаем нагрузки и она уже становится во многих случаях, на мой взгляд, запредельной". Как и кем будет определяться "качество преподавания", неизвестно; что еще за "многие другие компоненты", помимо стажа и количества часов — тоже неясно. Зато понятно одно: школьников будут "разгружать" — слишком много физику с математикой учат, понимаешь. Лучше б в футбол играли!
Среди вопросов Путину проскочил и такой: "Доволен ли президент школьной реформой? Сам он учился бесплатно". Путин принялся отвечать, но про платность не сказал ни слова, зато прошелся по Единому госэкзамену, который, по его словам, пока только "эксперимент", который "в целом, можно сказать, себя оправдывает" в одной из частей, хотя и критикуется ведущими вузами страны. Словом, дрянь этот ЕГЭ. Ни про государственные именные финансовые обязательства, ни про финансирование школ, исходя из количества учеников в них, Путин не проронил ни слова.
Про реформу высшего образования, сутью которой станет приватизация большинства государственных вузов страны и перепрофилирование их в угоду прихотям новых владельцев, Путин не сказал практически ни слова. Когда студентка из Воркуты сообщила ему, что Ленинградский горный институт закрыл в их городе свой филиал — "единственный институт, который позволяет бесплатно обучаться воркутинцам" — Путин в ответ пропел осанну С-ПГГИ, посетовал, что, мол, "очень жаль, что проблемы финансового характера не позволяют не только расширить, но и сохранить объем деятельности" вузов и пообещал постараться решить вопрос с воркутинским филиалом в частном порядке, поговорив с ректором Горного института (чье отчество он еще и переврал, хотя тот был его собственным научным руководителем — и ведь президент лично отбирал вопросы, готовился к ответам!). Об общей практике перехода к платному образованию, о десятках и сотнях случаев, аналогичных воркутинскому, речи не было.
Затронул Путин и тему "утечки мозгов" выпускников вузов, которые в массовом порядке уезжают из страны. Для начала он не без гордости заметил, что это показатель "спроса" на наших спецов. Потом с той же гордостью заявил про то, что "у нас обеспечена свобода передвижения и право выбора". А потом долго и путано говорил о каких-то "технико-внедренческих зонах", которые правительство планирует начать создавать со следующего года где-то по России. Там-то, дескать, и будут работать молодые российские специалисты, привлеченные высокими заработками, правовыми условиями и налоговыми льготами. И для них же будет создана система "инновационных вузов", поддерживаемых правительством материально, причем попадать в этот список институты страны должны на конкурсной основе. Сколько же станут получать наши юные ученые, дабы не польститься на западные харчи? Путин открыл эту ошеломляющую цифру — не менее 30 тысяч рублей к 2010 году! Целых тысяча сто баксов в месяц, представляете? Оксфорд с Гарвардом отдыхают, Силиконовая долина курит вприсядку.
В целом тема российского образования, как она существует в мозгу у Путина, производит жалкое впечатление. Никакого видения будущего — с глобальной конкуренцией и вызовами XXI века, с ассиметричными ответами, научно-технической революцией и сосредоточением усилий на важнейших направлениях — от космических и ядерных исследований до биохимии и фармакологии, — с совершенствованием русских научных школ и продолжением фундаментальных традиций русских вузов, со стратегией подготовки десятков миллионов кадров для новой России. Одно лишь треньканье про копеечную зарплату учителям и копеечные гранты ученикам.
Садитесь, Путин, "два"!
1.0x