| | | | |
Владислав Шурыгин
ПОЛЁТЫ ПУТИНА НА ЯДРЕ
Об обороне наш президент всегда любил поговорить. А уж полетать "на халяву" на боевом самолёте, пройтись перед телекамерами в гермошлеме и лётном "комбезе", постоять перед корреспондентами в "спецухе" на мостике подводной лодки — вообще особый кайф для Президента. Это и понятно — в КГБ, где он смог подняться лишь до подполковника, и штатный "пээм" таким, как он, выдавали не часто. А так всё больше в городском тире из пневматической винтовки приходилось демонстрировать мужественность. Зато теперь наш орёл-президент лучший друг всех лётчиков и брат всем подводникам.
Вот и на прямой линии с народом об армии и оборонном комплексе говорил он много и с воодушевлением. Так здорово, что от его слов сознание просто туманилось от грядущих перспектив и свалившегося на оборону счастья. Правда, чуть позже пришло некоторое горькое состояние ума, обычно именуемое в народе похмельем. Потому как слова нашего президента и реальность оказались весьма далеки друг от друга. Впрочем, предоставим слово фактам.
"Прежде всего хочу сказать, что все-таки за последние годы с точки зрения финансового оздоровления оборонных отраслей производства сделано очень многое. Это касается и погашения долгов, это касается заказов, это касается сохранения рабочих мест и развития высокотехнологичных производств", — тожественно заявил Путин.
А вот что по этому поводу говорит директор Московского НИИ теплотехники, генеральный конструктор ракетных комплексов "Тополь-М" и "Булава" Юрий Соломонов: "…Программа развития стратегических ядерных сил наземного и морского базирования находится под угрозой срыва. Российским ВПК уже утрачено более 200 стратегических оборонных технологий. При изготовлении отдельных компонентов ракет сырье для них уже не производится в России". Так, в России осталось всего около 100 килограммов угольной ткани для производства конструкций ракет. Этого хватит на изготовление половины одного элемента ракеты, а таких элементов в ракете порядка десяти!"
"Последние 3 года работа на уровне срыва", — сказал Соломонов. По его словам, если в ближайшие два месяца не будут приняты меры, то в 2005 году гособоронзаказ по производству "Тополя-М" и "Булавы" может быть сорван. "В 2004 году уже два раза приостанавливали серийные работы по "Тополю-М". Это был последний звонок", — подчеркнул Соломонов.
"До сих пор не оплачена продукция, изготовленная в 2003 году, — заявил Юрий Соломонов. — Это та техника, которая уже поставлена в войска. Я уже не говорю о том, что ее стоимость не индексируется. Господин Греф назначает дефляторы, установленные по уровню обесценивания потребительской корзины, — 12%, а официально согласованное с Минэкономики удорожание ракетной техники к концу года составляет 29%. Разницу нам никто не покрывает".
"По прошлому году объем продаж составил где-то около 5 миллиардов долларов, но впервые преодолен, сказал бы так, психологический барьер, а именно: более этой суммы Вооруженные Силы России начали закупать для себя. То есть мы тратим на переоборудование — переоснащение, точнее, Вооруженных Сил, уже больше, чем выручка от продажи наших вооружений за границу", — бодро окрылил всех россиянцев Владимир Владимирович.
Слова, конечно, красивые, но только за 5 лет путинского правления Вооружённые Силы России получили аж целых 15 танков Т-90 (обещают ещё 91 в 2005 году!) 40 бронетранспортеров БТР-80, 24 самолёта Су-27 (все машины, выпущенные ещё до 1991 года и прошедшие модернизацию, но 17 будут переданы ВВС лишь в 2005 году), 6 таких же модернизированных штурмовиков Су-25, три стратегических бомбардировщика Ту-160 (из которых 2, прошедшие модернизацию ранее выпущенные машины), шесть военных спутников и четыре ракеты-носители для их запусков, 2 ударных ночных вертолета Ми-28Н, 2 ударных вертолёта Ка-50. Вот и всё…
"Конечно, наше оружие пользуется заслуженным авторитетом в мире, заслуженным авторитетом, — напомнил Путин зрителям. — Это касается и авиации, это касается и систем противовоздушной обороны, БМП, стрелкового вооружения и так далее — много всего: это и флот, корабли боевые и вооружение для кораблей". И это действительно так. За те же пять прошедших лет вооружённые силы Индии — чей военный бюджет в разделе "закупки вооружений" почти равен российскому — получили более 250 новейших боевых самолётов различных модификаций, ещё 150 самолётов пройдут в ближайшие три года модификацию. Армия и ВМС получили более 80 вертолётов (из них 48 от России), 300 новейших танков, 5 кораблей, из которых 1 авианосец и 3 подводные лодки, кроме того, не менее 5 подводных лодок пройдут глубокую модернизацию. Вот что значит ПЕРЕВООРУЖАТЬ армию!
"Но все-таки многое происходит и с точки зрения переоснащения нашей армии, — бодро вещал "главковерх" Путин. — Это касается современных танков: впервые будут закуплены большие партии новых танков для армии". В 2004 Вооружённые Силы России получили 15 танков, в этом году было обещано поставить 90 танков. Военные эксперты говорят, что в следующем году объёмы поставок танков вряд ли увеличатся. Хочется узнать, что вкладывает наш президент в понятие "большие партии" — штучное производство? Хочется напомнить, что сегодня из 20 000 танков, стоящих на вооружении Российской армии, 9 000 танков — практически каждый второй — стоят мёртвым грузом в боксах по причине полного исчерпания ресурсов и требуют как минимум капитального ремонта и модернизации. При замене их со скоростью 90 танков в год только на замену вышедших из строя танков потребуется СТО ЛЕТ!
"Мы выходим уже на испытание новых модернизированных ракет, которые будут использоваться как для моря, так и для суши. Мы начинаем закупать новые баллистические ракеты, в том числе мобильные комплексы. Мы продолжаем разрабатывать высокоточное оружие, в испытании которого — вы, наверное, тоже видели — я недавно принимал участие. Это ракеты дальнего радиуса действия и высокоточные", — пообещал президент.
А вот что говорят цифры. В 2005 году Минобороны закупило целых семь межконтинентальных баллистических ракет. В планах будущего года это количество фактически не изменится. Много это или мало? Давайте посчитаем. Если сегодня в составе РВСН числится почти 600 ракет, то только для замены выходивших свой ресурс 150 ракет РС-36М УТТХ и Р-36М2 "Воевода" и 36 ракет РТ-23 УТТХ "Молодец", которые в ближайшие 3-5 лет будут сняты с боевого дежурства, при сегодняшних "темпах" нам перевооружения потребуется "всего"… 26 лет! Боюсь, что к тому времени даже от ныне закупленных семи ракет останется только куча металлолома…
При этом стоит упомянуть, что снимаемые с боевого дежурства ракеты сегодня составляют основную ударную силу РВСН России и несут 1860 боевых блоков, а заменяющие их "Тополя" по одному. То есть вместо 1860 "блоков", способных при одновременном старте и концентрации в "окне прорыва" со стопроцентной вероятностью "проломить" любую перспективную американскую ПРО, мы получим примерно через 27 лет 180 "блоков", которые будут вполне по силам созданной к тому времени ПРО США. Как говорится — комментарии излишни!
"Но планы развития авиации, конечно же, существуют и планы строительства новых самолетов, в том числе и самолета пятого поколения. — Путин как лучший друг всех лётчиков, конечно, не мог обойти любимый вид Вооружённых Сил. — Я имею в виду, конечно, истребительную авиацию в данном случае. Планы оснащения новейшей техникой существуют. Я знаю о проблеме ГСМ и о проблеме подготовки молодых летчиков. Помню о том, о чем многие и, может быть, некоторые из тех, кто присутствует сегодня, говорили: о тренажерах, о других видах техники, необходимой для подготовки молодых летчиков".
А теперь цифры: из 1 800 боевых самолётов Российских ВВС больше 1200 сегодня прикованы к земле и нуждаются в капитальном ремонте или регламентном ремонте, для которого просто нет денег и запасных частей. Половина этого парка нуждается в замене или капитальном ремонте двигателей, что составляет фактически треть стоимости самолёта. При этом специалисты откровенно говорят, что часть из этих машин восстановить уже просто не представляется возможным по причине того, что некоторые стоят уже больше 10 лет и почти полностью разукомплектованы. И если в год российские ВВС и дальше будут получать по 17 самолётов в год, то ТОЛЬКО НА ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ БОЕВОЙ АВИАЦИИ УЙДЁТ СТО СЕМЬ ЛЕТ!
Упавший в Литве Су-27, который пилотировал майор Валерий Троянов, имел в своих баках керосина лишь на час полёта, и главной причиной падения самолёта специалисты сегодня всё чаще называют слабый уровень подготовки лётчика, который с начала года налетал всего около семи часов и был просто не готов к полётам в столь сложных погодных условиях и отсутствия достаточного количества топлива на борту (менее 25%), которое не позволило лётчику покинуть район плохой погоды.
Так, что все рассказы нашего Президента о блестящих перспективах нашей армии и оборонки всё больше напоминают рассказы известного барона Мюнхгаузена про полёты на пушечном ядре…
1.0x