Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 20 сентября 2005

СЛОВО ОТ САВВЫ

| | | | |
Савва Ямщиков
СЛОВО ОТ САВВЫ

Два почти последних года прошли у меня во встречах с замечательными людьми, занятыми в различных областях русской науки, культуры, литературы, спорта и служителями церкви. Не опустились у всех этих подвижников руки в смутное наше лихолетье, не обсуждают они с болтливыми чиновниками и продажными журналистами, какой должна быть национальная идея, продолжая бескорыстно служить идеалам добра и красоты и приносить пользу людям.
Цикл "Созидающие" — родное детище газеты "Завтра", озвученный ещё и на "Народном радио", стал для многих современников глотком свежего воздуха, ибо мои собеседники помогли им не растерять нравственные и духовные ориентиры, когда незваные "хозяева жизни" неистово празднуют грязный и кровавый пир во время чумы. Если собрать воедино все письма читателей и слушателей, они станут ярким свидетельством того, что не до конца уничтожена Россия горбачёвско-ельцинскими реформами. Не удалось их певцам, всем этим киселёвым, курковым, попцовым, сорокиным, венедиктовым, сванидзам и шендеровичам — суетливым машинистам "красного колеса", запущенного в России бакуниными, нечаевыми, троцкими поставить весь народ на колени, заставив его молиться у алтаря американской пропаганды и пресмыкаться перед клинтонами, бушами, бжезинскими и соросами.
Начиная беседы с созидающими, я не представлял, сколько интересного откроется мне на встречах с людьми, которых вроде хорошо знаю, со многими давно дружу и стараюсь соответствовать их гражданским идеалам. Каждый диалог стал подлинной исповедью, откровением, желанием рассказать людям о самом насущном, вдохнуть в них надежду и уверенность в завтрашнем дне. Сорок бесед сложились в насыщенную глубокими размышлениями панораму, и сейчас готовится к печати книга, объединившая все 40 ярких портретов моих созидающих. Я же хочу на время отодвинуть встречи с другими славными созидателями, ибо каждая из них требует максимальной концентрации, ответственности за слова и факты и полной внутренней отдачи. Надо набраться сил перед будущими диалогами.
В открывающейся сегодня рубрике я буду рассказывать о тех удивительных созидателях, с которыми меня счастливо свела судьба, но не довелось специально и целенаправленно побеседовать. Память — одна из главных составляющих любой национальной идеи. Либеральные наши "властители дум" стараются или вычеркнуть понятие памяти из обихода, или извратить его смысл до неприличия. Заставить людей забыть прошлое, подменить его сомнительными "демократическими" ценностями — главная задача разрушителей Отечества. Воспоминания о светлых людях и их благородных деяниях станут чередоваться с рассказами о дне сегодняшнем. Занимаясь основным делом всей жизни — сохранением и возрождением историко-культурного наследия России, не могу я оставаться в стороне от общественных процессов, затрагивающих судьбу каждого архитектурного памятника, каждой старой иконы или редкого памятника, каждого талантливого литературного произведения, а главное, влияющих на нравственное состояние нации, переживающей тяжёлые времена.
СЕРБИЯ, БОЛЬ МОЯ!
Лучше поздно, чем никогда! Через шесть лет после чудовищных злодеяний американских хозяев мира и их европейских сообщников, на глазах у недоумевающего человечества обрушивших снаряды с надписью "Поздравляем с Пасхой!" на сербские территории Югославии и планомерно уничтожавших православную нацию, государственное телевидение России (ВГТРК) откликнулось на преступные действия высокообразованных вандалов патриотическим репортажем специального корреспондента Аркадия Мамонтова — одарённого и добросовестного журналиста. Рад, что замысел создания документального телепротеста родился не без моего участия. Репортаж "Косово" сделан профессиональными руками: режиссёрское и операторское мастерство, образный, проникновенный язык ведущего сочетаются здесь с пониманием и сочувствием авторов к глобальной трагедии сербского народа. Сегодня, когда в Косово постоянно льётся кровь, уничтожаются жилые кварталы сербов, разрушаются древнейшие монастыри и художественные шедевры, занесённые в "золотую книгу" мирового искусства, поражает цинизм телекомментаторов, вещающих в России. Как надо ненавидеть "эту страну" пронырливому, из пиджака иногда вылезающему диктору НТВ Пивоварову, чтобы с пафосом восклицать: "Опять русские братушки лезут помогать Балканам. Забыли они, какой печалью оборачивалась такая политика". Проплаченные и ухоженные пивоваровы и вацуевы, конечно, не помнят о Шипке или памятнике царю-освободителю Александру II в центре Софии, не должны они знать, какими узами связаны судьбы России и Сербии, если об этом забыли Ельцин, Черномырдин и глава российского МИД Иванов в страшное лето 1999-го. Видя, как глава иностранного ведомства сдаёт православных братьев, обнимается со звероподобными Соланой и Олбрайт, вспомнил я, как в августе 1991-го Игорь Иванов возмущался ельцинской сворой, устроившей концерт у Белого дома. Поверил я тогда воспитаннику суворовского училища, думал, что искренне презирает он своего шефа, "хитрого лиса" Шеварднадзе и от души предлагает нам объединить усилия в борьбе с новоявленными троцкистами. Поверил, да просчитался. Зато безразличное поведение российского посла в ЮНЕСКО Сидорова, промолчавшего, когда все мировые СМИ рассказывали и показывали пылающие охраняемые этим ЮНЕСКО памятники искусства и истории, меня не удивило. Он же рулил нашей культурой — удобный и угодный Ельцину министр. Именно к нему приписался в замы, для виду посоветовавшись со мной, пронырливый клерк от искусствоведения Миша Швыдкой, отказавшись от поста директора Института истории искусств. Раньше этот солиднейший центр возглавляли Игорь Грабарь и мой учитель — подлинный знаток мировой культуры В.Н.Лазарев, а теперь, видите ли, балабошке Швыдкому он мелковат. Интересно, смотрели трагический мамонтовский репортаж "Косово" Иванов, Сидоров и Швыдкой? Может, их прошибла слеза, может, захотелось им возжечь покаянные свечи за свои грехи. Может быть…
РУССКАЯ КЛАССИКА И НОСОРОГИ
"Весь мир насильем мы разрушим" — слегка изменённые строки "Интернационала" поместили на своих знамёнах опьянённые революционным угаром деятели культуры, рушившие духовное наследие прошлого. Как бесновались футуристы, призывая уничтожать музейные собрания, выбрасывать на свалку истории красоту, мир спасающую. Даже чистую душу Есенина, всеми корнями связанного с многовековым крестьянским ладом, опалил бесовской огонь троцкистских пожарищ. К счастью, угар разрушения быстро миновал поэта, за что с ним зверски рассчитались упыри чекистские, не простившие творцу возвращение к Богу. А вот Мейерхольд до конца прошёл ухабистый и мрачный путь реформаторства и надругательства над прекрасным. Предав анафеме Станиславского и его идеи, будет он потом искать защиты у благородного, глубоко верующего наставника, приютившего отступника, травимого беспощадными революционными друзьями. Дождутся те кончины Станиславского и полной мерой воздадут Мейерхольду за так нравившееся им его толкование Гоголя, Островского и других незыблемых литературных авторитетов.
Шатания и шараханья Мейерхольда, Малевича и им подобных, оказывается теперь, были сладкими ягодками по сравнению с беспределом, творимым их нынешними последователями. Куда основоположникам революционных экспериментов, получившим классическое образование в царских гимназиях и университетах, до всякого рода фокиных, розовских, захаровых, житинкиных и виктюков, учившихся в заведениях с обязательными курсами истории КПСС да диамата с истматом. Эти "гении" препарируют классику, запоздало откликаясь на призыв ненавистного им вождя: "Гоголи и Салтыковы-Щедрины нам нужны". Сколько "Ревизоров", "Мёртвых душ", "Чаек", "Вишнёвых садов", "Гроз" и "Карениных" осквернили безжалостные эксгуматоры классического наследия, заставив героев материться, творить крутой секс, плеваться в зрительный зал. Действие пьес они переносят в наши дни, не моргнув и глазом, Чичикова превращают в олигарха, а Хлестаков у них ревизует тюменские нефтескважины. Главная цель всех без исключения горе-режиссёров — надсмеяться над русским народом, наделить его своими пороками, исказить историю и помочь Отечеству поскорее оказаться на дне пропасти.
На минувшей неделе свои ушаты грязи в незамутнённый родник русской истории и культуры вылили два верных попутчика "гарвардских мальчиков", рушащих государство — Парфёнов и Лунгин. Первый радостно продолжил многолетнее путешествие попрыгунчика по дорогам нашей истории, начавшееся ещё в дни пушкинского юбилея. Как обидно стало после пошловатых серий за героев обороны Севастополя, о которых даже противники отзывались в превосходной степени, называя их действия подвигом и ставя поражение то выше иной победы. "Война в Крыму, всё в дыму…" — ёрнически недоговорённой прибауткой сопровождаются все ужимки бездарного череповецкого актёришки, изображающего императоров, полководцев, воинов и литераторов. На фоне трагических картин Севастопольского сражения Парфёнов ведёт себя столь же развязно, как и во время съёмок дорогого по форме (в долларах) и дешёвенького по сути юбилейного фильма о Познере — кумире и учителе шкодливого Парфёнова.
Пакостное впечатление от лунгинского "Дела о мёртвых душах" сопоставлю разве что с грязцой его же скабрезных фильмов о нынешней России. Вот как оценил труд скабрезника и образованца Лунгина писатель Игорь Золотусский, отвечая на вопрос ошарашенного антигоголевским зрелищем журналиста: "Эти господа позволяют себе гадить на людях, осквернять святыни, а признаки элементарного приличия им чужды". Вместе с блистательным знатоком творчества Гоголя вот уже который год добиваемся мы открытия первого музея великому творцу в России, чей двухсотлетний юбилей не за горами. Лунгины же и Фокины вносят весомый вклад в поругание самой памяти писателя, "смеявшегося сквозь слёзы", плюют в святой источник, ибо давно уже черпают воду из колодцев, заражённых бациллами бескультурья и цинизма. Ученическая режиссёрская работа блистательного актёра Алексея Баталова, снявшего свою проникновенную "Шинель" — вот образец, достойный подражания.
ШВЫДКОЙ НЕ ТОНЕТ!
Два месяца вся страна следила за сымпровизированным шоуменом Швыдким судебным иском к министру культуры А.С.Соколову, уличившему своего предшественника в чиновничьей нечистоплотности. Засоривший до тошноты телеэкран своим изображением, Швыдкой представил очередной выпуск "Культурной революции" под названием "Швыдкие не тонут". Комедия оказалась пирожком без начинки и шоумен министра великодушно "простил". Намедни я спросил минкультовского чиновника: "Как стоят дела Соколова?" — "Прочно", — последовал уверенный ответ. Поинтересовался я вослед положением дел председателя ФАКК (агентство по культуре и кинематографии) Швыдкого и снова услышал: "Прочно". Если у умного агента при губернаторе (министре) прочно, значит, будет продолжать он измываться над многострадальной культурой. Так я подумал после краткого разговора и убедился в своей правоте тотчас, посмотрев новости НТВ и газету "Коммерсант", пропагандирующие международное биеннале искусства в Москве. Только ленивый не обвинит Швыдкого в разбазаривании миллионов долларов, нынешней весной отстёгнутых из госказны на чудовищные мероприятия. "Коммерсант" пишет: "Чего стоила одна гигантская жёлтая сосулька, наросшая на стоке нужника" (кстати, расположенного в одном из помещений, приписанных к Историческому музею), и "по этой части Московская биеннале не уступала Венецианской". Но зато чучело Льва Толстого, сидящее в клетке с живыми курами, гадящими на писателя и его рукописи, переплюнуло даже самые смелые проекты продвинутого Запада. Недаром же наградил автора очередной пакости добрейший Церетели золотой медалью Академии художеств, которыми раньше венчали успехи Брюллова, Иванова, Сурикова и им равных. Болтливый донельзя Дондурей и бесстыжий Гельман сравнили первое биеннале в Москве с конкурсом Чайковского и Международным кинофестивалем, а значит, на следующую такую вакханалию Швыдкой "стырит" у государства долларов поболе нынешнего. "Г-н Швыдкой, неоднократно заявлявший в ходе коллегии, что он сам остановился в художественном развитии на Шишкине (каково кокетство?), а своё отношение к современному искусству выразивший цитатой из Льва Толстого: "Еврея любить трудно, но нужно" (проверить подлинность), вдруг сказал, что в первой биеннале ему не хватало радикализма".
Так что борьба наша за прочное положение Соколова закончилась сегодня пшиком: "Швыдкой не тонет!"
1.0x