Авторский блог Олег Щукин 03:00 20 сентября 2005

РЯД ВОЛШЕБНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ...

| | | | |
Олег Щукин
РЯД ВОЛШЕБНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ...
Власть и оппозиция в Белогорье
ПРЕДПРИНЯТАЯ ПРЕЗИДЕНТОМ Путиным по инициативе нынешнего полпреда в ЮФО Д.Козака административная реформа 2004 года, составной частью которой стала назначаемость губернаторов и других руководителей субъектов Российской Федерации, вызвала заметные изменения политического пейзажа страны и поведения ряда его обитателей.
Одним из первых горячо одобрил новый порядок установления "властной вертикали" с 1993 года командующий Белгородской областью Евгений Савченко. В отличие, например, от Юрия Лужкова, который долгое время настаивал на сохранении выборности региональных руководителей. Как язвительно заметили критики, на очередные выборы Евгений Степанович идти по Уставу области уже не мог, а снова переписывать его не решался — особенно в свете заявлений Путина об отказе от третьего президентского срока и нерушимости Конституции 1993 года. Поэтому надежда оставалась лишь на то, что Кремль попросту переназначит проверенного и абсолютно лояльного руководителя на пост губернатора, или, на худой конец, найдет ему какую-нибудь непыльную государственную службу — вот ведь даже саратовского коллегу Аяцкова, на которого — чур нас! чур! — и уголовное дело было завели, сделали же, в конце концов, Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Беларусь…
Однако все инициативы белгородского губернатора в данном направлении почему-то оставались без ответа, пока ему якобы не сообщили из администрации президента, что "вопрос о доверии" может быть поставлен не ранее ноября. А на 16 октября назначены выборы в областную Думу. Всё чин чином — 18 депутатов по партийным спискам, 17 — по одномандатным округам. Поневоле задумаешься, что бы это всё значило…
Но думы думами, а предвыборные технологии за время правления отработаны белгородской администрацией до совершенства. С "Единой Россией" всё вроде бы ясно — "партия власти" она "партия власти" и есть, хоть в Центре, хоть на местах, губернатор — руководитель регионального отделения и номер один в списке. Разумеется, менять губернаторское удостоверение на депутатский мандат он не собирается, но пресловутый "административный ресурс" в этом случае работает на все сто, а не, скажем, на девяносто девять… То есть свои 40-45% по списку и 100% на местах кандидаты "Единой России" соберут, и к бабке не ходи. Около 10% будут голосовать "против всех" — значит, большинство в 26 голосов из 35 возможных обеспечено. Остается девять условно свободных мандатов. Как с ними быть? Забрать всё себе — овчинка выделки не стоит, да и накопившийся протестный пар надо как-то выпускать. Значит, разделить между оппозиционными партиями — и вся недолга. Скажем, коммунистам — пять, "жириновцам" — два, а "родинцам", так и быть, — тоже два. Почти как в Государственной думе. И комар носа не подточит — благо, у главы губернаторского аппарата Олега Николаевича Полухина, "серого кардинала" области, работа с этим беспокойным контингентом давно и прочно отлажена. Зря, что ли, в нынешнем составе областной Думы не осталось ни одного коммуниста, хотя двое прошли именно от КПРФ? Переманили их на свою сторону — методов ведь немало: кому квартиру дать, кому детей в институты-на работы пристроить, кому и пальцем погрозить, да при необходимости — не одним, а уж совсем непонятливым — "козу" сделать. Ведь толку от этой оппозиции, право слово, никакого: только под ногами путаются да народ мутят — то то им мешает, то это им не так… А, между прочим, Белгородская область на фоне своих соседей, где серьезного сырьевого производства нет, смотрится, как картинка. Ну, почти… Не голыми же и босыми областным руководителям ходить, право слово…
Только со столичными гостями — беда. Вот кто может воду всерьез замутить — мэрская супруга Елена Батурина с братом Виктором из "Интеко". Причем брата этого, по слухам, уже активно сватают на губернаторское место. А что — Шанцева в Нижний, Бооса в Калининград; если их можно, почему Батурина нельзя? И у них — денег просто немеряно, плюс свои предприятия в области, плюс сто тысяч гектаров земли, плюс непонятно куда при случае московские хозяева ГОКов и Оскольского комбината повернут…
Как в воду, как в воду глядел белгородский лидер. Не успел областной ЦИК зарегистрировать проконсультированный список ЛДПР (говорят, целых два места в областной Думе им пообещали-прогарантировали "на основе опросов общественного мнения"), не успел местный руководитель с этой радостной вестью до кабинета Жириновского доехать — а его Владимир Вольфович, оказывается, уже из партии исключил и новый список на регистрацию подготовил, с бывшим диктором советского Центрального телевидения Виктором Балашовым во главе. Точно-точно — сговорился он с "интековцами"-лужковцами, давно "сын юриста" свой волчий зуб на Евгения Степановича точит, еще с 1999 года, когда хотел въехать в Белый город на белом коне, а тут и союзники подвернулись — лучше не придумаешь, миллиардами ворочают. Опасно всерьёз. Тут уже не до коммунистов-"родинцев", тут свои вроде бы, из "Единой России", такую неприятность подкладывают. Газету затеяли выпускать — и не какую-нибудь, а "Московский комсомолец в Белгороде", с цветными вкладками на мелованной бумаге, финской, что ли, печати…
И ведь бить будут не по Белгороду — за областную столицу можно быть спокойным, тут на двести процентов всё контролируется, а по промышленным центрам, Губкину-Старому Осколу, где почти 250 тысяч населения, по сельским районам (в 1999 году в Ивнянском обошел все-таки Жириновский губернатора)…
Такая вот ситуация с властью и оппозицией сложилась сегодня в одной, конкретно взятой черноземной области. Странная, чтобы не сказать больше. И вырисовывается отсюда совсем уже не идиллическая перспектива, которую в двух словах можно охарактеризовать, как восстановление феодальной системы "кормлений", когда царь-батюшка присылает на воеводство, кого похочет. Какая там "демократия" — единственной "своей" властью у населения страны при таком повороте событий может быть только власть центральная. А она, "своя", при этом должна стоять хоть на какой-то объединяющей идее — иначе обвал регионов, эту центральную идею не разделяющих, окажется неизбежным. На русской Белгородчине подобная схема отношений еще пройдет, а вот где-нибудь в Дагестане или Якутии — уже вряд ли. Так что "укрепление централизма по-кремлевски" обращается в свою противоположность, вызывая к жизни чуть ли не местнические споры между различными региональными "боярскими кланами". Подобный "поворот в прошлое", да еще на фоне резкого роста стоимости жизни по всем регионам, грозит России новым Смутным Временем и разрушением ее как исторической целостности. И пойдут ли города и веси русские, как было четыреста лет назад при Минине и Пожарском, вызволять первопрестольную от иноземных врагов — еще большой вопрос.
1.0x