Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 13 сентября 2005

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

Политический курс Индии на международной арене, проводимый ею в течение последних нескольких лет, настойчивое стремление Нью-Дели к установлению стратегического партнерства с самыми разными, нередко даже враждебными друг другу государствами, вызывает откровенное недоумение у многих аналитиков во всем мире. Еще в 2003 году у Индии, как известно, возникли новые, стратегические отношения с Соединенными Штатами, включающие в себя широкое сотрудничество в сфере безопасности, в военной, политической, технологической и экономической областях. Весной нынешнего года во время своего визита в Индию госсекретарь США Кондолиза Райс подтвердила, что американо-индийские стратегические связи должны усиливаться и развиваться и что Вашингтон признает и одобряет растущую роль Нью-Дели в мировых делах.
В 2003 году Индия, долгие годы выступавшая в поддержку Палестины, неожиданно протянула руку дружбы Израилю. После визита Ариэля Шарона в индийскую столицу в сентябре того же года между обеими странами заметно возросло сотрудничество в военной, разведывательной, экономической и ядерной областях. Заключенная миллиардная сделка по продаже Израилем Индии радарной системы "Фалькон" привела к еще большему сближению между ними. В связи с этим некоторые эксперты поспешили объявить, что наметившийся стратегический индийско-израильский союз призван способствовать успешной борьбе проамериканских, демократических сил с пресловутой "осью зла". Председатель комитета Кнессета по иностранным делам даже заявил, что по их важности для Израиля отношения с Индией находятся на втором месте после "давних и непоколебимых связей" с США.
В то время как Индия с немалой выгодой для себя использует возникшие у нее "особые отношения" с Америкой и Израилем, она вовсе не намерена отказываться и от стратегического партнерства с Ираном, являющимся заклятым врагом как Америки, так и "сионистского образования". Только за десять дней до "исторического визита" Шарона в Нью-Дели в индийской столице побывал тогдашний министр иностранных дел Ирана Харрази, подтвердивший "наше стратегическое партнерство". Неоднократно посещали Тегеран и индийские руководители. Во время их визитов подписывались разнообразные соглашения, в том числе и о сотрудничестве в экономической, военной и научной областях. Всякий раз говорилось и о том, что необходимо и в дальнейшем улучшать стратегические связи, существующие между обоими государствами.
Надо сказать, что военное партнерство между Ираном и Индией вызывает определенное раздражение в Вашингтоне, но больше всего, конечно, оно беспокоит Исламабад. Это вполне можно понять, ибо в заключенном оборонительном индийско-иранском пакте говорится, в частности, о том, что в обмен за помощь, оказываемую Индией в модернизации военной техники и подготовке воинского состава Исламской республики, ей будет предоставлен доступ в воздушное пространство Ирана и его военным базам в случае войны между Индией и Пакистаном.
Но больше всего американских политиков раздражают, несомненно, планы по строительству трубопровода Иран — Пакистан — Индия, по которому в Индию ежегодно станет поступать 7,5 миллионов тонн иранского сжиженного газа. Во время своего визита в Южную Азию в 2005 году Кондолиза Райс старалась надавить на Индию, чтобы заставить ее отказаться от намерений протянуть трубопровод из "страны, продолжающей поддерживать терроризм". Хотя этот проект, бесспорно, сулит немалые выгоды, как Ирану, так и Индии, он явно противоречит кампании администрации Буша, направленной на экономическую изоляцию Тегерана. В одном из своих выступлений в Индии Райс прямо сказала: "У нас имеются определенные проблемы с Ираном, потому что эта страна вовлечена в терроризм, вмешивается в дела соседних государств, и также ей угрожают санкции со стороны ООН. В связи с этим мы выразили свою озабоченность не только Индии, но и Японии, чтобы она воздержалась от ее газового проекта с Ираном".
Оппозиция Вашингтона строительству газопровода из Ирана представляет собой серьезную политическую дилемму для Нью-Дели. В то время как Индия извлекает значительную пользу для себя из тесных военных и экономических отношений с США, требования американской администрации, направленные на подрыв ее сотрудничества с Ираном, угрожают ее собственным, далеко идущим амбициям на Среднем Востоке и в Центральной Азии. Именно поэтому министр иностранных дел Индии Сингх дал ясно понять, что давление Соединенных Штатов на его страну может оказаться бесплодным и не даст желаемых ими результатов: "У нас нет никаких проблем с Ираном. Мы остро нуждаемся в новых источниках энергии, и потому трубопровод (из Ирана) столь важен для нас".
Следует отметить, что роль Индии, играемая ею в Афганистане, тоже стала предметом критики со стороны США. Можно напомнить, что совместно с Россией и Ираном она сформировала трио, поддерживавшее Северный альянс. После же свержения режима талибов Россия, Иран и Индия довольно откровенно стремились к тому, чтобы афганским лидером выдвинули кого-то из представителей Северного альянса. Но у Соединенных Штатов на этот счет имелись свои планы и свой, проверенный кандидат: Карзай, которого они сперва номинировали временным президентом, а после выборов 2004 года сделали "законно избранным президентом". В настоящее время вышеназванное трио, по мнению Запада, предпринимает активные усилия к тому, чтобы на предстоящих парламентских выборах в Афганистане оказались в выигрыше его ставленники. Иными словами, как считают некоторые вашингтонские эксперты, Россия, Индия и Иран не только препятствуют установлению стабильности в этой стране, но и ведут свою игру, действуют там против американских интересов. Как заметил один нью-йоркский журналист, "Индия оказалась противостоящей Америке, очень хотевшей видеть в ней главного партнера в борьбе с исламским экстремизмом".
Данный, весьма краткий и, разумеется, далеко не полный обзор определенных аспектов внешнеполитического курса Индии показывает, что эта страна пытается добиться невозможного: одновременно иметь стратегическое сотрудничество с государствами, у каждого из которых свои, порой совершенно противоположные цели и задачи. Грубо говоря, в наши дни Индия стала напоминать собой того самого теленка, который хотел бы сразу сосать всех маток. Но такое вряд ли возможно как в жизни, так и в политике. Трудно долго находиться в стратегических партнерстве со странами, национальные интересы которых расходятся. Нельзя сразу усидеть на всех стульях. Как верно указывал еще Карл Шмитт, политика — это, прежде всего, умение различать между друзьями и врагами. Очевидно, что рано или поздно неизбежно наступит момент, когда Индии придется сделать выбор между своими нынешними стратегическими партнерами.
1.0x