Авторский блог Иван Ленцев 03:00 6 сентября 2005

ЧЕТВЁРТЫЙ РИМ

| | | | |
Иван Ленцев
ЧЕТВЁРТЫЙ РИМ

Провинция справила праздник: двухнедельные торжества в честь тысячелетия Казани наконец-то завершились. Мы уже писали о занятных казусах, сопровождавших празднество все эти дни, — говорилось и о грандиозной, "стамбульского вида", мечети Кул-Шариф, и о памятнике "певцу Евразии" Гумилеву, и о способностях президента России к ускоренному усвоению татарского языка.
Не упомянули мы лишь о пони по имени Вадик, подаренном Путину мэром Нижнекамска Ильсуром Метшиным, — в контексте торжеств дар этот был многими истолкован в "восточном" ключе: преподнесение сюзерену от "вассала моего вассала" не скакуна, но карликовой лошадки, с которой "не больно падать", явилось намеренным оскорблением хозяина московского Кремля, вполне вписывающимся в общий контекст казанских празднеств. Говорили мы и о "цивилизационном тоннеле", совпадающем с осью Москва—Казань—исламский мир. Через тоннель этот вот уже несколько сот лет дуют то в одну, то в другую сторону пассионарные "ветра экспансии", и в последние несколько лет именно через "татарскую форточку" в Россию сквозит мусульманским сепаратизмом с едва слышным привкусом гексогена.
На этот раз, однако, необходимо несколько сместить акценты и указать на немаловажную деталь, которую, на наш взгляд, никак нельзя упускать из виду любому исследователю феномена "татарского ренессанса". Мысль чрезвычайно проста. Неверно думать, будто вся идеология властной казанской элиты во главе с Минтимером Шаймиевым выдержана в одних лишь сепаратистских тональностях, в которых политико-экономическое сопротивление федеральному Центру прикрывается риторикой об "исламском возрождении", "тюркских корнях" и "волжской государственности" Татарстана. В пеструю ткань взаимоотношений имперской Москвы и вчера еще провинциальной Казани вплетена еще одна важная нить.
Многие татарские интеллектуалы воспринимают "зеленую Казань" вовсе не как сепаратистский проект а-ля Чечня или а-ля "Кёнигсберг", но скорее как вполне реального преемника для ослабленного и на глазах утрачивающего власть "красно-белого Кремля".
Москва, сменившая Киев в качестве русского центра притяжения, уступившая на целых триста лет лидерство Питеру, превратившаяся на семьдесят советских лет в центр Евразии, сегодня, по рассуждениям казанских идеологов, уже не способна эффективно удерживать распадающиеся пространства. По их мнению, именно Казань вправе претендовать на мессианскую роль новой столицы России вместо "злого города Москвы".
Не оттяпать землицы, не отгородиться от остальных, но напротив, собрать евразийские земли заново, под новыми знаменами, со свежей идеологией, с новым цивилизационным проектом — таковы неясные пока, глубинные мечтания тех, кого уже неверно называть лишь "национал-сепаратистами".
"Мы — сепаратисты? Ну уж нет! Мы — не какие-то латыши, мечтающие о своей маленькой, но гордой и очень независимой республике. Мы — потомки чингизидов, наследники Золотой Орды. Мы понимаем, что значит управлять государством меж трех морей. Мы столетиями скрепляли пространства Евразии, мы носители имперского гена. А главный сепаратист сегодня — Москва, отгородившаяся от остальной страны, бросившая Россию на произвол судьбы", — примерно так рассуждают нынче многие идеологи татарского возрождения.
Разговоров о перенесении столицы на берега Волги пока не ведется, но несомненно, татарская элита далека от местечковых настроений и вполне адекватно видит роль Казани как одного из главных центров российской цивилизации в XXI веке.
Конечно, эти умствования пока не воплощены в реалии. Во многом они пока даже не озвучены, не выражены вербально. Пример "питерских чекистов", без сожаления покинувших невскую землю и засевших в Кремле, наглядно показывает, что Москва как столица давно превратилась из символа "просто города" в символ власти, и всякая прочая региональная элита обречена стать москвичами прежде, чем взять власть в России.
Тем не менее, описанные нами настроения казанских "певцов Евразии" существуют, их важно знать и чувствовать всякому последователю учения игумена Псковского монастыря: "Первые два Рима пали, Третий Рим стоит, а четвертому не бывать!"
Кажется, сегодня в Казани находится все больше желающих внести коррективы в теорию Филофея.
1.0x