Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 9 августа 2005

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

Недавно в Нью-Йорке вышла весьма примечательная книга, название которой можно перевести на русский язык как "Сражающаяся вера. Путешествие на передовую ислама: от Багдада до Тимбукту". Ее автор Ярослав Трофимов — уроженец Украины, знаток арабского языка, обладатель итальянского паспорта, американский журналист.
Сразу же после 9/11 редактор главной газеты деловых кругов США "Уолл-стрит джорнэл" вызвал его и дал следующее задание: "Немедленно отправляйся в исламский мир! Мы должны иметь информацию из первых рук обо всем, что там происходит".
В течение последующих трех лет Трофимов объездил весь "Большой Ближний Восток" от Каира до Кандагара, и от Туниса до Тимбукту. Вместе с американскими солдатами он охотился за бойцами "Талибана" на афгано-пакистанской границе. Когда же так называемые коалиционные силы вошли в Ирак, отправился вслед за ними. Где бы ему ни приходилось бывать, Трофимов старался говорить с простыми мусульманами не только о событиях 9/11, но и об их собственных жизнях, об исламе и о том, в чем подавляющее большинство жителей исламских стран видит глобальную религиозную войну между "единственной подлинной верой, ниспосланной Аллахом" и Западом.
Внимательный наблюдатель, свободно говорящий на языке Корана и хорошо понимающий психологию тех, с кем ему доводилось беседовать "по душам", Трофимов привез, в основном, откровенно неутешительные новости для направивших его в трудную и затяжную командировку. Он пишет, что практически все мусульмане относятся к США со смешанными чувствами недоверия и нескрываемой ненависти. Их возмущает "двойной стандарт" Вашингтона и "упрямая поддержка Израиля, даже противоречащая иногда здравому смыслу". Подобное негативное отношение к США еще больше усилилось, доходя порой до точки кипения, после военных кампаний в Афганистане и Ираке.
Для мусульман главные виновники их бед, как, впрочем, можно было легко предположить, — евреи и все те же США. Так, молодая египтянка Рагда Махруки, говоря о разрушении Торгового центра в Нью-Йорке, замечает: "Мне бы только хотелось, чтобы в том здании было побольше евреев!". Она, подчеркивает Трофимов, вовсе не какая-то оголтелая экстремистка, а студентка Каирского университета, вполне современная девица, одевающаяся по западной моде и нередко посещающая заведения типа Макдональдса. Трофимов пишет: "Часто те, кто высказывают наиболее кровожадные идеи, принадлежат к обеспеченным и даже привилегированным кругам и знакомы с Западом не понаслышке, а на личном опыте, и совершенно неверно полагать, что антизападной истерией охвачены лишь бедные и невежественные массы".
Многих мусульман возмущает и тот факт, что США склонны к поддержке наиболее репрессивных режимов. К собственному удивлению, Трофимов обнаружил, что в Тунисе — светской стране, где женщинам гарантированы равные права и легализованы аборты, предоставлена полнейшая религиозная свобода ортодоксальным евреям, ее в то же время совсем лишены исламские фундаменталисты. Как стало это возможным там, где ислам формально всё еще считается государственной религией? "Мы намного ближе к итальянцам и французам, чем к мусульманскому миру", — не без гордости заявил автору представитель тунисского правительства. Президент Туниса Бен-Али создал светское общество посредством "железного кулака", отправив в ссылку или же упрятав в тюрьму диссидентов, причем как исламистов, так и либералов. Но он, учившийся, между прочим, в свое время в американской разведывательной школе, пользуется безоговорочной поддержкой США, главным образом, благодаря проведению "мягкой линии" в отношении Израиля и своему покровительству крохотной местной еврейской общине. Поэтому-то, по наблюдению Трофимова, либеральные оппоненты режима объединяются с исламистами, и паранджа стала символом освобождения!
Немало места в книге уделяется авторским сомнениям в правильности американских усилий по экспорту демократии в Ирак и Афганистан. Теперешней внешней политикой США, за редкими исключениями, заправляют люди, не имеющие ни малейшего представления "о далеких землях, куда они отправляют войска" и проявляющие поразительную неосведомленность относительно мусульманских обычаев и особенностей. "Они напоминают глухонемых", и из-за этого "каждый день Америка плодит себе новых врагов".
"Так что же это для вас, освобождение или оккупация?" — обычно спрашивал Трофимов иракцев на улице в первые дни после свержения Саддама. Он уже давно понял неуместность и нелепость подобных вопрошаний, ибо точно знает, какой ответ ему дадут. "Даже если вы обратите всю нашу страну в рай, мы не примем его от вас, — сказал один шейх главе американской администрации в Тикрите. — Только уходите поскорее из Ирака, и позвольте нам самим решать свою судьбу. Мы сыты вами по горло, и больше не можем вас терпеть". Эти слова, наверняка, могли бы повторить миллионы мусульман, причем не только в Ираке, но и далеко за его пределами.
***
Группа еврейских поселенцев с Западного берега Иордана намеревается обратиться к палестинскому президенту Махмуду Аббасу с просьбой о предоставлении им политического убежища. С помощью этого шага они хотят остаться жить в своих домах и после того, как Израиль произведет намеченную им эвакуацию из четырех анклавов на палестинской территории.
"Если израильское государство не хочет нас, то и мы не хотим быть его гражданами", — заявил один из поселенцев Дрори Стюан корреспонденту газеты "Едиот Ахронот".
Стюан, житель поселения "Кадима", расположенного в северной части Западного берега, утверждает, что немалое число семей, подлежащих переселению, уже подписали петицию к палестинским властям с ходатайством о политическом убежище. Он пояснил: "Мы намереваемся жить в Самарии при палестинском, а не израильском правлении. Что здесь такого ужасного, странного или непонятного? Евреи живут во всем мире: в Сирии, в Ираке, в Иране, в Пакистане, а мы хотим быть евреями, живущими в Палестине!"
1.0x