| | | | |
Андрей Смирнов
АПОСТРОФ
Луи Альтюссер. "Ленин и философия". М.: "Ad Marginem", 2005 — 176 с.
Ленин — человек-взрыв, зачинатель советской цивилизации, Прометей нового времени — неизбежно притягивает взоры человечества, томящегося под властью Капитала.
За последние годы появился ряд любопытных работ, осмысляющих феномен Ленина, его практику и идеи. Можно вспомнить "13 опытов о Ленине" Славоя Жижека, "Неоленинизм в XXI веке" Гейдара Джемаля. Несмотря на то, что представляемые тексты появились почти четыре десятилетия назад, актуальности и важности они не потеряли и сегодня представляют несомненный интерес для мыслящей критической аудитории.
Это фактически первая публикация на русском языке Луи Альтюссера, знаменитого французского философа-марксиста, профессора парижской Высшей нормальной школы, человека яркой и трагичной судьбы.
В книге три доклада-выступления Альтюссера, сделанные в феврале шестьдесят восьмого — апреле шестьдесят девятого на различных парижских философских конгрессах и семинарах. Собственно, "Ленин и философия", также "О связи между Марксом и Гегелем" и "Позиция Ленина по отношению к Гегелю".
Когда я учился в институте, каждый третий лектор считал своим долгом помянуть недобрым словом знаменитую ленинскую работу "Материализм и эмпириокритицизм". Хотя некоторые и оговаривались, что в свое время (то есть в советское) считали работу безупречной и классической. Именно эти курьезные моменты, как никакие, свидетельствуют о том, что "вопрос о власти — это вопрос номер один также и в философии. Ведь философия в конечном счете есть политика".
На написание "Материализма и эмпириокритицизма" Ленина сподвигли вышедшие в 1908 году книги русских махистов — "целый ряд писателей, желающих быть марксистами, предприняли … настоящий поход против марксизма".
Показательно, что махисты политически принадлежали к группе крайне левых большевиков-отзовистов. "О философах надо судить не по тем вывескам, которые они на себя навешивают ("позитивизм", философия "чистого опыта"…), а по тому, как они на деле решают основные теоретические вопросы… ",— замечал Ленин. "Материализм и эмпириокритицизм" — несомненно, нельзя рассматривать как текст из расчета философия для философии, это атака извне на одну из философий.
Ленин — это прорыв истории в поле философии, отключенной от жизни, полной фантазмов, ложных конструкций. Пространство классической философии — область воображаемого, где реальное перевернуто или скрыто. Или же используется "как средство защиты от социал-демократии".
"Ленину мы обязаны возможностью… завести предварительный разговор о том, что однажды, надо полагать, станет нефилософской теорией философии", — пишет Альтюссер.
Ленин не просто не разделяет академическую философию, он философствует по-иному, отказываясь бесконечно пережевывать философскую жвачку. Он указывает господствующей философии на ее скрываемый импульс — политику.
Ленин призывает относиться к философии как к практике в соответствии с идеями Маркса. Знаменитый одиннадцатый тезис о Фейербахе звучит так: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
Маркс открывает континент истории, экономики, наделяет историю статусом науки.
Он вырабатывает некую систему научных концепций в такой области, где прежде господствовали определенным образом организованные идеологические понятия.
Марксистская теория включает в себя философию и науку. Философия традиционно отстает от науки, и марксистская философия отстает от марксистской науки. Поэтому и имеется тридцатилетний вакуум между "Тезисами о Фейербахе" и "Анти-Дюрингом". В "Капитале" находится материал, из которого можно выковать новые философские категории, они находятся там "в стадии заготовок".
Главные философские тезисы Ленина, по Альтюссеру:
— Философия не является наукой. Философские категории отличны от научных понятий;
— Но между философией и наукой имеется особая неразрывная связь. Эта связь— материалистический тезис объективности. Материалистическая философия неразрывно связана с научной практикой;
— История философии — история борьбы между идеализмом и материализмом. Получается, что у философии нет истории как таковой, это идеологический продукт.
Альтюссер делегитимирует классическую философию в ответ на делегитимацию Ленина как философа. Он считает необходимым очистить марксизм от гегельянства и фейербахианства, эмпиризма и идеологии. Идеология — форма, в которой я отчуждается. Идеология формирует человека как воображаемого субъекта, который считает себя свободным, не являясь таковым. (М.Грецкий). Известным способом сохранения доминирования является репрессивный аппарат государства — суды, тюрьмы, полиция. Это структуры чистого насилия. Другой способ — идеологический аппарат государства, включающий религию, образование, масс-медиа, партии, семью. Он функционирует как аппарат незаметного контроля над приватным, вменяя человеку согласие с имеющимся положением вещей.
Философия представляет из себя третью инстанцию между двумя другими, определяющими ее сущность: между классовой борьбой и наукой. Философия связывает научные знания с классовой идеологией. Суть философской практики — вмешательство в сферу теории. "Это вмешательство имеет двойственную форму: теоретически оно выражается в формулировании законченных категорий; практически — в функции этих категорий. Их функция в том, чтобы провести через область теории "демаркационную линию", которая будет отделять идеи, объявленные истинными, от идей, объявленных ложными, отделять науку от идеологии". Наука — антипод идеологии. И либо научная практика потерпит крах, либо ее спасет вмешательство философии.
"Марксизм — это новая философская практика, которая может изменить философию. А вдобавок в меру своих возможностей способствовать изменению мира. Только способствовать, ибо историю творят не теоретики, не ученые или философы, историю творят не отдельные "личности" — ее творят "массы", то есть классы, объединившиеся для классовой борьбы".
1.0x