| | | | |
Владимир Винников
АПОСТРОФ
Алексей МУХИН. Правители России: Старая площадь и Белый дом. — М.: Алгоритм, 2005, 352 с., 4000 экз.
Жанр этой книги несколько выходит за рамки "просто справочника", поскольку помимо биографических данных персоналий, их координат во властных коридорах и "командной принадлежности" здесь можно найти ссылки на так называемый "компромат" и даже некую попытку "прогноза выживаемости" на перспективу.
Несомненно, издания подобного рода, подготовленные со знанием дела, "без гнева и пристрастия", чрезвычайно нужны в условиях нынешней "информационной блокады", ничуть не уступающей по сути своей пресловутой "цензуре" советских времен. Вот, например, начало статьи о Владиславе Суркове, действующем заместителе главы Администрации президента, т.е. одном из высших деятелей исполнительной власти: "Родился 21 сентября 1964 года в с.Солнцево Липецкой области (по другим данным — г.Москва)". "Угадайка" какая-то, ни больше ни меньше. ...
Или еще одна "тонкость". В биографических данных персоналий национальность иногда указывается, а иногда нет, что свидетельствует вовсе не о какой-то непрофессиональности автора — соответствующая информация, скорее всего, попросту недоступна для "обычных смертных". Так вот "обычилась" наша российская демократия: что позволено Питеру, не позволено "быкам".
Но даже собранный Алексеем Мухиным материал — да, в основном сухой, статистический и статичный, — может и должен служить вполне достаточным фундаментом для серьезных обобщений и выводов, время которых, надеюсь, еще впереди. Так работа земских статистиков в пореформенной России XIX века стала прочным фундаментом для неприятия того пути, по которому вели страну под скипетром династии Романовых. Ленин не сразу провозгласил Апрельские тезисы — вначале были "Очерки развития капитализма в России", вполне академичная работа.
Конечно, дважды (в аннотации и на обложке) повторенная фраза: "Высокопоставленные сотрудники администрации Президента РФ и жены Кабинета министров России всегда были в центре политического и общественного внимания", — может поставить в тупик кого угодно, пока не сообразишь, что речь, конечно, идет не о мифических "женах", а о "членах" Кабинета министров. Но такие "очепятки" в издательском деле, особенно при нынешних технологиях, видимо, неизбежны.
Константин СИМОНОВ. Русская нефть: последний передел. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2005, 320 с., 4000 экз.
Генеральный директор Центра политической конъюнктуры пытается дать по возможности объективную оценку процессам, происходящим в отечественной "нефтянке" за послед- ние годы, когда "черное золото" по целому ряду причин (здесь и сокращение легкоизвлекаемых запасов, и военно-политическая борьба за контроль над основными "кубышками", и, прежде всего, использование нефтяных фьючерсов как главного аккумулятора долларовой эмиссии) вновь стало "золотым" — достаточно сравнить цены барреля нефти в 1996 году и сегодня, разница окажется почти десятикратной! "Только по официальной статистике, в 2004 году на долю нефтегазового сектора придется 27% ВВП и 74% всех инвестиций в российскую экономику", — пишет автор, характеризуя значение отрасли для современной России.
Разумеется, всё это привело к резкому ужесточению борьбы за контроль над экспортной "трубой" и ее наполнением. "В российском нефтегазовом комплексе в последнее время доминирующими являются две тенденции: отъем собственности у "старомосковской" номенклатурно-политической группировки и консолидация активов, уже контролируемых "петербургскими силовиками"... В 2004 году произошло два принципиальнейших для будущего отрасли события: финал "дела ЮКОСа" и начало объединения компаний "Газпром" и "Роснефть". Причем и борьба за "ЮКОС", и слияние "Газпрома" и "Роснефти" являются звеньями одной цепи... В результате "силовики" смогли бы успешно конвертировать свою политическую власть в собственность в нефтегазовом комплексе".
Нарисованная автором картина этой борьбы по-настоящему впечатляет, и не какими-то открытиями или неизвестными ранее подробностями, а, скорее, —общим духом "пира во время чумы". "Оказалось, что будущее российского нефтегазового комплекса определяется далеко не только при помощи экономических категорий — таких, как обеспеченность запасами, объем инвестиций, цена на нефть на мировом рынке, затраты на извлечение одной тонны нефти. Ключевым фактором всё же является политика, а именно борьба ведущих номенклатурно-политических группировок за контроль над отраслью.
Под этим термином мы понимаем сплоченные элитные союзы, в которые объединяются чиновники с близким аппаратным происхождением, идеологическими установками и стратегическими целями. Это "невидимки", не имеющие институционального оформления".
Вот так вот, уважаемый читатель, Россией правят "невидимки", неформальные союзы чиновников. А раз так, то вся наша "российская демократия" вполне сводится к выбору из предложенного этими "невидимками" ассортимента кандидатов. Интересно, правда, чем эти призраки займутся, когда, скажем, мировые цены на нефть упадут, или разведанные запасы сожмутся, как шагреневая кожа. Сдадут ли эти "государственники-силовики" Россию, как их предшественники-горбачевцы сдали Советский Союз? Но в любом случае нынешний "путинский передел" русской нефти вряд ли окажется совсем уж "последним".
1.0x