Авторский блог Руслан Бычков 03:00 21 июня 2005

АПОСТРОФ

| | | | |
Руслан Бычков
АПОСТРОФ
Валентин Новиков. "Илья Глазунов. Русский гений". — М.: "Эксмо", "Алгоритм", 2005. — 416с., илл.
Очевидным образом в России конца 1990-х — начала 2000-х гг. наблюдается рост национально-патриотических настроений. Социологи даже поспешили "окрестить" сей процесс "консервативной культурной революцией". Несмотря на столь же очевидное стремление изрядного числа конъюнктурщиков "примазаться" к вышеозначенному процессу, объективно пробуждение и возрастание русского национального сознания нельзя не признать за явление глубоко позитивное. Видный идеолог русского национал-патриотизма Олег Платонов даёт верную характеристику происходящему: "В начале второго тысячелетия стало ясно, что, проиграв политически в 1991-2004, русский национал-патриотизм в значительной степени выиграл идеологически. Мировоззрение национал-патриотов и их своеобразная субкультура проникли во все поры общества и стали задавать тон в идеологических и культурных процессах, проходящих в России… В новое тысячелетие Россия вступила в условиях триумфа идеологического национал-патриотизма при упадке национал-патриотизма политического. В этом триумфе мало заслуг лидеров патриотических партий и организаций, но велика притягательная сила исторической России, её царей, героев и подвижников". В самом деле, ни одного мало-мальски крупного русского политика или государственного деятеля сегодня отнюдь не наблюдается, зато имеются довольно значительные творческие силы, одушевлённые национал-патриотической идеей, посреди русских писателей, художников, историков, публицистов… Замечательный русский художник Илья Глазунов, справивший в июне своё 75-летие, несомненно, принадлежит к данному ряду творцов, хотя и выделяется из общего ряда масштабностью своей личности и своих деяний. Ведь проповедовать Русскую идею Глазунов начал не со вчерашнего дня и не с 1991 года, а без малого — полвека назад. И он один сделал для пробуждения в русских умах идеалов Православия, Самодержавия и Народности, для "триумфа идеологического национал-патриотизма" столько, сколько, пожалуй, не сделали все патриотические партийные вожаки последнего десятилетия вместе взятые.
Книга ученика Глазунова, верного его сподвижника и "оруженосца", Валентина Новикова представляет собой достойный подарок к знаменательной годовщине Русского художника. Как представляется, В.Новикову удалось подобрать верный ключ, позволяющий приотомкнуть секрет "феномена Глазунова". Отмечая присущее Глазунову духовное родство с величайшим нашим национальным гением и тайновидцем Святой Руси Ф.М.Достоевским, В.Новиков пишет: "Вспоминаются слова, сказанные в 1921 году немецким романистом Я.Вассерманом в адрес наиболее любимого художником писателя и мыслителя Ф.М.Достоевского: "Редко так случалось, чтобы один-единственный человек, не будучи основоположником религии или покорителем мира, произвёл столь значительные изменения в психологической ситуации нескольких поколений". Их с полным правом можно отнести и к Илье Глазунову. Его имя стало одним из самых ярких символов национального самосознания и духовного возрождения России".
Заслуживает особливо быть отмеченным масштаб историософского видения Глазунова. Комментируя одну из программных, историко-философских работ мастера, картину "Вечная Россия", автор книги высказывает ряд весьма ценных замечаний: "В левом верхнем углу картины изображена горная вершина. Это Хараити — священная гора ариев, древних предков славян. Священные книги ариев "Ригведа" и "Авеста" содержат немало сведений о важнейших чертах быта, языка, религии арийских племён, унаследованных их потомками славянами… Художник даёт зрителям повод задуматься над тем, что история славян, а стало быть, и наша, российская, имеет несравненно более глубокие корни, нежели те, на которые указывают недоброжелатели России, злонамеренно усекающие и искажающие её историю. Неслучайно первоначальное название картины было "100 веков", прямо говорящее, что художник не ограничивает исторический путь России 1000-летним пределом бытия в лоне христианства. Но вскоре по многим просьбам солидарных с художником зрителей, с восторгом принявших картину, она получила предложенное ими название — "Вечная Россия". Удивительный случай вхождения произведения искусства в народное сознание!"
Несмотря на несомненность вышеисчисленных признаков пробуждения Вечной России в недрах России современной, поводов для чрезмерного оптимизма покамест недостаточно. Россия ныне по-прежнему, подобно былинному витязю, пребывает на историческом распутье, не ведая вполне, куда повернутся конечные судьбы ея. И подобно надписи на былинном камне, предстоят пред нами, сегодняшними русскими, три отношения к Родине, ёмко высказанные некогда великим германским философом-почвенником Мартином Хайдеггером: или наши национальные судьбы повёртываются "к целительности родины, или к гибельной безродности, или же к равнодушию перед лицами обеих". Пока ещё слишком явно преобладают последние два из представленных отношений к Родине. Однако медленно, но верно растёт на Руси число тех, кто осознаёт всю гибельность безродности и национального равнодушия. Когда-то, в конце 1970-х гг., вослед выставке работ Глазунова в Манеже, где на посетителей, посреди закисающей позднесоветской Москвы вдруг мощно и властно повеяло Русью Изначальной, покойный о. Димитрий Дудко назвал глазуновскую выставку: "Торжеством Православия в Манеже". Пафос определения о. Димитрия вовсе не кажется нам избыточным. Всё творчество Глазунова столь сильно повёртывает своего зрителя к целительности Родины, что должно, по справедливости, почитаться залогом того, что чаемое Торжество всё же наступит — и не только в ограниченном секторе "Манежа", но и на всём русском имперском пространстве как минимум от Бреста до Владивостока.
1.0x