| | | | |
Савва Ямщиков
СОЗИДАЮЩИЕ
Моя работа в основном сконцентрирована в срединной Руси. И хотя Псков, Новгород, Петрозаводск, Вологду, Ярославль можно считать городами северными, я, не обижаясь на судьбу, всегда жалел, что о Сибири знаю в основном понаслышке, прекрасно понимая, чтo такое этот край для нашего государства. Но однажды мне повезло: лет двадцать назад, снимая для Центрального телевидения фильм о Сурикове, я в места сибирские попал и с сибиряками познакомился. Прежде всего, конечно, мы снимали на родине Василия Ивановича в Красноярском доме-музее. Потом были в Иркутске. Здесь я встретился со своим другом Валентином Григорьевичем Распутиным, и мы записали его замечательные размышления о Сурикове. Поездив с Валентином Григорьевичем по байкальским местам, я понял, что Сибирь — это огромнейшее пространство с потрясающими богатствами, могучими лесами, реками, озерами.
Олицетворение моей связи с Сибирью это, конечно, Валентин Григорьевич Распутин. А потом мне удалось и посчастливилось столкнуться с жителем Тобольска, и не просто жителем, а с радетелем, и не только города Тобольска, но и Сибири — Аркадием Григорьевичем Елфимовым. Сошлись мы по конкретному делу. Художник Александр Быков, который оформлял все почти мои книги, начал работать над изданиями, задуманные Елфимовым. Саша нас с Аркадием познакомил, и меня сразу же поразила широта интересов этого, в общем-то, молодого человека. Ему только сейчас пятьдесят пять будет. И что же заинтересовало этого человека в наше новое время? Он ведь уже и мэром города был, теперь руководит банком. Казалось бы, что ему до истории, музеев, культуры? Но когда мне Быков стал рассказывать о будущих изданиях, я понял, что Аркадия интересует все: от истории Тобольска, коллекций его музея до современного искусства. Потом я увидел эти великолепно напечатанные в Италии книги — фолиант "Неизвестный Менделеев", презентация которого проходила в главной государственной библиотеке страны. "Чертежная книга Сибири" Семена Ремезова, которую считаю одним из эпохальных наших изданий: и с точки зрения полиграфии, и с точки зрения археографии, истории.
Сегодня вышло уже несколько выпусков альманаха "Тобольск и вся Сибирь". И я счастлив, что вместе с Валентином Распутиным, с президентом Российской академии наук Юрием Осиповым вхожу в его редколлегию. Редактирует альманах наш замечательный писатель и критик Юрий Лощиц. Это издания, которые не останутся втуне. Они войдут в историю изучения Сибири, а значит, и в историю изучения России.
Еще одно качество меня потрясло в Аркадии. Когда Саша Быков сказал мне, что наш друг увлекся фотографией, я подумал: кто не увлекается? Сейчас "мыльница" почти у каждого есть. Но, увидев фотографии Аркадия сначала в отпечатках, а потом и в издаваемых им замечательных календарях, понял, что Бог дал ему и этот талант. У меня много фотографов знакомых. С Павлом Кривцовым, Анатолием Ковтуном, Виктором Ахломовым, Виктором Великжаниным иду, как говорится, бок о бок. Теперь в эту плеяду блестящих мастеров очень органично и очень по-своему вписался Аркадий Елфимов. В основном, конечно, он снимает свой любимый Тобольск. Причем снимает так, что некоторые его работы равнозначны картинам, написанным в этих местах. Сколько бы ни спорили о том, искусство фотография или нет.
1.0x