Авторский блог Алексей Щеглов 03:00 18 мая 2005

МЕГАМАШИНА

| | | | |
Алексей Щеглов
МЕГАМАШИНА
Принятое Священным Синодом Иерусалимского Патриархата 6 мая решение о низложении Патриарха Иринея показывает, что спецтехнологии "бархатных революций" вполне могут быть задействованы в сферах не только государственной, но и церковной политики. Впрочем, подобное уже происходило не так давно в Греческой Автокефальной Церкви — только называлось, в отличие от нынешней "революции смоковниц", "революцией олив".
Разумеется, Церковь — не государство, и "переизбрать" Патриарха, словно какого-нибудь президента, невозможно. 11 мая решение Священного Синода (13 голосов из 18) было вручено Патриарху Иринею, низложение поддержали светские власти Израиля, Иордании и Палестинской автономии. Однако сам Патриарх Ириней законность своего низложения признавать отказался, после чего был заключен израильской полицией под домашний арест.
Поводом для подобного развития событий стала продажа церковной недвижимости в Восточном Иерусалиме, неподалеку от Яффских ворот, еврейским инвесторам (сдача в аренду сроком на 198 лет за 10 млн. долл. израильской общественной организации "Атерет коаним"), что вызвало бурю возмущения у арабской паствы Иерусалимской Патриархии. Соответствующее письмо членов Священного Синода в адрес Патриарха Константинопольского Варфоломея с изложением ситуации и просьбой о вмешательстве было оглашено еще в начале апреля с.г. В столь прискорбных нестроениях обращает на себя внимание целый ряд вроде бы несвязанных между собой, но всё же выстраивающихся в общую картину фактов.
Первое. Решение Священного Синода состоялось на Светлой Седмице, ровно через неделю после восприятия Патриархом Иринеем Благодатного Огня, причем прибывшие из Святой Земли паломники отмечают, что в этом году нисхождение Благодатного Огня произошло быстро, то есть Ириней отмечен свыше, а подобное "проявление христианской любви и всепрощения" со стороны прихожан и священнослужителей Иерусалимской Церкви выглядит странным и само по себе, без учёта данного обстоятельства.
Второе. Именно Иерусалимская Православная Церковь исторически является "матерью" всех христианских Церквей, в ее юрисдикции находится величайшая святыня христианского мира — Храм Гроба Господня. Именно здесь ежегодно в Великую Субботу совершается чудесное Нисхождение Благодатного Огня, восприять который издавна претендуют представители католической и армянской церкви. В 1579 году последним удалось получить у султана Мурата Правдивого и местных властей права единолично принимать Благодатный Огонь в кувуклии. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были вообще удалены из Храма. Однако по их молитвам — единственный раз в истории — Благодатный Огонь, расколов колонну, вышел именно к православным. Понятно, кому играют на руку любые нестроения в Иерусалимской Патриархии.
Третье. В политическом отношении каноническая территория ИПЦ разделена между Израилем (включая Палестинскую автономию) и Иорданией. С 1958 года в Уставе Иерусалимской Патриархии содержится положение о необходимости признания Патриарха светскими властями как мусульманской Иордании, так и иудейского Израиля. Иринея, бывшего с 1974 года митрополитом Иерапольским, избрали Патриархом Иерусалимским и всея Палестины на Соборе ИПЦ 13 августа 2001 года. При этом суд Израиля данное решение признал незаконным, поскольку новоизбранный Патриарх имел в еврейских кругах репутацию "антисемита". Счета Патриархии оказались блокированными, а подпись Иринея — не имеющей юридической силы. Известно также, что в 2002 году в патриаршую резиденцию прибыл конфиденциальный представитель израильского правительства с предложением подписать письмо с обязательством передать государству ряд зданий, которым владеет Иерусалимский Патриархат, в обмен на легализацию Иринея. Судя по некоторым данным, такие документы действительно были подписаны, однако легализации Патриарха Иринея за этим, как и можно было ожидать, не последовало.
Четвертое. Сообщение о продаже церковной недвижимости первоначально появилось в известной израильской газете "Маарив" и, несмотря на заявления Иринея о личной непричастности к сделке, против него была развернута мощная и согласованная кампания информационного и политического давления, причем требования "арабизации" Иерусалимского Патриархата и его "деэллинизации" (в частности, запрет на использование греческих флагов) звучали не менее резко, чем упреки в его "иудаизации". Понятно, что к богатствам Иерусалимской Православной Церкви (которая, в частности, продолжает оставаться крупнейшим земельным собственником в Израиле, так что даже здание Кнессета расположено на арендованной у ИПЦ территории) хотят получить доступ очень многие силы. Причем "революция смоковниц" произошла аккурат в период новой активизации израильско-палестинского диалога под эгидой США, поэтому нельзя исключать вариант, при котором одним из условий очередного перемирия окажется "раздел" Иерусалимской Патриархии между заинтересованными сторонами.
Пятое. "Посредником" в конфликте членами Священного Синода избран Патриарх Константинопольский Варфоломей, пользующийся поддержкой светских властей не только Турции, но и США, а также активно расширяющий "каноническую территорию" своего Патриархата на постсоветское пространство (в частности, на Эстонию и Украину), что привело к весьма напряженным отношениям с Московской Патриархией. И если на "мирное сосуществование" в родной для Патриарха Московского и Всея Руси Эстонии Алексию II пришлось, скрепя сердце, пойти — в обмен на признание Эстонской автономной Церкви РПЦ официальным Таллинном, то ситуация на Украине и с канонической, и с политической точки зрения подобного компромисса не допускает в принципе. Речь уже зашла о том, что Патриарх Варфоломей отрицает законность передачи Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы в 1686 году.
Шестое. Низложение Патриарха Иринея последовало вскоре после первого в истории визита главы российского государства в Израиль и его переговоров почему-то с президентом Израиля (а не с премьер-министром, как это принято в дипломатической практике). Конечно, "после того" не значит, "вследствие того", но если вспомнить двойное непопадание Путина на Афон (в 2001 году — из-за разыгравшейся непогоды и в 2004 году — из-за теракта в Беслане), а также воспоследовавшую затем (14 сентября) трагическую гибель на "путинском" вертолете патриарха Александрийского Петра VII, подобные "совпадения" вряд ли покажутся случайными.
И, наконец, седьмое. В евангельской традиции хорошо известна притча о "бесплодной смоковнице". В этой связи весьма интересно, каких плодов ожидают от "революции смоковниц" ее организаторы?

1.0x