| | | | |
Виктор Алкснис
ЛАТЫШСКИЙ СТРЕЛОК
На празднование 60-летиЯ Победы я был приглашен руководством Приднестровской Молдавской Республики для участия в торжественных мероприятиях в Тирасполе. Вернулся оттуда со смешанными чувствами.
С одной стороны, я очень доволен и воодушевлен тем огромным эмоциональным подъемом простых жителей Приднестровья, с которым они отмечали 9 Мая. Почитая этот день как свой великий национальный праздник, десятки тысяч людей спонтанно вышли на улицы Тирасполя и других приднестровских городов, заполонили проспекты, от души веселились и ликовали, радовались праздничному салюту, — это было волнующее зрелище.
С другой стороны, я вернулся из ПМР встревоженным. Сегодня на левом берегу Днестра и вокруг него происходят очень сложные процессы: при резком усилении контуров внешнего влияния на ПМР одновременно остро встают ее внутренние проблемы.
Активное давление на Приднестровье со стороны Молдавии наблюдалось всегда. Однако помимо него за последние пару месяцев значительно возросла доля украинского вмешательства в приднестровские процессы. При этом, если Молдавия топорно и в лоб жаждет просто-напросто проглотить ПМР, то Украина ведет более коварную и продуманную игру. Суть ее сводится к тому, чтобы в конечном итоге вернуть Приднестровье в состав Украины, в которой оно находилось до 1940 года, одновременно исключив в нем иное и, в первую очередь, российское присутствие. С этой целью Украиной сегодня проводится политика, которая в целом совпадает с линией Молдовы, и в этом плане эти два соседа ПМР являются сегодня временными союзниками, чьи совместные усилия направлены против пророссийской части политической элиты ПМР и против самой России, ее интересов в регионе.
Первоочередной задачей усилий Украины и Молдавии на днестровском плацдарме является смена пророссийского руководства ПМР. Очевидным образом все сценарии этой смены так или иначе завязаны на скорые — декабрьские парламентские и мартовские президентские — выборы в ПМР. Удочка уже заброшена: на недавнем саммите ГУУАМ президент Украины Виктор Ющенко сформулировал "семь предложений" в адрес Приднестровья, суть которых сводилась к формуле "да здравствуют свободные демократические выборы под международным контролем". Инициатива Ющенко полностью укладывается в алгоритм каждой из "оранжевых революций" на постсоветском пространстве; ее коварство заключается в том, что в случае "неправильного" хода выборов — если вдруг они подтвердят курс приднестровского народа на Россию — их результаты будут немедленно признаны нелегитимными, что даст прекрасный повод для внешнего вмешательства.
Эта волна интервенции "удачно" накладывается на состояние внутренней дестабилизации обстановки в Приднестровье. Во-первых, общая социально-экономическая обстановка здесь далека от стабильности: вот уже пятнадцать лет не решается важнейшая государственная проблема — о юридическом признании. Население устало от этого вечного кризиса. Им предоставлен во многом сомнительный выбор: вместо собственного полноценного гражданства принимать подданство Молдовы, Украины или России. При этом первые две проводят в ПМР очень либеральную политику в практике оформления гражданства, тогда как для получения российского паспорта нужно пройти неисчислимые муки ада — притом, что по всем опросам в Приднестровье гораздо больше тех, кто до сих пор мечтает получить именно российское, а не какое-то иное гражданство. Консульства России до сих пор нет — наши горе-дипломаты объясняют это тем, что, мол, Кишинев не дозволяет. Но ведь никто не мешает российскому МИДу выделить у себя лишнюю ставку, сидя на которой русский дипломат от посольства в Кишиневе или консульства в Одессе будет пребывать в "вечной" командировке в Тирасполе, оформляя российское гражданство всем желающим.
На этом общем неблагоприятном фоне в последнее время стали проявляться горькие симптомы раскола внутри приднестровской политической элиты. Появились признаки противостояния между президентом ПМР Игорем Смирновым и Верховным Советом ПМР, исполнительной и законодательной властями. Еще пять лет назад власть ПМР была консолидирована, и в этом была ее сила. Но сегодня стороны все больше вязнут во взаимных обвинениях. Президент обвиняется в "культе личности", в огромных полномочиях, в неумении решить кардинальные проблемы ПМР, в первую очередь юридического признания независимого статуса республики. В адрес ВС звучат обвинения в слишком лояльном отношении к соседним государствам, в том числе к Украине и в финансовой "податливости" со стороны разного рода бизнес-структур, внешних и внутренних. Звучат призывы преобразования ПМР из президентской республики в парламентскую. Директора некоторых приднестровских предприятий поддались шантажу Молдавии и перерегистрировались за пределами ПМР, лишив Республику значительной части поступлений в бюджет; в Приднестровье начались невиданные долгие годы невыплаты зарплаты. При этом некоторые коммерческие структуры очень активно начинают вторгаться в политику, лоббируя свои интересы и финансируя предвыборные кампании политиков. По мнению аналитиков, большая часть приднестровского бизнеса не связывает свое будущее с Республикой и имеет единственную цель — любой ценой легализовать собственные капиталы. А кто именно легализует —Молдова, Украина, Евросоюз или США — для них не важно.
В этих условиях Россия должна, наконец, сделать свой выбор, четко обозначив поддержку пророссийских политических сил в ПМР, успокоив и консолидировав тем самым население непризнанной Республики, которое до сих пор в подавляющем большинстве ориентируется на Москву. Россия просто вынуждена этим заняться, поскольку в геополитике никогда не бывает вакуума, и туда, где нет нас, приходят наши враги. Политическая консолидация приднестровского общества — это тот минимум, который Россия сегодня обязана дать Республике, коль скоро более сложные вопросы, вроде юридического признания ПМР, выглядят пока неразрешимыми. И в этом плане самое главное — необходима стабилизация социально-экономической обстановки в непризнанной республике, для чего Россия, как страна-гарант приднестровского урегулирования обязана добиться прекращения экономической блокады Приднестровья. Ведь эта блокада попирает основополагающие документы этого урегулирования, в первую очередь Московскую декларацию 1997 года, которой Приднестровью предоставлено право внешнеэкономической деятельности. Почему российский МИД отмалчивается по этому поводу, ведь под этой декларацией стоят, кроме подписей президентов Молдовы, Приднестровья, России и Украины, также и представителя ОБСЕ.
Нельзя допустить только, чтобы подобная помощь происходила в духе наскоков "абхазского десанта" кремлевских политтехнологов или памятных вояжей в Тирасполь Франца Клинцевича, который в преддверии прошлых выборов умудрился лишь перессорить приднестровских политиков, разделив их на "наших" и "ненаших". Здесь нужна ежедневная кропотливая работа, а не дешевый пиар: ведь пиар бессилен там, где работает реальная политика.
Автор — депутат Госдумы РФ
1.0x