Авторский блог Елена Антонова 03:00 13 апреля 2005

ОСТАНОВИЛИ МУЗЫКУ. Вновь о Российском национальном оркестре

| | | | |
Елена Антонова
ОСТАНОВИЛИ МУЗЫКУ. Вновь о Российском национальном оркестре
Одну из последних наших публикаций о выдающемся русском музыканте Михаиле Плетневе и созданном им Российском национальном оркестре (РНО), после пятнадцати лет существования относящемся к лучшим симфоническим коллективам мира, заключали слова: "Творчество Михаила Плетнева — всеобщее наше достояние. Его повсеместно растущая слава — свидетельство признания музыкального гения, отраженная волна наших чувств, а не закулисные решения правящих бал". Тем не менее, закулисные действия вкупе с явно ощутимым недоброжелательством мешают нормально жить и работать и Михаилу Плетневу, и коллективу РНО, чьим художественным руководителем он является. И это — несмотря на многочисленные шаги доброй воли, предпринимаемые руководством РНО, которые включают и предоставление репетиционного зала "Оркестриона" для концертов камерной музыки, и серию благотворительных концертов "Солисты РНО — детям" для воспитанников детских домов и школ-интернатов, пациентов детских больниц, учащихся художественных и музыкальных училищ, и содержание детской хоровой студии "Волшебство музыки", и традиционные концерты в память траурной даты катастрофы на Чернобыльской АЭС. Похоже, что это только подливает масла в огонь неприятия РНО и лично Михаила Плетнева, так же, как и недавно врученная ему одна из самых престижных музыкальных премий в мире "Грэмми" — за запись камерной музыки. Устойчив сальеризм в мире, а на том оголтелом рыночном пространстве, в которое превратилась наша страна, где все продается и покупается, он заимел немыслимые ранее рычаги воздействия.
28 марта, после окончания последней репетиции, проводимой Михаилом Плетневым перед большим европейским турне оркестра, президент фонда и генеральный продюсер РНО Сергей Марков объявил музыкантам о предстоящих изменениях в системе творческого руководства коллективом, которые вступят в силу с сезона 2006-2007 гг. по истечении срока действующего в настоящее время контракта с Плетневым. Вместо художественного руководства в оркестре будет действовать должность музыкального руководителя, на которую принято решение назначить Владимира Юровского. Контракт с Юровским Марков намерен подписать незамедлительно. "Владимир Юровский, — по его словам, — это самый яркий, динамичный и востребованный дирижер своего поколения. Не сомневаюсь, что он поведет РНО к новым творческим высотам". Основатель РНО Михаил Плетнев продолжит сотрудничество с оркестром в качестве Почетного дирижера и Главы дирижерской коллегии. При этом, как заметил генеральный продюсер, "мы рассчитываем в полной мере сохранить для РНО и для России драгоценную энергию таланта Михаила Плетнева, его приверженность созданному им оркестру".
32-летний Владимир Юровский является, по мнению критиков, "самым известным среди молодых и самым молодым среди известных дирижеров мира". Он родился в Москве, окончил Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1990 году переехал в Германию и продолжил обучение в Высших музыкальных школах Дрездена и Берлина. В 2000 году маэстро был удостоен престижного Abbiati Prize как "лучший дирижер года", а в 2004 году его назвали в числе десяти самых талантливых молодых дирижеров мира. С 2002 года Юровский работает с РНО и входит в его дирижерскую коллегию. Программы, которые он представляет, нередко называют сенсационными. Такого вот молодого неординарного дирижера руководство РНО замыслило сделать музыкальным руководителем сложившегося коллектива, имеющего свое собственное, не похожее на другие оркестры лицо. Что из этого выйдет, покажет время. Ближайший концерт РНО с Владимиром Юровским состоится 22 сентября 2005 года в Москве. В марте 2006 года планируются три концерта РНО под управлением Юровского в Нью-Йорке, а затем он вместе с Плетневым проведет турне по США.
Каково же отношение Михаила Плетнева к таким кардинальным изменениям в управлении его любимым детищем? Думаю, что восторга он не испытывает. Но, понимая, что за всем этим стоят деньги, необходимые для плодотворной работы оркестра, он будет пытаться примириться с этим. В начале своего заявления Плетнев как человек высокой культуры пожелал успехов будущему музыкальному руководителю. Вместе с тем он не скрыл своего разочарования политикой властей по отношению к РНО. "Мы всегда старались прославлять Россию своим искусством, поддерживать высокое качество музыкальной жизни в нашей стране, но постоянно сталкивались с обидным безразличием, а подчас и враждебным отношением. Мы думали о музыке, а не о том, как урвать из бюджета кусок пожирнее, не хотели зависеть от государственных дотаций, — а нам это стали ставить в упрек. В начале 90-х годов мы не просили у государства денег, потому что их у него тогда не было. А сейчас и на новые оркестры средства находятся, и на новые залы, но только не для нас…. В этих условиях руководство оркестра вынуждено думать о выживании, а не о том, как реализовать задуманные мною творческие проекты. Государственными наградами и званиями я не обделен, но если это награды за творчество, то нужно бы и условия для творчества создать. Если нет условий для творчества, даже приличных инструментов у оркестра нет, то награды — просто значки. Видимо, мои творческие проекты пока российскому государству не нужны". Эти горькие слова в устах в высшей степени сдержанного и тактичного человека должны быть страшны для власть предержащих. Если с властью всерьез вступают в борьбу такие прежде рьяные ее сторонники, как члены партии "Родина" во главе с Дмитрием Рогозиным, отвергает подобная Плетневу талантливая высоколобая творческая интеллигенция, плохо ее дело. Настала пора крепко поразмыслить об этом. Может, еще не поздно попробовать, начиная с малого, ну хотя бы с изменения отношения к РНО, с включения этого, едва ли не самого лучшего симфонического коллектива России, в статус государственного, со всеми вытекающими отсюда последствиями, и попытаться исправить то, что еще можно исправить? Тогда молодой талантливый музыкант Владимир Юровский сможет на правах приглашенного дирижера управлять Российским национальным оркестром и с его помощью демонстрировать сенсационные программы, покорять слушателей "изящным и мастерски отточенным стилем". Публика же, уже "испорченная" не раз испытанным наслаждением от глубоких, подчас неожиданных интерпретаций Михаила Плетнева, будет вместе с ним открывать все новые и новые порядки постижения до боли знакомой музыки. Это — как разложение непрерывной кривой на все более и более высокие гармоники, как шум морского прибоя, слагающегося из шумов отдельных капель, и нет этому конца, как бы далеко мы не пошли.
1.0x